Решение не вступило в законную силуДело № 2-500/2010 19 июля 2010 года
Р Е Ш Е H И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
Председательствующего судьи Латфуллина И.Г.,
при секретаре Звягинской И.С.,
рассмотрев в судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по иску Синяковой С.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о понуждении выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал,
у с т а н о в и л :
2 марта 2010 года ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области отказало Синяковой С.С. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Синякова С.С. обратилась в суд с иском о понуждении выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, указав, что первый ребенок умер на первой неделе жизни, 19 апреля 2007 года она родила второго ребенка. В марте 2010 года ответчик отказал ей в выдаче сертификата с указанием причины: прекращение права, считает, что отказ не основан на законе, так как в соответствии с законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры возникает при рождении ребенка у женщин родивших второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, то есть юридически значимым является сам факт рождения двух и более детей, кроме того она получала пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, размер которого был рассчитан как на второго ребенка.
В судебном заседании Синякова С.С. иск поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика Костылев И.Н. иск не признал, указав, что заявленное требование противоречит закону.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему:
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон № 256-ФЗ от 9 декабря 2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в дополнение к основным мерам социальной защиты, установил меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения, связанные с учетом особой социальной роли материнства в обществе предусматривает приоритетное право женщин на их получение.
Согласно преамбуле указанного закона следует, что данным законом устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки семьям, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
В соответствии со статьей 3 данного закона, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщин родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года, при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Данный Федеральный закон направлен на решение неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в Российской Федерации.
Как было установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, что 11 мая 2006 года истцом Синяковой С.С. была рождена дочь - Синякова А.А., что подтверждается справкой о рождении л.д.6).
Свидетельство о рождении на основании ст.20 Федерального закона № 143-ФЗ от 15 ноября 1997 года «Об актах гражданского состояния» выдано не было, в связи со смертью ребенка на первой неделе жизни - 13 мая 2006 года, выдано только свидетельство о смерти л.д.7).
19 апреля 2007 года Синякова С.С. родила сына Синякова Н.А., что подтверждается свидетельством о рождении л.д.8).
Синякова С.С. в соответствии со ст.5 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» обратилась к ответчику за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал с соответствующим заявлением, приложив к заявлению необходимые документы, подтверждающие ее право на получение сертификата, в том числе и справку о рождении первого ребенка - Синяковой А.А.
2 марта 2010 года ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области отказало Синяковой С.С. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, причину отказа указав как прекращение права л.д.9). Данный отказ явился основанием для обращения истца в суд.
Синякова С.С. обратилась в суд с иском, указав, что отказ в выдаче сертификата не основан на законе, так как право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у женщины, родившей второго ребенка, а факт смерти первого ребенка на первой неделе жизни, не является обстоятельством, препятствующим в получении сертификата. В подтверждении рождения второго ребенка ею были представлены соответствующие документы – справка о рождении первого ребенка и свидетельство о рождении второго.
Основания для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата установлены статьей 5 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которыми являются:
1) отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
4) прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 873 предусматривают, что заявление подается с предъявлением документов, в том числе подтверждающих рождение (усыновление) детей.
В соответствии со ст. 20 закона «Об актах гражданского состояния», Постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» документом, подтверждающим факт рождения ребенка, в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, является справка о рождении.
Синякова С.С. при обращении к ответчику с заявлением о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, предоставила справку о рождении ребенка первого ребенка и свидетельство о рождении второго, которые подтверждают факт рождения у нее детей.
Из содержания положений Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в контексте его преамбулы следует, что дополнительные меры государственной поддержки предоставляются женщине тогда, когда у неё имеется, (ею воспитывается) не менее двух рожденных (усыновленных) ею детей, один из которых родился, начиная с 1 января 2007 года.
На основании изложенного женщина, родившая второго ребёнка после 1 января 2007 года в случае рождения первого или второго ребенка мертвыми или их смерти: на первой неделе жизни, права на получение дополнительной государственной поддержки, не имеет.
Таким образом, довод Синяковой С.С. о том, что сам факт рождения двух и более детей дает ей право на получение дополнительных мер государственной поддержки установленных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» вне зависимости от времени жизни ребенка является несостоятельным.
Довод истца о том, что его право на получение дополнительных мер государственной поддержки подтверждается получением им пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, размер которого был рассчитан как на второго ребенка, также является несостоятельным, поскольку с размером пособия не связано право гражданина на получение, мер поддержки установленных Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком устанавливается иным Федеральным законом.
На основании изложенного суд приходит к выводу, об отсутствии у Синяковой С.С. права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Синяковой С.С. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о понуждении выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.
Председательствующий: И.Г.Латфуллин