Р Е Ш Е Н И Е 10 февраля 2012 года г. Венев Веневский районный суд Тульской области в составе: председательствующего Безрукова А.В., при секретаре Петраковой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Веневского района Тульской области о признании постановления главы МО Веневский район № от ДД.ММ.ГГГГ противоречащим требованиям законодательства РФ и недействующим, установил: прокурор Веневского района Тульской области обратился в суд с заявлением о признании постановления главы МО Веневский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Венёвский район Тульской области» противоречащим требованиям законодательства РФ и недействующим. Заявленные требования мотивированны тем, что прокуратурой Венёвского района был произведен мониторинг муниципальных нормативно-правовых актов, в ходе которого установлено, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству РФ, поскольку нормативно-правовые акты, на основании которых принято постановление главы МО Веневский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Венёвский район Тульской области» (далее постановление) – постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» и постановление Губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета имущества Тульской области и ведении реестра областного имущества» в настоящее время утратили юридическую силу в связи с принятием новых нормативно-правовых актов – постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании учета федерального имущества» и постановления администрации Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «О совершенствовании учета государственного имущества Тульской области». Кроме того, в настоящее время комитет по управлению муниципальным имуществом фактически прекратил свою деятельность и находится в стадии ликвидации. Часть 3 оспариваемого постановления содержит обязательные для исполнения указания в отношении прямо не подотчетных администрации юридических лиц. В соответствии с решением Собрания представителей МО Венёвский район № от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре администрации муниципального образования Венёвский район», такая структура, как комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО Венёвский район отсутствует. Прокурор Веневского района Тульской области Тимаков О.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить, при этом добавил, что в нарушение требований ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы, обязанные вести реестр муниципального имущества муниципального образования Веневский район Тульской области не определены, а обязанность, исходя из действующего постановления, вести реестр возложена на ликвидируемое лицо, которое в настоящее время фактически прекратило свою деятельность. Представители Собрания представителей МО Венёвский район, АМО Веневский район по доверенностям Егорова И.Н. и Кузнецова Т.Б. в судебном заседании не возражали против заявленных требований. При этом представитель АМО Венёвский район Кузнецова Т.Б. пояснила, что в настоящее время разработан проект решения об утверждении Положения о реестре муниципальной собственности МО Венёвский район, который направлен в прокуратуру района для проверки соответствия требованиям закона и проведения антикоррупционной экспертизы. В настоящее время комитет по управлению имуществом, находящийся в стадии ликвидации, фактически какой-либо деятельности не осуществляет. Выслушав участников по делу, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Согласно ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования. Согласно ч. 4 ст. 7 указанного закона, издаваемый органами местного самоуправления муниципальный правовой акт не должен противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации, а также иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 730 от 29.06.1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» ведение реестров государственного и муниципального имущества, предоставляемого в аренду является одним из условий для развития предпринимательства в Российской Федерации. Из постановления главы МО Венёвский район Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в целях организации учета имущества, являющегося государственной собственностью МО Венёвский район, совершенствования механизмов управления и распоряжения этим имуществом, в соответствии с постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» и постановлением губернатора Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета имущества Тульской области и ведении реестра областного имущества» было утверждено «Положение об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципального имущества МО Венёвский район. При этом организация учета муниципального имущества была возложена на комитет по управлению муниципальным имуществом АМО Венёвский район. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ N 447 от 16 июля 2007 г. «О совершенствовании учета федерального имущества». Постановление губернатора Тульской области № 407 от 21 сентября 1998 года «Об организации учета имущества Тульской области и ведении реестра областного имущества», также утратило свою силу в связи с изданием постановления администрации Тульской области от 02.04.2009 года № 188 «О совершенствовании учета государственного имущества Тульской области». Из решения Собрания представителей муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре администрации муниципального образования Венёвский район» следует, что в администрации МО Венёвский район отсутствует такая структура, как Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования Веневский район Тульской области. Постановлением главы администрации МО Веневский район № от ДД.ММ.ГГГГ постановлено ликвидировать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Веневский район. Из письма главы МО Веневский район от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Собранием представителей МО Венёвский район рассмотрено представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении. Администрацией муниципального образования Венёвский район будет подготовлен проект Положения о совершенствовании учета имущества и представлен на рассмотрение Собрания представителей МО Венёвский район. В судебном заседании достоверно установлено, что до настоящего времени Положение о совершенствовании учета имущества не представлено на рассмотрение Собрания представителей МО Венёвский район. Также, в нарушение требований ч. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы, обязанные вести реестр муниципального имущества муниципального образования Веневский район Тульской области не определены. В соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Часть третья 3 оспариваемого Постановления устанавливает: «…юридическим лицам, имеющим имущество в муниципальной собственности, в 6-ти месячный срок получить … свидетельство о внесении в реестр муниципального имущества», то есть содержит обязательные для исполнения указания в отношении прямо не подотчетных администрации юридических лиц, которые, в соответствии с ч. 2 ст. 1 ГК РФ приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по возможности возложения обязанности на юридических лиц совершать определенные действия или отказаться от их совершения в императивном порядке. При таких обстоятельствах суд считает, что вышеуказанный нормативный правовой акт принят за пределами компетенции органов местного самоуправления. В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", разъяснено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу. С учетом изложенного, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора Веневского района Тульской области и признать постановление главы муниципального образования Веневский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Веневский район Тульской области» недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. На основании ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Несмотря на то, что сведений о публикации оспариваемого нормативно-правового акта в средствах массовой информации не представлено, суд приходит к выводу, что сообщение о решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Красное Знамя». Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: заявление прокурора Венёвского района Тульской области об оспаривании нормативно-правового акта, удовлетворить. Признать противоречащим требованиям законодательства РФ и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление главы муниципального образования Веневский район № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации учета муниципального имущества и ведения реестра муниципального имущества муниципального образования Веневский район Тульской области». По вступлении решения суда в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете "Красное Знамя". Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда в течение месяца через Веневский районный суд. Председательствующий