Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 05 октября 2010 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 05 октября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тегринское» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

прокурор Вельского района обратился в суд исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тегринское» об устранении нарушений требований пожарной безопасности.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрациями муниципальных образований, расположенными на территории Вельского района, в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Тегринское» имеются неисправные гидранты. Данные нарушения до настоящего времени не устранены, забор воды в целях пожаротушения на территории МО «Тегринское» осуществляется из источников наружного водоснабжения, однако условия для забора воды не созданы, на территории муниципального образования отсутствуют специального оборудованные пирсы. В результате неисполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности со стороны администрации МО «Тегринское» возникает реальная угроза жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования, то есть неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. заявленные исковые требования поддержал, указав, что на территории МО «Тегринское» имеются гидранты, расположенные по адресам: ххххх, которые находятся в неисправном состоянии, поскольку отсутствует давление в системе водоснабжения, а также в п. ххххх отсутствует пирс для забора воды из озера К. Просит возложить на администрацию МО «Тегринское» обязанность обеспечить устранение неисправностей гидрантов по указанным выше адресам путем их замены, создать условия для беспрепятственного забора воды из источника наружного водоснабжения – озера К. п. ххххх путем оборудования пирса.

Глава администрации МО «Тегринское» З. с заявленными исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что гидранты необходимо полностью заменять. Считает, что приведение в рабочее состояние гидранта, расположенного на ул. ххххх, не требуется, поскольку находящиеся там дома списаны. Единственным источником водоснабжения в п. ххххх является озеро К. Пирс, отвечающий требованиям закона, не оборудован по причине отсутствия финансирования. Администрация МО «Тегринское» предпринимает все возможные меры, в адрес главы администрации МО «Вельский муниципальный район», начальника ОГУ ОГПС, начальника МЧС неоднократно направлялись обращения по вопросу оказания помощи. Администрация МО «Тегринское» приобрела пожарную помпу, в поселке создана добровольная пожарная дружина для оповещения населения в случае возникновения пожара, 3 км. водопроводной сети заменены новыми трубами, частично поставлена новая фурнитура, пробурили новую скважину.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности имущества, общества и государства от пожаров. К первичным мерам пожарной безопасности относятся реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 10 Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Статьей 19 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 7 Устава муниципального образования «Тегринское» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Тегринское сельского поселения отнесено к вопросам местного значения Тегринского муниципального образования.

Органы и должностные лица местного самоуправления Тегринское сельского поселения обязаны осуществлять все полномочия для решения вопросов местного значения Тегринское сельского поселения.

Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования.

Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, а также иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. При этом указанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 89 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

В силу п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Суд рассматривает дело в рамках заявленных истцом требований.

В ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки установлено, что на территории муниципального образования «Тегринское» расположены пожарные гидранты, используемые для целей пожаротушения. Гидранты по адресам: ххххх находятся в неисправном состоянии.

На территории п. Верхопуйский муниципального образования «Тегринское» у естественного водоисточника - озера К. отсутствует пирс – площадка с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Выявленные нарушения затрагивают право на безопасность жизни и здоровья, а также на сохранность принадлежащего имущества неопределенного круга лиц из числа граждан, проживающих на территории муниципального образования «Тегринское».

Судом установлено, что ххххх года между муниципальным унитарным предприятием «Тегринское» и муниципальным образованием «Тегринское» заключен договор аренды объектов ЖКХ. В тот же день между сторонами заключено дополнительное соглашение к договору аренды объектов ЖКХ. По условиям дополнительного соглашения МУП «Тегринское» обязалось передать объекты ЖКХ, в том числе: сети водопровода, водопровод поселка внешние сети, напорный трубопровод.

В соответствии со ст. 29 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 258-внеоч.- ОЗ (ред. от 15.02.2010) «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» в границы муниципального образования «Тегринское» входят территории поселков Верхопуйский, Тегро-Озеро.

Таким образом, на администрацию МО «Тегринское» возлагается обязанность по соблюдению требований п. 89 и п. 94 Правил пожарной безопасности.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что восстановление рабочего состояния пожарных гидрантов, а также оборудование пирса в п. Верхопуйский для забора воды из естественного водоисточника является обязанностью администрации МО «Тегринское».

Факт наличия пожарных гидрантов и их неисправности, а также отсутствие у естественного водоисточника (озера Коробовское) в поселке Верхопуйский площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установления пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, подтверждается как объяснениями главы администрации МО «Тегринское» Зенькович Е.А., так и письменными материалами дела: актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № ххххх от ххххх года, сведениями о состоянии противопожарного водоснабжения на территории Вельского района, сообщениями администрации МО «Тегринское», сообщением начальника ПЧ.

Судом установлено, что пожарные гидранты, расположенные по адресам: ххххх не соответствуют требованиям п. 89 ППБ 01-03, поскольку находятся в нерабочем состоянии. В п. ххххх в нарушение п. 94 ППБ 01-03 отсутствует площадка с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки автомобилей и забора воды в любое время года. Техническая возможность для восстановления рабочего состояния пожарных гидрантов имеется, равно как имеется возможность оборудования пирса в п. Верхопуйский у естественного водоисточника - озера К.

Отсутствие финансирования не является обстоятельством исключающим обязанность администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Вельского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Тегринское» обеспечить безопасность граждан, проживающих на территории муниципального образования путем создания следующих мер первичной пожарной безопасности:

- обеспечить устранение неисправностей гидрантов, расположенных по адресам: ххххх, путем их замены;

- создать условия для беспрепятственного забора воды из источника наружного водоснабжения – озера К. в п. ххххх, Вельский муниципальный район Архангельской области путем оборудования подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 метров на 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

В окончательной форме решение принято 08 октября 2010 года.

Председательствующий Н.В. Сидорак