решение по иску о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и наложении обязательства по строительству дороги



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 мая 2012 года г. Венёв

Венёвский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Борисенко С.Н.,

при секретаре Затуливетер И.Н.,

с участием заместителя прокурора Венёвского района Тульской области Попова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Венёвского района Тульской области к администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области и администрации МО Венёвский район Тульской области о признании незаконными бездействия органов местного самоуправления и наложении обязательства по строительству автодороги,

у с т а н о в и л:

прокурор Венёвского района Тульской области обратился в суд с иском к администрации МО Венёвский район Тульской области и администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области о признании незаконным бездействие администрации МО Венёвский район Тульской области и администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по организации надлежащего транспортного сообщения <адрес> <адрес> и наложении обязательства на администрацию МО Венёвский район Тульской области и администрацию МО Мордвесское Венёвского района Тульской области по выполнению комплекса мер, необходимых для обеспечения транспортной доступности <адрес> – обеспечения круглогодичного и беспрепятственного проезда транспортных средств до <адрес> <адрес> путём ремонта и надлежащего содержания имеющейся автомобильной дороги либо строительства новой автомобильной дороги.

Свои исковые требования прокурор Венёвского района мотивировал тем, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Статьями 5, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

При этом, как следует из ст. 3 указанного Закона, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В ходе проведённой прокуратурой Венёвского района Тульской области проверки было установлено, что автомобильная дорога д. Лукошкино – <адрес>, расположенная в границах муниципального образования Мордвесское Венёвского района, не соответствует установленным требованиям, в связи с тем, что не имеет основания и покрытия. Какое-либо иное дорожное сообщение с <адрес> отсутствует. Таким образом, органами местного самоуправления МО Венёвский район и МО Мордвесское Венёвского района надлежащим образом решение вопросов местного значения не организовано. В отсутствие надлежащего транспортного сообщения с <адрес> ответчиками какие-либо меры во исполнение полномочий, предусмотренных ст. ст. 14 и 15 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предпринимаются. Вместе с тем, отсутствие надлежащего транспортного сообщения с данным населённым пунктом препятствует самой возможности прибытия или своевременного прибытия транспорта специального назначения, в том числе скорой медицинской помощи, противопожарной службы, что нарушает права и интересы жителей <адрес> <адрес>.

В ходе судебного заседании прокурор Попов А.В. исковые требования поддержал в полном объёме по тем же основаниям, которые изложены в заявлении.

Представитель администрации МО Венёвский район Тульской области по доверенности Андросова В.Л. иск признала частично, указав, что администрация не самоустранилась от исполнения своих обязанностей по организации транспортного сообщения <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ обращались в Департамент дорожного хозяйства министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области с просьбой рассмотреть вопрос о включении в региональную целевую программу "Модернизация и развитие автодорог общего пользования в Тульской области на 2009 – 2015 годы" строительство автодороги в <адрес>. Поэтому администрация не согласна с требованиями о признании незаконным бездействие администрации МО Венёвский район по организации надлежащего транспортного сообщения <адрес>. Против требований о наложении обязательства на администрацию МО Венёвский район по выполнению комплекса мер, необходимых для обеспечения транспортной доступности <адрес> в том числе путём строительства автомобильной дороги, возражений нет.

Представитель администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области по доверенности Ганженко Ю.И. также не согласился с исковыми требованиями в части признания незаконным бездействие администрации МО Мордвесское, выразившееся в самоустранении по организации надлежащего транспортного сообщения <адрес>, указав, что ДД.ММ.ГГГГ со стороны администрации МО Мордвесское было направлено письмо директору Департамента Департамент дорожного хозяйства министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области с просьбой рассмотреть вопрос о включении в программу строительство участка автодороги "Лукошкино-Горшковский". После этого проводились консультации со специалистом из отдела строительства. Был разработан проект строительства дороги на спорном участке, который должен быть реализован в 2012 году. На строительство выделено 27 млн. рублей. С требованиями прокурора о наложении обязательства по организации транспортного сообщения <адрес> путем строительства новой автомобильной дороги, он согласен и не имеет возражений.

Заслушав доводы прокурора Попова А.В., представителя администрации МО Венёвский район Андросовой В.Л. и представителя администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области Ганженко Ю.И., допросив свидетеля ФИО7 и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно положений ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги в зависимости от их назначения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.

При этом, как следует из ст. 3 указанного Закона, под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. К вопросам местного значения муниципального района относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В письме главы администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области (л.д. 7) на имя прокурора Венёвского района Тульской области от 29 декабря 2011 года сообщается, что имеющаяся дорога между населёнными пунктами <адрес> является проселочной (полевой) без основания и покрытия, протяженностью 4 км.

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области Архипова В.Е. обратилась к заместителю министра директору Департамента транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Салищеву Н.В. с просьбой включить в Федеральную целевую программу строительства автодорог на 2012 год участок автодороги "Лукошкино-Горшковский" на территории муниципального образования Мордвесское Венёвского района в целях обеспечения транспортного сообщения постоянно проживающему населению <адрес> (75 человек).

Из справки заместителя главы администрации МО Венёвский район Тульской области (л.д. 45) следует, что в перечне автодорог Венёвского района путь следования из населённого пункта <адрес> в <адрес>, расположенной на территории Венёвского района, не состоит.

Согласно письма первого заместителя директора ГУ ТО "Тулаупрадор" (л.д. 69), автодорога сообщением д. Лукошкино – <адрес> не входит в перечень автодорог общего пользования, утверждённый КУГИ Тульской области № 57 от 29 июня 2004 года и не находится в оперативном управлении учреждения.

В соответствии с письмом заместителя главы администрации МО Венёвский район Тульской области Блажнова В.И. в адрес заместителя министра – директора департамента дорожного хозяйства министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области (л.д. 107) администрации МО Венёвский район Тульской области предлагает рассмотреть вопрос о включении в региональную целевую программу "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области на 2009-2015 годы", утверждённую постановлением губернатора Тульской области от 08 июня 2009 года № 410, строительство автодороги от <адрес> до автодороги федерального значения "М 4 – Дон" ориентировочной протяженностью 4,0 км.

Из показаний свидетеля ФИО7 следует, что он постоянно проживает в <адрес>. Транспортное сообщение с поселком Горшковский ранее существовало через железнодорожный переезд, который в 2005 году по решению ОАО "РЖД" был закрыт и разобран. С этого времени автодороги, связывающей <адрес> с внешним миром, не существует. Имеется полевая дорога, которая вынуждено была накатана жителями данного населённого пункта через <адрес>. Но в распутицу и непогоду по ней невозможно проехать на автомобильном транспорте. В 2009 году, когда сильно ухудшилось здоровье его матери, и он вынужден был вызвать скорую медицинскую помощь, то медицинские работники так и не смогли приехать. Неоднократно обращался в различные инстанции с вопросом об организации транспортного сообщения в <адрес>, но никаких мер до настоящего времени не предпринимается. Спецавтотранспорт не может проехать в <адрес>. Жители поселка <адрес> лишены возможности получения первой помощи в случае необходимости.

Учитывая изложенное, суд считает доказанным факт отсутствия автодороги в <адрес> Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля ФИО7, письмами представителей органов местного самоуправления Венёвского района на имя заместителя министра – директора департамента дорожного хозяйства министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области о необходимости включения в региональную целевую программу "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования в Тульской области на 2009-2015 годы", утверждённую постановлением губернатора Тульской области от 08 июня 2009 года № 410, строительство автодороги от <адрес> до автодороги федерального значения "М 4 – Дон" ориентировочной протяженностью 4,0 км. и не оспаривается сторонами.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Венёвского района Тульской области о признании незаконным бездействие администрации МО Венёвский район Тульской области и администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по организации надлежащего транспортного сообщения <адрес> <адрес> и наложении обязательства на администрацию МО Венёвский район Тульской области и администрацию МО Мордвесское Венёвского района Тульской области по выполнению комплекса мер, необходимых для обеспечения транспортной доступности <адрес> <адрес> – обеспечения круглогодичного и беспрепятственного проезда транспортных средств до <адрес> путём ремонта и надлежащего содержания имеющейся автомобильной дороги либо строительства новой автомобильной дороги.

Доводы представителей администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области Ганженко Ю.И. и администрации МО Венёвский район Тульской области Андросовой В.Л. о том, что органы местного самоуправления приняли все необходимые меры и исполнили обязательства, возложенные на них ст. ст. 14 и 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" по организации транспортного сообщения <адрес> путём обращения в министерство транспорта и дорожного хозяйства Тульской области в октябре и ноябре 2011 года с просьбой о включении в федеральную целевую программу строительства автодороги от <адрес> до автодороги федерального значения "М 4 – Дон" ориентировочной протяженностью 4,0 км., суд считает несостоятельными, поскольку до октября и ноября 2011 года, после закрытия железнодорожного переезда в 2005 году, со стороны муниципального образования Мордвесское Венёвского района Тульской области и муниципального образования Венёвский район Тульской области никаких мероприятий по организации транспортного сообщения в <адрес> не проводилось.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

признать незаконным бездействие администрации МО Венёвский район Тульской области и администрации МО Мордвесское Венёвского района Тульской области, выразившегося в самоустранении от предусмотренной законодательством работы по организации надлежащего транспортного сообщения пос. Горшковский Венёвского района Тульской области и наложить обязательство на администрацию МО Венёвский район Тульской области и администрацию МО Венёвский район Тульской области выполнить комплекс мер, необходимых для обеспечения транспортной доступности <адрес> – обеспечения круглогодичного и беспрепятственного проезда транспортных средств до <адрес> <адрес>, путём строительства новой автомобильной дороги.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Венёвский районный суд Тульской области в течение месяца.

Председательствующий