Дело № 2-189/2009 15 апреля 2009 года. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
с участием помощника прокурора Вельского района Уткина М.В.,
при секретаре Елисеевой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 15 апреля 2009 года гражданское дело по иску Х. к А. о выселении и снятии с регистрационного учета,
у с т а н о в и л :
Х. обратился в суд с иском к А. о выселении и снятии с регистрационного учета.
Обосновывает свои требования тем, что он с А. проживал в зарегистрированном браке до мая 2007 года в благоустроенной квартире по «Адресу 1». В мае 2007 года ответчик ушел проживать в построенный в период совместного проживания жилой дом, расположенный по «Адресу 2», который принадлежит А. на праве собственности. В сентябре 2007 года брак расторгнут. Собственником квартиры по «Адресу 1» на основании договора о передаче квартиры в собственность от 24 декабря 1992 года является Х. В квартире по месту жительства зарегистрированы он, сын и ответчик. Оплату коммунальных платежей ответчица не производит, квартира необходима для личного пользования и проживания, а поэтому просит снять ответчицу с регистрационного учета и выселить из данной квартиры, поскольку она перестала быть членом его семьи, не оплачивает за жилье, проживает в ином жилье, которое является ее собственностью.
Х. в судебном заседании поддержал заявленные требования по тем же основаниям, пояснив, что проживали с ответчиком в зарегистрированном браке с 1957 года по 2007 год. Квартира приобретена им путем приватизации во время брака. Раздела совместно нажитого имущества при расторжении брака не было, коммунальные услуги ответчик не оплачивает и проживает в другом жилье.
Представитель истца В. поддержал требования своего доверителя по тем же основаниям.
А. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в представленном заявлении просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования не признает.
Представитель ответчика Б. иск не признала, пояснив, что требования не основаны на законе, поскольку А. в спорную квартиру с истцом вселилась на законном основании по договору социального найма, а затем имела право на участие в приватизации этого жилья, но отказалась и оно было зарегистрировано только за истцом. Не проживает А. в квартире по той причине, что с истцом сложились плохие отношения, так как брак между ними был расторгнут в 2007 году. Поэтому согласно ст.19 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ, положения части 4 статьи 31 ЖК РФ, на которую ссылается истец и его представитель, не распространяются на ответчика по делу.
Представитель 3-го лица МО «К.» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в представленном заявлении просят рассмотреть дело без участия их представителя, требования просят удовлетворить.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.18, 19, 40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.3 Жилищного кодекса РФ – никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что в сентябре 2007 года расторгнут брак между Х. и А., зарегистрированный 1957 году, данные обстоятельства подтверждаются решением мирового судьи судебного участка №1 Вельского района Архангельской области и Свидетельством о расторжении брака л.д.10-11).
Договором на передачу и продажу квартиры от 24 декабря 1992 года в собственность Х. передана квартира расположенная по «Адресу 1». Указанный договор зарегистрирован соответствующим образом л.д.14). Из данной квартиры истец и просит выселить ответчика.
Согласно поквартирной карточке в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства 3 человека, а именно: собственник – Х., ответчик А. и их сын Х.В., 1969 года рождения л.д.12). Ответчик А. зарегистрирована в качестве члена семьи в указанной квартире с 28 января 1977 года. Изначально стороны вселялись в это жилье и проживали в нем на основании договора социального найма. В настоящее время в данной квартире проживает истец.
Х. является пенсионером и инвалидом 2 группы л.д.19-21)
Ответчик с мая 2007 года и по настоящее время проживает в жилом доме по «Адресу 2», который принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается материалами дела и сторонами в судебном процессе не оспаривается л.д.15,26,28,38) Принадлежит А. на праве собственности и земельный участок, на котором расположен данный дом л.д.39).
30 декабря 2008 года истец направил А. уведомление с требованием освободить от личных вещей квартиру по «Адресу 1» и сняться с регистрационного учета по данному адресу в срок до 01 февраля 2009 года л.д.16).
08 января 2009 года А. в письменной форме отказалась от выполнения указанных требований л.д.18).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд пришёл к выводу, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, поскольку они не основаны на законе и по заявленным основаниям не могут быть удовлетворены.
Так в соответствии со ст.ст.27 п.1 и 40 п.1 Конституции РФ, Закона РФ «О праве граждан на свободу передвижения, места нахождения и жительства в пределах Российской Федерации» и п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 октября 1995 года «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и место жительства, иметь гарантированное право на жилое помещение и не может быть лишен либо ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом. Выбор места пребывания и места жительства не ограничен какими-либо сроками.
Согласно ст.5 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.53, 54 ЖК РСФСР действовавшего на момент вселения сторон в спорную квартиру, наниматель вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
А., являясь супругой нанимателя, вселилась в жилое помещение, расположенное по «Адресу 1» на законных основаниях, то есть в качестве члена семьи нанимателя Х., где и была зарегистрирована.
Согласно положению ст.ст.1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», бесплатно в собственность граждан передаются занимаемые ими по договору найма или аренды жилые помещения. Передача в собственность жилого помещения производится с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц.
На основании статьи 7 указанного закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Право собственности на приватизированное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов.
В 1992 году Х. была передана в порядке приватизации указанная квартира, составлен договор, который зарегистрирован надлежащим образом. А. имея право на участие в приватизации квартиры, от этого права отказалась.
Согласно ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно ст.19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч.4 ст.31 ЖК РФ о несохранении права пользования жилым помещением при прекращении семейных отношений с собственником жилья не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В данном случае установлено, что спорное жилое помещение было приватизировано только одним из супругов, а именно Х., в то время как оба имели на тот момент одинаковые права пользования данным помещением. А. не воспользовалась своим правом на приватизацию данного жилого помещения, а поэтому она сохраняет, согласно ст.19 ФЗ №189-ФЗ от 29.12.2004г., право пользования жилым помещением. При надлежащем исполнении своих обязанностей, связанных с пользованием, данным жилым помещением, это лицо не может быть выселено даже в случае, если обладает иным жилым помещением на праве собственности. Поэтому ссылка истца на ч.4 ст. 34 ЖК РФ, как на основание по иску о выселении, является необоснованной.
Кроме того, право членов семьи на пользование жилой площадью в принадлежащем собственнику жилом помещении по своей правовой природе носит абсолютный характер, поскольку они владеют и пользуются жилой площадью наравне с ее собственником и согласно пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе требовать устранения нарушений их прав от любых лиц, включая самого собственника.
Согласно ст.56 ГПК РФ, о том, что ответчик утратил право пользования спорным жильем, в судебное заседание не представлено.
Помимо этого Х. так же ссылается на то, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги ответчик не вносит, что также является основанием для выселения. Однако истец не учитывает, что собственник жилого помещения, в соответствии со ст.30 ЖК РФ несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Бывшие члены семьи собственника наделены правом пользования жилым помещением равным с правом пользования собственника, что соответствует требованиям ч.6 ст.31 ЖК РФ.
Таким образом, не уплата А. за жилье ни коим образом не препятствует истцу пользоваться этим жилым помещением, а исходит из имущественных отношений, по которым он вправе в установленном законом порядке решить вопрос о взыскании данных сумм.
Не проживание ответчика в квартире в настоящее время обусловлено тем, что между бывшими супругами сложились такие отношения, которые препятствуют им совместное проживание в одном жилом помещении, а поэтому А. и не может проживать в этой квартире, от пользования которой она не отказывалась и не отказывается.
Поэтому суд считает, что А. не утратила право пользования жилым помещением, то требование о выселении не подлежит удовлетворению.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ установлен перечень способов защиты гражданских прав, который не является исчерпывающим, однако использование иных способов защиты права допускается Кодексом только при наличии прямого указания закона.
Ни статьей 12 ГК РФ, ни иными актами действующего законодательства не предусмотрено такого способа защиты права, как требование о снятии ответчика с регистрационного учета.
Отношения по регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства носят характер административно-правовых, регулируются Законом Российской Федерации#S от 25 июня 1993года № 5242-1 «#G0О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, которые предусматривают, что регистрация гражданина по месту проживания является административным актом и сама по себе регистрация гражданина в жилом помещении не порождает его прав на это жилое помещение.
В статье 3 данного Закона закреплена обязанность граждан Российской Федерации регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Выявляя конституционно-правовой смысл института регистрации граждан по месту жительства, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 02 февраля 1998 года №4-П пришел к выводу, что регистрация не может использоваться для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации не должен служить средством предупреждения и выступать в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав.
У института регистрации имеется специальная цель – административный учет, носящий уведомительный характер. Соответственно, ни Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ни Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713) не предполагают снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства по требованию другого лица.
В статье 7 названного Закона и разделе 5 вышеназванных Правил содержится перечень оснований для снятия граждан с регистрационного учета по месту жительства, в частности, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда (подпункт «е» пункта 31 Правил).
Следовательно, требование истца в части снятия ответчика с регистрационного учета не соответствует требованиям действующего законодательства и удовлетворению не подлежит.
Согласно ст.8 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года каждый имеет право на уважение его жилища.
Лицо, обладающее правами на жилое помещение, несет бремя использования указанного права тогда и постольку, когда и поскольку это находится в интересах указанного лица и не нарушает прав и охраняемых законом интересов иных лиц.
Указанное свидетельствует о том, что А.., обладая правом пользования жилым помещением, руководствуясь принципом свободы выбора места жительства и свободы передвижения, не подлежит снятию с регистрационного учета. При этом суд учитывает, что в требовании о выселении надлежит отказать, то соответствующим органом ответчик и не может быть снят с регистрационного учета.
Других оснований по заявленному иску в судебном заседании не заявлялось, то суд рассмотрел только по тем, которые были заявлены, поскольку согласно ст.39 ГПК РФ предмет и основание иска определяет истец.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований Х. к А. о выселении и снятии с регистрационного учета – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий С.А. Пестерев