Дело № 2-434/2010 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Вельск 12 июля 2010 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Брагиной С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 12 июля 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Федышиной В.В. к администрации муниципального образования, муниципальному унитарному предприятию, Шестакову В.Г. о признании наследственным имущества,
установил:
истец Федышина В.В. обратилась в суд с иском к нотариусу по Вельскому нотариальному округу Кокориной Т.В. о признании наследственным имуществом части квартиры № ххххх в виде 44/100 доли в доме № ххххх по улице ххххх в городе ххххх после смерти её сестры К.
Определением Вельского районного суда от 31 мая 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены администрация муниципального образования и муниципальное унитарное предприятие, а также брат истца - Шестаков В.Г.
В судебном заседании Федышина В.В. исключила из числа ответчиков нотариуса по Вельскому нотариальному округу Кокорину Т.В., в остальной части заявленные исковые требования поддержала, пояснив, что умерла ее сестра К. При жизни К. решила приватизировать жилое помещение - 44/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххххх. Наследодатель К. заключила договор приватизации квартиры. Договор был сдан в Управление Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на регистрацию права. Получить документы из Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО К. не успела, в связи со смертью. После ее смерти Федышина В.В. обратились к нотариусу о выдаче свидетельства о право на наследство по закону, однако нотариус по Вельскому нотариальному округу отказал в выдаче свидетельства в связи с отсутствием государственной регистрации права общей долевой собственности на 44/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по указанному адресу. Поэтому она не может вступить в наследство, что ущемляет ее права как наследника данного имущества. Просит признать оставшуюся после смерти К. долю в праве общей долевой собственности на квартиру наследственным имуществом.
Шестаков В.Г. в судебном заседании не возражал против удовлетворения заявленных исковых требований Федышиной В.В. о признании наследственным имуществом квартиры расположенной по адресу: ххххх оставшейся после смерти их сестры К.
Администрация муниципального образования и муниципальное унитарное предприятие представителей в судебное заседание не направили, в представленных заявлениях просят рассмотреть дело без их участия.
Выслушав объяснения истца Федышиной В.В., ответчика Шестакова В.Г., исследовав письменные материалы дела, а также материалы дела нотариуса по Вельскому нотариальному округу Кокориной Т.В. о праве наследования имущества К., суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 131 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В соответствии с п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 219 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.Пунктом 1 ст. 1143 Гражданского кодекса РФ установлено, что если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери.
В судебном заседании установлено, что истец Федышина В.В. является сестрой К. и наследником второй очереди по закону после смерти своей сестры К. Кроме нее наследником второй очереди является брат наследодателя – Шестаков В.Г. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела о праве наследования имущества К. нотариуса по Вельскому нотариальному округу Кокориной Т.В., а также решениями Вельского районного суда Архангельской области об установлении факта родственных отношений между Шестаковым В.Г. и К., а также между Федышиной В.В. и К.
Между Г. и К. был заключен договор обмена жилыми помещениями. Согласно указанному договору Г., являющийся нанимателем жилого помещения в квартире, расположенной по адресу: ххххх обменивает данную квартиру на квартиру, расположенную по адресу: ххххх нанимателем которой, является К.
Постановлением главы МО Г. дано согласие на обмен квартиры № ххххх, в которой зарегистрированы несовершеннолетние: Г. ххххх года рождения, Г. ххххх рождения на квартиру № ххххх расположенную по указанному адресу.
Кроме указанного, согласие наймодателя жилого помещения – Муниципального унитарного предприятия в установленном законом порядке также получено.
Между муниципальным унитарным предприятием и К. был заключен договор социального найма в муниципальном жилищном фонде. По условиям договора Наймодатель предоставляет Нанимателю и членам его семьи во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение состоящее из двух комнат в квартире № ххххх жилого дома № ххххх по улице ххххх общей площадью ххххх кв.м., в том числе жилой ххххх кв.м. л.д. 23).
В соответствии с поквартирной карточкой К. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: ххххх с ххххх года л.д. 11).
Согласно сведениям представленных муниципальным унитарным предприятием квартира № ххххх дома № ххххх по улице ххххх в городе ххххх до переименования в результате инвентаризации в 2009 году числилась под номером ххххх л.д. 20).
Между муниципальным образованием от имени которого действует муниципальное унитарное предприятие «Отчуждатель» и К. («Приобретатель») заключен договор № ххххх, согласно которому «Отчуждатель» передал, а «Приобретатель» приобрел 44/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № ххххх в доме № ххххх по улице ххххх в г. ххххх, муниципальное образование. Доли исчислены из размера жилой площади квартиры. Квартира состоит из четырех жилых комнат размером ххххх кв.м., в том числе жилой площади ххххх кв.м. В пользование К. передана жилая комната № ххххх площадью ххххх кв.м, жилая комната № ххххх площадью хххххх кв.м. В общее пользование, в соответствии с долями, передана кухня № ххххх площадью ххххх кв.м, ванная № ххххх площадью ххххх кв.м., туалет № ххххх площадью ххххх кв.м, тамбур № ххххх площадью ххххх кв.м., коридор № ххххх площадью ххххх кв.м.
Других членов семьи кроме К. нет л.д. 24).
В соответствии с техническим паспортом Вельского филиала ГУ «Бюро технической инвентаризации Архангельской область» по состоянию на 25 августа 2009 года квартира, расположенная по адресу: ххххх, состоит из четырех комнат, общая площадь квартиры составляет ххххх кв.м, в том числе жилая площадь ххххх кв.м., инвентарный номер ххххх л.д. 12-14).
Кадастровый паспорт жилого дома от 25 августа 2009 года содержит аналогичные сведения, в нем также указан ее инвентарный номер – ххххх, а также содержатся сведения вида жилого помещения в многоквартирном доме - коммунальная квартира л.д. 15).
К.умерла, о чем Вельским территориальным отделом Управления ЗАГС Архангельской области составлена запись о смерти. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти л.д. 9).
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2008 № 84-ФЗ,) - (далее – Закон) определено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статья 2 указанного Закона предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со статьями 6 и 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым указанными органами с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях. Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Судом установлено, что требования закона при заключении договора сторонами были соблюдены, в заключение договора на передачу квартиры ххххх в собственность стороны были свободны. Соглашение по всем существенным условиям договора ими было достигнуто.
До настоящего времени данная сделка кем-либо не оспорена и не опротестована, ни ответчик администрация муниципального образования, ни ответчик муниципальное унитарное предприятие не оспаривают по существу сам факт передачи К. по договору на передачу квартиры в порядке приватизации недвижимого имущества.
Таким образом, заключенный между сторонами договор является основанным на законе, и суд оценивает его как правомерный.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при жизни К. представила в орган уполномоченный производить регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный перечнем пакет документов.
Между тем, в связи отсутствием государственной регистрации договора у К. право собственности не возникло.
В соответствии с сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу сведения о зарегистрированных правах и переходе прав на квартиру в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу ст. 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.ст. 17 и 28 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.06.1997 года вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
При жизни К. не было зарегистрировано право собственности на квартиру, поэтому право собственности на указанное имущество у нее не возникло. В настоящее время утрачена возможность государственной регистрации указанных прав.
После смерти К. истец, являющееся наследником второй очереди по закону, фактически приняла наследство, принимала меры к юридическому оформлению наследства.
Постановлением нотариуса по Вельскому нотариальному округу Архангельской области Кокориной Т.В. в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на 44/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, истцу было отказано, в связи с тем, что отсутствует государственная регистрация права общей долевой собственности на 44/100 долей в праве общей долевой собственности на квартиру расположенную по адресу: ххххх, то есть право собственности у наследодателя на вышеуказанные доли, не возникло л.д. 28).
При таких обстоятельствах, суд считает, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на недвижимое имущество у наследодателя, который мог бы их получить при жизни, обладая и имея пакет необходимых документов для регистрации права собственности до смерти, наследники не могут вступить в наследство, и не имеют возможности зарегистрировать право собственности на квартиру без участия наследодателя, поэтому заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Федышиной В.В. удовлетворить.
Признать 44/100 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ххххх, общей площадью квартиры ххххх кв.м., в том числе жилой площадью ххххх кв.м., инвентарный номер ххххх, наследственным имуществом после смерти К., умершей ххххх года, о чем Вельским территориальным отделом Управления ЗАГС Архангельской области составлена запись акта о смерти № ххххх.
Право собственности на данное недвижимое имущество по решению суда возникает с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
В окончательной форме решение принято 16 июля 2010 года.
Председательствующий Н.В. Сидорак