Приговор от 26.05.2010 г. по делу №1-114/2010



№ 1-114/2010

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Вельск 26 мая 2010 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе: председательствующего судьи Иванова В.Ф.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора Вельского района Шухтина М.П.,

подсудимого Беляева А.В.,

защитника Барминой Л.В., представившей удостоверение № 12 и ордер № 006762,

при секретаре Пивневой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении

Беляева А.В., ранее судимого:

16 апреля 2003 года Вельским районным судом Архангельской области по ст. ст. 105 ч. 1, 158 ч. 1 УК РФ с применением ст. 69 ч. 3 УК РФ к 07 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. По постановлению Котласского городского суда Архангельской области от 26 февраля 2008 года освобожден из ИК-4 г. Котлас условно-досрочно на неотбытый срок 01 год 10 месяцев 25 дней, содержащегося под стражей с 24 февраля 2010 года,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ,

установил:

Беляев А.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

24 февраля 2010 года в период времени с 00 часов до 06 часов 45 минут, Беляев А.В. в ходе совместного распития спиртных напитков, в "Адрес 1", на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе ссоры со Ж., с целью убийства, нанес ему не менее четырех ударов рубящей частью топора в область головы, причинив тем самым Ж. телесные повреждения характера: рубленой открытой черепно-мозговой травмы, проявлением которой явились: четыре рубленые раны: одна правой скуло - височной области, две сообщающиеся друг с другом теменной области справа, одна височно - затылочной области, четыре разруба правых височной и теменной костей, правого отдела затылочной кости, с повреждением костей основания черепа и повреждением твердой и мягких оболочек головного мозга, кровоизлияния над и под твердую и под мягкие оболочки головного мозга, ушиб головного мозга тяжелой степени, которая по своему характеру являлась опасной для жизни и по квалифицирующему признаку опасности для жизни человека оценивается как тяжкий вред здоровью и состоит в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти Ж. на месте происшествия.

Подсудимый Беляев А.В. свою вину в совершении преступления признал полностью. В судебном заседании пояснил, что в течение дня 23 февраля 2010 года со своей сожительницей М. распили несколько бутылок вина. Вечером к ним в гости пришел Ж. и принес полуторалитровую бутылку самогона. Он, М. и Ж. стали распивать принесенное спиртное. Через некоторое время в его квартиру пришла М.Л.. М.Л. позвала его к себе, заявив, что хочет угостить его в честь праздника. Почему он пошел к ней объяснить не может, т.к. дома оставалось спиртное. Ж. и М. остались в квартире. К тому времени М. уже спала не раздеваясь на диване. Ж. оставался сидеть за столом. Когда он вернулся домой примерно через 15-20 минут, М. спала уже раздетая, а Ж. по пояс голый сидел в комнате в кресле. Увидев его, тот стал одевать рубаху. В ответ на его претензии Ж. заявил, что поставит его на деньги и оскорбил на тюремном жаргоне. Его такое обращение и такая ситуация оскорбили. Он взял в правую руку топор, лежащий у кровати, и ударил, вставшего с кресла и шагнувшего к нему навстречу Ж. по голове. Помнит, что нанес два удара. Допускае, что ударов было больше. Удары он наносил острием топора, с силой. Когда понял, что убил Ж. пошел к М.Л. и рассказал о произошедшем.

При даче явки с повинной Беляев А.В. добровольно сообщил о том, что 24 февраля 2010 года, утром, находясь в "Адрес 1", в ходе ссоры нанес 3-4 удара топором по голове Ж. (том 1л.д. 32).

Кроме полного признания подсудимым своей вины его вина подтверждается также исследованными доказательствами.

Так, потерпевшая Ж., являющейся сестрой погибшего, на следствии показала, что 26 февраля 2010 года ей позвонила Л., которая сообщила, что Ж. убили. На похоронах Л. рассказала, что Ж. убил Беляев Александр в своей квартире на "Адрес 1".

Свидетель М., проживавшая совместно с подсудимым, в судебном заседании показала, что 23 февраля 2010 года она и Беляев в течение всего дня распивали спиртные напитки. Во второй половине дня, к ним пришел Ж. Он был в состоянии алкогольного опьянения. Они продолжили распивать спиртное на кухне. Приносил ли Ж. с собой спиртное, не помнит, так как опьянела и легла спать. При ней конфликтов между Ж. и Беляевым не было. Утром 24 февраля 2010 года ее разбудили сотрудники милиции. Труп Ж. лежал на полу. Интимной близости со Ж. у нее не было. Что произошло в квартире ночью, не знает.

Свидетель М.Л. в судебном заседании показала, что в ночью 24 февраля к ней пришел Беляев и сказал, что убил Ж.. Она велела ему вызвать скорую помощь и милицию. Около 08 часов вместе с приехавшими к ней Н.Л. и Н.Н. пришла в квартиру Беляева. Беляев снова сказал, что убил Ж.. Пояснил, что тот лежит в комнате. Ж. лежал на полу возле дивана. На его голову была наброшена какая-то ткань. Н.Н.. вызвала сотрудников милиции и скорую помощь. М. спала на кровати. Возле тумбочки, стоявшей между диваном и кроватью, увидела топор. Беляев рассказал, что убил Ж. из-за того, что М. изменила ему со Ж..

Свидетель Н.А.В. на предварительном следствии показал, что в ночь с 23 на 24 февраля 2010 года в квартире Беляева шума не слышал. Утром 24 февраля около 08 часов услышал женские крики. Выйдя в коридор, увидел, что дверь в квартиру Беляева открыта. Женщина кричала, что «он убил его из-за тебя». Со слов М.Л. знает, что Беляев убил какого-то мужчину л.д. 97-98).

Свидетель Н.Л. в суде показала, что 24 февраля 2010 года около 08 часов приехали к М.Л. и та сообщила, что приходил Беляев и сказал, что убил Ж.. Позже она с дочерью Н. и М.Л. пошли к Беляеву. В квартире находился сам Беляев, в комнате на кровати спала М., а на полу около дивана лежал труп Ж.. Голова Ж. была накрыта половиком. Приподняв половик, увидела рану на его голове. В комнате около тумбочки между диваном и кроватью лежал топор. Со слов Беляева знает, что он убил Ж. из-за того, что М. изменила ему и ним. Поскольку М. совершала тоже самое с ее мужем, она избила ее, а потом сняла с нее белье и выкинула их на лестничную площадку.

Свидетель Н.Н. на предварительном следствии показала, что 24 февраля 2010 года около 07 часов матери позвонила М.Л. и сообщила, что Беляев убил Ж.. Когда она, ее мать и М.Л. пришли в квартиру к Беляеву, тот сидел на кухне и употреблял спиртное, на кровати в комнате спала М.. Она была в состоянии алкогольного опьянения. В комнате на полу около дивана лежал труп Ж., голова его была прикрыта половиком. Видела, что на полу было много крови. Беляев пояснил, что когда вернулся в квартиру, решил, что между М. и Ж. были интимные отношения, после этого зарубил топором Ж.. Со своего телефона вызвала скорую помощь и сотрудников милиции. Пока ждали приезда скорой помощи и милиции, пили водку, которая была у Беляева. Во время распития спиртного ее мать Н.Л. проходила в комнату, рассматривала обстановку. Её мать избила М.. Стащила ее с кровати, сняла с нее белье и выкинула их коридор (том 1л.д. 93-94).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от 24 февраля 2010 года однокомнатная квартира, расположенная на втором этаже двухэтажного дома "Адрес 1". В комнате в положении лежа на полу возле дивана, лицом вниз, лежит труп Ж. На голове обнаружены рубленые раны. На диване находится подушка, на наволочке которой имеются пятна вещества бурого цвета, похожего на кровь. Возле тумбочки, стоящей межу диваном и кроватью, обнаружен топор. За диваном на обоях обнаружены многочисленные потеки и пятна вещества бурого цвета похожего на кровь. В ходе осмотра места происшествия изъяты: топор, наволочка с подушки, а так же фрагмент обоев со стены (том 1л.д. 10-26). Указанные предметы 25 февраля 2010 года осмотрены и приобщены к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств (том 1л.д. 104-106).

В ходе проведения 10 марта 2010 года проверки показаний на месте обвиняемый Беляев А.В. рассказал как в ночь на 24 февраля 2010 года совершил убийство Ж. Пояснил, что когда вернулся в квартиру от М.Л., то увидел, Ж. сидел с голым торсом. На его вопрос о произошедшем в его отсутствие. Ж. пояснил, что М. делала ему массаж. Откинув одеяло, он увидел, что М. лежит на диване голая. После этого между ним и Ж. произошла ссора. В ходе которой, он достал из-под кровати топор и нанес им удар по голове Ж.. Тот упал на пол, рядом с диваном. Помнит, как нанес первые два. После этого поставил топор к тумбочке, а тело Ж. накрыл паласом. Разбудил М. и пошел к своим знакомым М.Л. вызывать скорую помощь и милицию. Показал при этом как совершал убийство (том 1л.д. 56-66).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы № 71 от 09 апреля 2010 года смерть Ж., наступила от телесного повреждения: рубленой открытой черепно-мозговой травмы, проявлением которой явились: четыре рубленые раны: одна правой скуло - височной области, две сообщающиеся друг с другом теменной области справа, одна височно - затылочной области, четыре разруба правых височной и теменной костей, правого отдела затылочной кости, с повреждением костей основания черепа и повреждением твердой и мягких оболочек головного мозга, кровоизлияния над и под твердую и под мягкие оболочки головного мозга, ушиб головного мозга тяжелой степени, которая по своему характеру являлась опасной для жизни и по квалифицирующему признаку опасности для жизни человека оценивается как тяжкий вред здоровью (л. д. 111-125).

По заключениям экспертов № № 146, 173 от 10 марта, 29 марта 2010 года кровь в пятнах №№ 1-3 на топоре и пятнах № 8 фрагменте обоев, изъятых в ходе осмотра места происшествия 24 февраля 2010 года в "Адрес 1", могла произойти от Ж. и не могла произойти от Беляева А.В. В остальных пятнах на топоре, в остальных пятнах на фрагменте обоев, в пятнах на наволочке кровь могла произойти от Ж. (том 1л.д. 128-132).

Из заключения судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств № 128/2010-МК от 15 апреля 2010 года следует, что причинение четырех кожных ран правых отделов головы и расположенных в проекции указанных ран четырех разрубов правых височной и теменной костей, правого отдела затылочной кости от трупа Ж. топором, изъятым в ходе осмотра места происшествия 24 февраля 2010 года по адресу: "Адрес 1", не исключается по групповым признакам (том 1л.д. 136-142).

Дав анализ и оценку исследованным доказательствам в их совокупности, суд находит вину подсудимого доказанной полностью.

Она подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей, данными, как на предварительном следствии, так и в суде. Не доверять им, оснований нет, их показания последовательны, непротиворечивы, взаимно дополняют друг друга и соответствуют письменным доказательствам и признательным показаниям подсудимого. Исследованные в судебном заседании доказательства являются допустимыми и достоверными.

Так свидетель М. пояснила, что когда она легла спать в квартире оставались Ж. и Беляев, которые продолжили распитие спиртного. Утром, ее разбудили работники милиции и она увидела труп Ж., который лежал в комнате на полу. Свидетель М.Л. пояснила, что Беляев пришел к ней и заявил об убийстве Ж.. А когда она с Н.Л. пришли к подсудимому, то действительно труп Ж. лежал на полу, а рядом находился топор. Беляев говорил, что убийство совершил из-за ревности. Аналогичные показания дали допрошенные в качестве свидетелей Н.Л. и Н.Н. Показания свидетеля Н.Н., потерпевшей Ж. в судебном заседании оглашены в соответствии с положениями ст. 281 ч. 1 УПК РФ.

Сам подсудимый неоднократно в ходе допросов на предварительном следствии и при выходе на место происшествия рассказывал и показывал как совершил убийство Ж.. Показал топор, которым наносил удары по голове Ж.. Именно данный топор по заключению эксперта является орудием убийства. По заключению судебно-медицинской экспертизы причиной смерти Ж. послужили телесные повреждения в виде рубленных ран на голове погибшего. Беляев повторил свои показания в судебном заседании. Таким образом достоверно установлено, что именно Беляев причинил Ж. телесные повреждения, повлекшие смерть потерпевшего на месте происшествия.

Переходя к юридической оценке содеянного, суд считает, что действия подсудимого следует квалифицировать по ст. 105 ч. 1 УК РФ, так как Беляев А.В. совершил убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

При определении меры наказания суд с учетом характера и степени общественной опасности содеянного принимает во внимание все обстоятельства дела и личность подсудимого.

Беляев А.В. с места жительства в целом характеризуется посредственно. Не работает, злоупотребляет спиртными напитками, ведет аморальный образ жизни, на его поведение в быту неоднократно поступали жалобы от соседей. Из проводимой с ним профилактической работы должных выводов не делает (том 1л.д. 174).

С бывшего места отбывания наказания в ФБУ ИК-4 УФСИН России по Архангельской области характеризуется положительно (том 1л.д. 180).

Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого Беляева А.В., является явка с повинной.

Обстоятельством, отягчающим его наказание, является рецидив преступлений.

Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что Беляев А.В. имея не снятую и не погашенную в установленном законом порядке судимость, вновь совершил аналогичное преступление против жизни относящееся к категории особо тяжких, суд приходит к выводу, что его исправление и перевоспитание возможны лишь в условиях изоляции от общества без назначения дополнительного наказания в виде ограничения свободы.

В соответствии со ст. 58 ч. 1 п. «г» УК РФ местом отбытия наказания следует определить исправительную колонию особого режима.

Согласно ст.ст. 81, 82 УПК РФ признанные по делу в качестве вещественных доказательств: топор, фрагмент обоев и наволочку, хранящиеся при уголовном деле, – надлежит уничтожить (том 1л.д. 106).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

признать Беляева А.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ, и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 10 (десять) лет без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.

Меру пресечения Беляеву А.В. – в виде заключения под стражу – оставить прежней.

Срок наказания исчислять с 26 мая 2010 года. Зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей с 24 февраля 2010 года по 25 мая 2010 года.

Вещественные доказательства по уголовному делу: топор, фрагмент обоев и наволочку, хранящиеся при уголовном деле, – уничтожить.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Беляевым А.В. в тот же срок со дня получения копии приговора, путем подачи жалобы в Вельский районный суд.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный, содержащийся под стражей, вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, о чем должен указать в кассационной жалобе, а в случае подачи кассационного представления или жалобы другого лица – в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу (представление) в течение 10 суток со дня вручения копии жалобы (представления).

Осужденный также вправе ходатайствовать о кассационном рассмотрении дела с участием защитника, о чем должен подать в суд, постановивший приговор, соответствующее заявление в срок, установленный для подачи возражений на кассационные жалобы (представление).

Председательствующий В.Ф. Иванов