РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 24 сентября 2010 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секретаре Баракшиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 24 сентября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципальному образованию «Шоношское» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,
установил:
прокурор Вельского района обратился в суд исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Шоношское» об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрациями муниципальных образований, расположенными на территории Вельского района, в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Шоношское» имеются неисправные гидранты по следующим адресам: ххххх. Данные нарушения до настоящего времени не устранены. В результате неисполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности со стороны администрации МО «Шоношское» возникает реальная угроза жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования, то есть неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме по тем же основаниям, просит возложить на администрацию МО «Шоношское» обязанность устранить неисправность и привести в рабочее состояние в соответствии с действующими нормами и правилами гидранты по адресу: ххххх путем замены гидрантов.
Глава администрации МО «Шоношское» Никулин И.А. с заявленными исковыми требованиями согласился, указав, что водопровод в д. Усть-Шоноша находится на балансе муниципального образования. Согласно акту приема-передачи от 23 декабря 2009 года водопроводная сеть передана муниципальному образованию «Шоношское». Пожарные гидранты, расположенные по адресам: ххххх в настоящее время действительно неисправны. Гидрант по адресу: ххххх находится в рабочем состоянии. Денежные средства на приведение гидрантов в рабочее состояние администрации не выделены. Техническая возможность восстановления рабочего состояния гидрантов имеется.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности имущества, общества и государства от пожаров. К первичным мерам пожарной безопасности относятся реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст. 10 Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 19 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.
Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 7 Устава муниципального образования «Шоношское» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Шоношского сельского поселения отнесено к вопросам местного значения Шоношского муниципального образования.
Органы и должностные лица местного самоуправления Шоношского сельского поселения обязаны осуществлять все полномочия для решения вопросов местного значения Шоношского сельского поселения.
Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования.
Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, а также иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. При этом указанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу ст. 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 89 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.
Суд рассматривает дело в рамках заявленных истцом требований.
В ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки установлено, что на территории муниципального образования «Шоношское» расположены пожарные гидранты, используемые для целей пожаротушения. Гидранты по адресам: ххххх находятся в неисправном состоянии, а именно разморожены подводящие трубы.
Выявленные нарушения затрагивают право на безопасность жизни и здоровья, а также на сохранность принадлежащего имущества неопределенного круга лиц из числа граждан, проживающих на территории муниципального образования «Шоношское».
В судебном заседании установлено, что водопроводная сеть по акту приема-передачи передана от ххххх муниципальному образованию «Шоношское».
Таким образом, на администрацию МО «Шоношское» возлагается обязанность по соблюдению требований п. 89 Правил пожарной безопасности.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что замена и восстановление работоспособности пожарных гидрантов является обязанностью администрации МО «Шоношское».
Факт наличия пожарных гидрантов и их неисправности в связи с разморожением подводящих труб подтверждается как объяснениями главы администрации МО «Шоношское» Никулина И.А., так и письменными материалами дела: актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности, сведениями о состоянии противопожарного водоснабжения на территории Вельского района, сообщениями администрации МО «Шоношское», сообщением начальника ПЧ.
Судом установлено, что пожарные гидранты, расположенные по адресам: ххххх не соответствуют требованиям п. 89 ППБ 01-03, поскольку находятся в нерабочем состоянии. Техническая возможность для восстановления рабочего состояния пожарных гидрантов имеется.
Отсутствие финансирования не является обстоятельством исключающим обязанность администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Доводы главы администрации о том, что гидрант, расположенный по адресу: ххххх в настоящее время находится в исправном состоянии, являются несостоятельными. Так, в материалах дела имеется сообщение главы МО «Шоношское», из которого следует, что из перечисленных по списку гидрантов введен в работу один по ххххх, каких-либо доказательств, подтверждающих исправное состояние данного гидранта ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Вельского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Шоношское» привести в рабочее состояние в соответствии с действующими нормами и правилами пожарные гидранты, расположенные по адресам: ххххх, путем замены гидрантов.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
В окончательной форме решение принято 27 сентября 2010 года.
Решение суда не вступило в законную силу.
Председательствующий Н.В. Сидорак