О назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях



РЕШЕHИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 01 октября 2010 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.

при секретаре Белых С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 01 октября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Дружининой О.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о зачете в льготный педагогический стаж периодов учебных отпусков, времени нахождения на курсах повышения квалификации, других периодов работы и назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях,

установил:

Дружинина О.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о зачете в льготный педагогический стаж периодов учебных отпусков с ххххх года по ххххх года, времени нахождения на курсах повышения квалификации в период с ххххх года по ххххх года, а также периода ее работы учителем МОУ с ххххх года по ххххх года и назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях с ххххх года.

В судебном заседании Дружинина О.А. заявленные исковые требования уточнила и просила зачесть в стаж период работы учителем МОУ с ххххх года по ххххх года, обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе назначить досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с ххххх года, в остальном заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. При этом указала, что решением комиссии ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе от ххххх года ей было отказано в праве на досрочное назначение пенсии на льготных условиях в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимого стажа. С решением комиссии она согласиться не может, так как комиссия необоснованно исключила из педагогического стажа указанные периоды.

Представитель истца А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что Дружина О.А. отработала на педагогических должностях более 25 лет. Должность «учитель» входят в список должностей, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, который утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Но ххххх года решением комиссии за номером ххххх Дружининой О.А. отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Согласно решению комиссии в льготный стаж зачтено всего 23 года 11 месяцев 18 дней, исключены периоды прохождения курсовой переподготовки и учебных отпусков при заочной форме обучения в педагогическом ВУЗЕ по основной должности, а также период работы с ххххх года по ххххх года. Считает, что пенсионный фонд безосновательно отказал в назначении пенсии, так как неправильно истолковал материальный закон, что привело к нарушению конституционных прав Дружининой О.А. на пенсионное обеспечение.

Представитель МОУ своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Вельскому району в Архангельской области Костылев И.Н. с заявленными исковыми требованиями согласился в части включения в льготный педагогический стаж Дружининой О.А. периода ее работы в должности учителя МОУ ххххх с ххххх года по ххххх года, в остальном заявленные исковые требования не признал, пояснив, что истец не имеет требуемого законом специального стажа для досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, пенсионного дела № 261, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Частью 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

В связи с принятием и введением в действие с 01 января 2002 года Федерального Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение и выплата трудовых пенсий производится на основании данного закона. В соответствии с п/п.10 п. 1 ст. 28 указанного Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста для мужчин 60 лет и женщин - 55 лет.

Аналогичное положение было закреплено и в ранее действовавших ст. ст. 80, 88 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Судом установлено, что ххххх года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в чем Дружининой О.А. решением комиссии было отказано из-за отсутствия необходимого педагогического стажа.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № ххххх от ххххх года не включены в педагогический стаж истца периоды: учебных отпусков с ххххх года по ххххх года, время нахождения на курсах повышения квалификации в период с ххххх года по ххххх года. Также ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе в специальный стаж истца не включен период ее работы в должности учителя МОУ с ххххх года по ххххх года.

Согласно решению комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ххххх года специальный стаж работы Дружининой О.А. составил 23 года 11 месяцев 18 дней.

Из трудовой книжки истца и материалов дела следует, что Дружинина О.А. с ххххх года по ххххх года работала учителем в Лиходиевской восьмилетней школе, с ххххх года по настоящее время работает учителем начальных классов в МОУ.

ххххх года между Д. и М. заключен брак, о чем в книге регистрации актов о заключении брака произведена запись № ххххх. После заключения брака жене присвоена фамилия – Дружинина. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельством о заключении брака.

В соответствии ч. 3 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ (аналогичное положение было закреплено в ст. 83 ранее действовавшего Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых назначается досрочная пенсия за выслугу лет, а также Правила исчисления выслуги и назначения пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вышеуказанным лицам.

Указанными Списком и Правилами предусмотрено включение в педагогический стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно, работа в должности учителя. Ответчиком указанное обстоятельство не оспаривается.

Истцом оспаривается невключение в специальный стаж периодов учебных отпусков, нахождения на курсах повышения квалификации, периода работы с 01 января 2010 года по 14 августа 2010 года.

Главой 6 Федерального Закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ предусмотрен порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав по пенсионному обеспечению.

Согласно п. 9 статьи 30 указанного закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным Законом, но не позднее 01 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пений и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1) статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 года № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действующего до 01 января 2002 года, под специальным стажем понималась суммарная продолжительность определенной трудовой деятельности, с учетом которой назначалась пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5, О порядке применения списков производств, профессий, должностей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78 (1) Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 года № 29, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные оплачиваемые отпуска, включая дополнительные.

Учебные отпуска предоставлялись Дружининой О.А. с сохранением заработной платы, в периоды нахождения истца в учебных отпусках за нее уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Поскольку Дружинина О.А., осуществляя педагогическую деятельность в учреждениях, которые являются образовательными, находилась в учебных отпусках в период действия указанных норм права – с ххххх года по ххххх года, то периоды ее нахождения в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.

Ответчиком не включен в специальный стаж период нахождения Дружининой О.А. на курсах повышения квалификации с ххххх года по ххххх года – всего 15 дней, которые истец просит включить в стаж.

По окончании курсов повышения квалификации Дружининой О.А. выдано удостоверение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктами 4 и 5 названных Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются только периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Однако, поскольку в Правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 и действующих до 12 ноября 2002 года, и в Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, зачитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01 сентября 2000 года – при условии выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Данные правовые акты, предусмотрели включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в подсчет стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 18 июня 1997 года № 1221 «Об утверждении требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ», повышение квалификации проводится в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего зачета, экзамена, защитой реферата или итоговой работы. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана, получают соответствующий документ (удостоверение или свидетельство о повышении квалификации).

Таким образом, в силу специальных нормативных актов, истец, работая в должности учителя, относится к категории работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием выполнения их работы.

Истец направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе и на основании приказов работодателя, по окончании курсов ей выдавался соответствующий документ.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Во время нахождения на курсах, истец получал средний заработок, за нее уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не предоставлено доказательств о том, что истец не выполнил нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад) в указанный период.

Таким образом, период нахождения истца на курсах повышения квалификации, а именно с ххххх года по ххххх года, всего 15 дней, должны быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Ответчиком также не включен в специальный стаж период работы Дружининой О.А. с ххххх года по ххххх года – всего 226 дней, которые истец просит включить в стаж.

В указанный период времени Дружинина О.А. работала в должности учителя в МОУ. За этот период истцу выплачивалась заработная плата и за нее уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, что ответчиком не оспаривается и подтверждается представленными документами.

Таким образом, период работы с ххххх года по ххххх года подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

На момент рассмотрения дела истец продолжает работу в должности учителя.

Заявление истца поступило и было зарегистрировано ответчиком ххххх года. В указанном заявлении Дружинина О.А. просила назначить ей пенсию с ххххх года.

С учетом изложенного педагогический стаж истца, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, составил 25 лет.

При таких обстоятельствах суд считает, что на момент рассмотрения дела у истца возникло право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, и поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 88, 91, 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

решил:

исковые требования Дружининой О.А. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, Дружининой Ольге Анатольевне периоды нахождения в учебных отпусках с ххххх года по ххххх года – всего 15 дней, а также период работы с ххххх года по ххххх года – всего 226 дней.

Обязать Государственной учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Вельском районе Архангельской области назначить Дружининой Ольге Анатольевне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с ххххх года.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области в пользу Дружининой О.А. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак