Решение от 11.03.2010 года по иску о признании государственного сертификата недействительным



Дело ХХХХ

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

г. Вельск 11 марта 2010 года

Вельский pайонный суд Аpхангельской области в составе:

председательствующего Маурина В.Ю.,

пpи секpетаpе Гущиной М.В.,

pассмотpел в откpытом судебном заседании в городе Вельске 11 марта 2010 года гpажданское дело по иску Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области к Селезнёвой О.А. о признании государственного сертификата на материнский (семейный) капитал недействительным,


у с т а н о в и л:

Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области обратилось в суд с иском к Селезнёвой О.А. о признании недействительным выданного на её имя государственного сертификата на материнский (семейный) капитал серия МК–2 ХХХХ от ***** года недействительным.

Исковые требования мотивированы тем, что в связи с рождением у Селезнёвой О.А. ***** года второго ребёнка – С. и её обращением с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал решением руководителя ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Вельском районе Архангельской области ХХХХ от ***** года ответчику ***** года был выдан указанный государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Решением Вельского районного суда Архангельской области от ***** года Селезнёва О.А. лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей: С. ***** года рождения, С., ***** года, что является основанием для прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки. Таким образом, наличие выданного ответчице государственного сертификата на материнский (семейный) капитал при отсутствии у неё права на дополнительные меры государственной поддержки, препятствует реализации права отца ребёнка или самого ребёнка, на дополнительные меры государственной поддержки. Поэтому государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ***** года серия МК-2 ХХХХ в размере 276 250 рублей 00 копеек, выданный на имя Селезнёвой Оксаны Александровны, должен быть признан недействительным.

Представитель ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Вельском районе Архангельской области Костылев И.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования по тем же основаниям.

В судебном заседании Селезнёва О.А. исковые требования ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области о признании выданного на её имя государственного сертификата на материнский (семейный) капитал признала, пояснив, что решение Вельского районного суда о лишении родительских прав в отношении двоих несовершеннолетних детей она не обжаловала. Просила признание иска принять.

Привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика орган опеки и попечительства – Управление образования МО «Вельский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Вельском районе Архангельской области Костылева И.Н., ответчика Селезнёвой О.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 7 и ст. 38 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Частью 3 ст. 3 Федерального закона предусмотрено, что право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случае лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Частями 4 и 5 этой же статьи Федерального закона предусмотрено возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет, в случаях прекращения такого права соответственно у отца (усыновителя) ребенка, или женщины, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являющейся единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Статьёй 5 Федерального закона установлено, что лица, указанные в частях 1, 3 - 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (далее - сертификат) в любое время после возникновения права на дополнительные меры.

В судебном заседании установлено, что Селезнёва О.А., ***** года рождения, является матерью несовершеннолетних детей: С., ***** года рождения, и С., ***** года рождения. Данные обстоятельства подтверждаются; свидетельством о рождении С., выданным Вельским отделом ЗАГС Архангельской области ***** года, актовая запись о рождении ХХХХ, в графе «отец» - прочерк; свидетельством о рождении С., выданным Вельским территориальным отделом Управления ЗАГС Администрации Архангельской области ***** года, актовая запись о рождении ХХХХ, в графе «отец» - прочерк; паспортом Гражданина РФ на имя Селезнёвой О.А. ХХХХ, выданным ***** года л.д. 15-20).

Согласно представленным руководителем Вельского территориального отдела Агентства ЗАГС Архангельской области сведениям в актовой записи о рождении С. ХХХХ от ***** года и актовой записи о рождении С. ХХХХ от ***** года сведения об отце отсутствуют.

26 августа 2008 года Селезнёва О.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Вельском районе Архангельской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребёнка – С. ( л.д. 21-22).

На основании решения руководителя ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Вельском районе Архангельской области ХХХХ от ***** года Селезнёвой О.А. ***** года был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал Серия МК-2 ХХХХ в размере 276 250 рублей 00 копеек л.д. 13-14, 23).

Решением Вельского районного суда Архангельской области от 30 октября 2008 года Селезнёва О.А. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей С. и С., с неё взысканы алименты на содержание детей. Данное решение в установленном законом порядке обжаловано не было и вступило в законную силу 11 ноября 2008 года.

Согласно сообщению начальника управления образования администрации МО «Вельский муниципальный район» от ***** года С., ***** года рождения находится в ГОУ «Низовский детский дом» на полном государственном обеспечении. С., ***** года рождения, до ***** года находился в ГУЗ «Котласский дом ребёнка», откуда выбыл в связи с усыновлением л.д. 52-54).

Из приведенных выше норм Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» следует, что правовым и значимым основанием для оказания дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, следует считать факт рождения у женщины второго ребёнка, а также нахождение детей в семье, их содержание и воспитание лицами, имеющими право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии со статьёй 3 данного Федерального закона.

В соответствии с п. 2 Правил подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 года № 873, сертификат является именным документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В силу подпункта «б» п. 7 указанных Правил основанием для отказа в выдаче сертификата является прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что лишение родительских прав ответчицы в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении второго ребёнка, является основанием для прекращения права Селезнёвой О.А. на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и пункта 7 названных Правил, поскольку, данное право, возникло в связи с рождением второго ребёнка и нахождением в семье на содержании и воспитании Селезнёвой О.А. двоих несовершеннолетних детей.

Ни Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», ни Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал не наделяют территориальный орган Пенсионного Фонда РФ, выдавший государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, правом на аннулирование этого сертификата или признания его недействительным в случае прекращения у лица, его получившего, права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным этими Федеральным законом и Правилами.

В то же время, наличие государственного сертификата на материнский (семейный) капитал у женщины, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекращается в случае лишения её родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона, приведёт к нарушению реализации прав лиц, указанных в частях 4 и 5 ст. 3 Федерального закона, в том числе несовершеннолетнего ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло такое право, на дополнительные меры государственной поддержки.

Дав оценку и анализ исследованным в судебном заседании доказательствам в их совокупности, суд считает, что у Селезнёвой О.А. отсутствует право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а поэтому выданный на её имя государственный сертификат на материнский (семейный) капитал должен быть признан недействительным.

Суд принимает признание иска ответчицей Селезнёвой О.А., так как признание иска не противоречит закону, не нарушает права и интересы сторон, и других лиц, признание иска выражено ответчиком добровольно, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны. Признание иска выражено в письменном заявлении, написанном Селезнёвой О.А. собственноручно.

Поэтому суд считает, что исковые требования ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании выданного Селезнёвой О.А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ***** года недействительным основаны на законе и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 88, 91, 103 ГПК РФ с ответчика Селезнёвой О.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 39, 173, 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

исковые требования Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области удовлетворить.

Признать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ***** года серия МК-2 ХХХХ в размере 276 250 рублей 00 копеек, выданный на имя Селезнёвой О.А., недействительным.

Взыскать с Селезнёвой О.А. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в сумме 200 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд..

Председательствующий В.Ю. Маурин