О признании наследственным имущества



Дело № 2-378/2010 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Вельск 01 июля 2010 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 01 июля 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Табаловой А.А. и Филимонова Д.А к администрации муниципального образования и Комитету по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования о признании наследственным имущества,

установил:

истцы Табалова А.А. и Филимонов Д.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования и Комитету по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования о признании наследственным имуществом жилого помещения – квартиры ххххх после смерти их матери Ф.

В судебное заседание Табалова А.А. и Филимонов Д.А. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель истцов Табаловой А.А. и Филимонова Д.А. - Эрб Р.Б. заявленные исковые требования поддержала, пояснив, что Филимонов Д.А. и Табалова А.А. являются наследниками Ф, погибшей ххххх года в автомобильной аварии. На день ее смерти в квартире, были зарегистрированы: истцы, Ф., ее супруг – Ф., которые погибли в один день. Филимонов А.А., Табалова А.А. и Филимонов Д.А. отказались от приватизации. Наследодатель Филимонова Е.В. заключила договор приватизации квартиры, оплатив: изготовление технического паспорта, стоимость договора приватизации, государственную пошлину за регистрацию права, сдала договор на государственную регистрацию, однако получить документы из Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и НАО не успела, в связи со смертью. После гибели матери истцы обратились к нотариусу для оформления наследственных прав на квартиру по адресу: ххххх. Нотариус обратилась в отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о выдаче правоустанавливающих документов на квартиру, однако в выдаче документов было отказано. Право собственности на квартиру зарегистрировано за муниципальным образованием, впоследствии в составе дома квартира передана на баланс администрации муниципального образования. Глава администрации не предоставила истцам правоустанавливающие документы на квартиру, кроме этого, она сменила замки и отказалась выдать ключи от квартиры, несмотря на то, что в данной квартире они зарегистрированы. Неоднократно производились попытки урегулировать данный вопрос в досудебном порядке с главой администрации муниципального образования. В настоящее время в квартире проживают с согласия главы администрации посторонние люди. После разговора с главой администрации истцам было предложено оплатить задолженность по коммунальным услугам, чтобы въехать и проживать в квартире. Задолженность была погашена, вскоре выяснилось, что глава администрации муниципального образования сдает данное помещение индивидуальному предпринимателю под размещение парикмахерской. В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ истцы являются наследником первой очереди по закону. В связи с отсутствием у Ф. правоустанавливающих документов на квартиру они не могут вступить в наследство и зарегистрировать за собой право собственности на квартиру, что ущемляет их права как наследников данного имущества. Просит признать оставшуюся после смерти Ф. квартиру наследственным имуществом.

Администрация муниципального образования в представленном заявлении просит рассмотреть дело без участия своего представителя, указав, что не возражают против удовлетворения заявленных Табаловой А.А. и Филимоновым Д.А. исковых требований о признании квартиры ххххх наследственным имуществом.

Комитет по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» представителя в судебное заседание не направил, отзыв на исковое заявление не представил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Межрайонный отдел Управления Федеральной службы Государственной регистрации кадастра и картографии по Архангельской области и НАО, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

С учетом мнения лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в соответствии с требованиями частей 4 и 5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истцов и представителей ответчиков администрации муниципального образования, Комитета по управлению муниципальным имуществом и работе с муниципальными предприятиями администрации муниципального образования.

Выслушав объяснения представителя истцов Табаловой А.А. и Филимонова Д.А. - Эрб Р.Б., допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, а также материалы надзорного производства и материалы дела нотариуса по Вельскому нотариальному округу Саврицкой Л.П. о праве наследования имущества Ф., суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствие с завещанием или законом.

Статьей 219 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Пунктом 1 ст. 1142 ГК РФ установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

В судебном заседании установлено, что истцы Табалова А.А. и Филимонов Д.А. являются детьми и наследниками первой очереди по закону после смерти своей матери Ф, умершей ххххх года. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела о праве наследования имущества Ф. нотариуса по Вельскому нотариальному округу Саврицкой Л.П.

06 декабря 2005 года между сельской администрацией муниципального образования и Ф. заключен договор, по которому в порядке приватизации квартира, состоящая из трех комнат, расположенная по адресу: ххххх была передана в частную собственность.

Согласно абзацу 3 пункта 1 Договора членами семьи «Приобретателя» Филимоновой Е.В. являются Ф., Ф., Филимонов Д.А., которые от участия в приватизации отказались.

Вельским филиалом ГУ «БТИ Архангельской области» изготовлен технический паспорт указанной выше квартиры, инвентаризационная стоимость квартиры в ценах 1969 года составила 5047 рублей 00 коп. л.д. 66-70).

Согласно поквартирной карточке администрации Ф. была зарегистрирована по постоянному месту жительства по указанному адресу с 18 февраля 1988 года л.д.45).

В соответствии с техническим паспортом Вельского филиала ГУ «Бюро технической инвентаризации Архангельской область» квартира расположена по адресу: ххххх, в деревянном исполнении, крыша асбестоцементная, общей площадью 84,3 кв.м., общей площадью квартиры 79,7 кв.м., в том числе жилой площадью 43,3 кв.м.л.д.25-29). Данные обстоятельства также подтверждаются справкой о данных технического учета по квартире выданной Вельским филиалом ГУ «Бюро технической инвентаризации Архангельской области».

ххххх года Ф. умерла. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о смерти.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции от 11.06.2008 № 84-ФЗ,) - (далее – Закон) определено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Статья 2 указанного Закона предусматривает право граждан Российской Федерации, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных данным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьями 6 и 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым указанными органами с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях. Если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу, необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Требования закона при заключении договора сторонами были соблюдены, в заключение договора на передачу квартиры № ххххх в собственность стороны были свободны. Соглашение по всем существенным условиям договора ими было достигнуто.

До настоящего времени данная сделка кем-либо не оспорена и не опротестована, ответчик муниципального образования не оспаривает по существу сам факт передачи Ф. по договору на передачу квартиры в порядке приватизации недвижимого имущества.

Таким образом, заключенный между сторонами договор является основанным на законе и суд оценивает его как правомерный.

ххххх года в Вельский отдел Главного Управления Федеральной регистрационной службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу поступила сообщение Вельского территориального отдела Управления ЗАГС администрации Архангельской области о наличии актовой записи о смерти Ф., в связи с чем вынесено решение об отказе в проведении государственной регистрации, поскольку в соответствии со ст. 17 ГПК РФ способность гражданина иметь гражданские права и нести обязанности прекращается его смертью. Проведение государственной регистрации права за лицом, правоспособность которого прекратилась, действующим законодательством не предусмотрена. Истцам о вынесении указанного решения известно не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при жизни Ф. представила в орган уполномоченный производить регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним установленный перечнем пакет документов, подтверждающих ее право собственности на приватизированную квартиру.

Между тем, в связи отсутствием государственной регистрации договора у Ф. право собственности не возникло.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира № ххххх находится в собственности муниципального образования л.д. 32).

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии со ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.ст. 17 и 28 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.06.1997 года вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.

При жизни Ф. не было зарегистрировано право собственности на квартиру, поэтому право собственности на указанное имущество у нее не возникло. В настоящее время утрачена возможность государственной регистрации указанных прав.

После смерти Ф. истцы, являющиеся наследниками первой очереди по закону, фактически приняли наследство, принимали меры к юридическому оформлению наследства.

Из показаний свидетелей Ч., Ч., В. следует, что Табалова А.А. и Филимонов Д.А. занимались организацией похорон своих родителей. Фактически проживали до 40 дней после их смерти в спорной квартире. Когда истцы уезжали, то забрали в свое пользование часть имущества, принадлежащего наследодателю, а именно Табалова А.А. забрала из кухни телевизор, Филимонов Д.А. забрал фотоальбом с семейными фотографиями. Кроме этого, они передали ключи от квартиры семье Ч, чтобы те в свою очередь присматривали за сохранностью квартиры. При этом истцы разрешили продать некоторые вещи из квартиры: холодильник, кухонный уголок и шкаф, а денежные средства полученные от продажи имущества израсходовать в счет оплаты коммунальных услуг за квартиру. Также истцы осуществляли оплату за предоставляемые коммунальные услуги в 2006, 2007, 2008, 2009 годах.

Таким образом суд приходит к выводу, что Табалова А.А. и Филимонов Д.А. в силу ч. 2 статьи 1152 ГК РФ фактически приняли наследство.

При таких обстоятельствах, суд считает, что в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на недвижимое имущество у наследодателя, который мог бы их получить при жизни, обладая и имея пакет необходимых документов для регистрации права собственности до смерти, наследники не могут вступить в наследство, и не имеют возможности зарегистрировать право собственности на квартиру без участия наследодателя, поэтому заявленные требования основаны на законе и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Табаловой А.А. и Филимонова Д.А. удовлетворить.

Признать квартиру, расположенную по адресу: ххххх, общей площадью квартиры 79,7 кв.м., в том числе жилой площадью 43,3 кв.м., наследственным имуществом после смерти Ф., умершей ххххх года.

Право собственности на данное недвижимое имущество по решению суда возникает с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

В окончательной форме решение принято 06 июля 2010 года.

Председательствующий Н.В. Сидорак