Об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 08 октября 2010 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 08 октября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Солгинское» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности,

установил:

прокурор Вельского района обратился в суд исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Солгинское» об устранении нарушений требований пожарной безопасности и просил обязать администрацию МО «Солгинское» обеспечить безопасность граждан, проживающих на территории муниципального образования путем создания следующих мер первичной пожарной безопасности: определить перечень территории общего пользования, которые должны быть оснащены первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем, обеспечить их оснащение указанными средствами; обеспечить устранение неисправностей гидрантов по следующим адресам: п. хххххх, ул. хххххх; создать условия для беспрепятственного забора воды из реки Вель на территории муниципального образования путем оборудования пирсов.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности администрациями муниципальных образований, расположенными на территории Вельского района, в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов. В ходе проверки установлено, что на территории МО «Солгинское» имеются неисправные гидранты по следующим адресам: хххххх. Данные нарушения до настоящего времени не устранены, территории общего пользования не оснащены первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем, забор воды в целях пожаротушения на территории МО «Солгинское» осуществляется из реки Вель, однако условия для забора воды не созданы, на территории муниципального образования отсутствуют специально оборудованные пирсы. В результате неисполнения обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности со стороны администрации МО «Солгинское» возникает реальная угроза жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования, то есть неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. уточнил заявленные исковые требования, указав, что на территории МО «Солгинское» имеется гидрант, расположенный по адресу: хххххх, который находится в неисправном состоянии, а также не созданы условия для беспрепятственного забора воды из реки Вель. Просит возложить на администрацию МО «Солгинское» обязанность обеспечить безопасность граждан, проживающих на территории муниципального образования путем создания следующих мер первичной пожарной безопасности: обеспечить устранение неисправностей гидранта, расположенного по адресу: п. хххххх, ул. хххххх; создать условия для беспрепятственного забора воды из реки Вель на территории муниципального образования путем оборудования пирса, площадки с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м., в месте забора воды (п. хххххх, хххххх, напротив амбулатории).

Администрация МО «Солгинское» своего представителя в судебное заседание не направила. В представленном заявлении глава МО «Солгинское» Р. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации, при этом указала, что с заявленными исковыми требованиями согласна частично. Гидрант, расположенный по адресу: п. хххххх, ул. хххххх не подлежит ремонту, разморожен участок водопровода, на котором находится гидрант и отрезан от основной сети водопровода. На расстоянии 20 метров от базы хххххх имеется гидрант № 35, который находится в исправном состоянии. Нет необходимости строить пирс, в летний период река Вель сильно мелеет и уходит далеко от берега. В русле реки вырыто углубление на случай обмеления реки в месте забора воды, подъезды к реке имеются.

МУП «Солгинское» своего представителя в судебное заседание не направил. Согласно заявлению директора МУП «Солгинский» Л. он просил рассмотреть дело без участия их представителя.

Выслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Статьей 2 Конституции РФ определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон) пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности имущества, общества и государства от пожаров. К первичным мерам пожарной безопасности относятся реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ст. 10 Закона финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

Статьей 19 Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Пунктом 9 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения поселения относятся организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Статьей 7 Устава муниципального образования «Солгинское» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Солгинского сельского поселения отнесено к вопросам местного значения Солгинского муниципального образования.

Органы и должностные лица местного самоуправления Солгинского сельского поселения обязаны осуществлять все полномочия для решения вопросов местного значения Солгинского сельского поселения.

Следовательно, обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам, входящим в компетенцию органов местного самоуправления муниципального образования.

Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, а также иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований. При этом указанные полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В силу ст. 37 указанного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 89 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда.

В силу п. 94 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).

Суд рассматривает дело в рамках заявленных истцом требований.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории муниципального образования «Солгинское» расположены пожарные гидранты, используемые для целей пожаротушения. Гидрант по адресу: хххххх находится в неисправном состоянии.

На территории муниципального образования «Солгинское» не созданы условия для забора воды из реки Вель, поскольку отсутствуют специально оборудованные пирсы – площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Выявленные нарушения затрагивают право на безопасность жизни и здоровья, а также на сохранность принадлежащего имущества неопределенного круга лиц из числа граждан, проживающих на территории муниципального образования «Солгинское».

Согласно справке директора МУП «Солгинское» гидранты, расположенные по адресам: ул. хххххх, входят в состав водопроводной сети л.д. 41).

Водопроводная сеть в п. Солгинский Вельского муниципального района была передана на основании акта приема-передачи имущества Комитетом по управлению имуществом МО «Вельский район» муниципальному унитарному предприятию «Солгинское».

В судебном заседании установлено, что гидранты, расположенные по адресам: хххххх в настоящее время исправны. Гидрант, расположенный по адресу: хххххх неисправен, магистраль водопровода заглушена. Однако было установлено, что привести указанный гидрант в рабочее состояние невозможно ввиду того, что он отрезан от системы водопровода. Взамен приведения данного гидранта в рабочее состояние был осуществлен ремонт гидранта, расположенного напротив гаража МУП «Солгинский» в 20 метрах от спорного гидранта.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что отсутствует необходимость в устранении неисправностей гидранта, расположенного по адресу: хххххх. В данном случае судом принято во внимание, что в 20 метрах от указанного гидранта был приведен в рабочее состояние другой гидрант, который и может быть использован в случае возникновения пожара.

Распоряжением главы МО «Солгинское» № хххххх от хххххх года определено место проведения массовых, общественных мероприятий – территория парка у здания Дома культуры в п. хххххх л.д. 38).

На основании постановления главы МО «Солгинское» утвержден перечень средств пожаротушения и противопожарного инвентаря л.д. 39).

Территории общего пользования в настоящее время оснащены первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем.

Согласно справке начальника ПЧ-79 на территории Солгинского Дома культуры оборудован щит с инвентарем первичного пожаротушения.

Создание условия для беспрепятственного забора воды из реки Вель на территории муниципального образования путем оборудования пирса является обязанностью администрации МО «Солгинское».

Таким образом, на администрацию МО «Солгинское» возлагается обязанность по соблюдению требований п. 94 Правил пожарной безопасности.

В соответствии с распоряжением главы МО «Солгинское» определены следующие места для забора воды из естественных источников: п. Солгинский – ул. хххххх -л.д. 37.

Факт отсутствия специально оборудованного пирса, площадки с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 м. для установления пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, подтверждается как объяснениями главы администрации МО «Солгинское» Р. так и письменными материалами дела: информацией администрации МО «Солгинское».

Судом установлено, что в п. Солгинский, ул. хххххх, напротив амбулатории не созданы условия для беспрепятственного забора воды из реки Вель путем оборудования пирса - площадки с твердым покрытием размерами не менее 12 х12 м. для установки автомобилей и забора воды в любое время года. Техническая возможность оборудования пирса в п. Солгинский имеется.

Отсутствие финансирования не является обстоятельством исключающим обязанность администрации по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

исковые требования прокурора Вельского района удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования «Солгинское» обеспечить безопасность граждан, проживающих на территории муниципального образования путем создания следующей меры первичной пожарной безопасности:

- создать условия для беспрепятственного забора воды из реки Вель на территории муниципального образования путем оборудования подъезда с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12 метров на 12 метров в п. хххххх Архангельской области по улице хххххх напротив амбулатории для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Солгинское» об обеспечении устранения неисправностей гидранта – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

В окончательной форме решение принято 13 октября 2010 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Председательствующий Н.В. Сидорак