О признании отказа незаконным и возложение обязанности поставить на учёт как нуждающуюся



Дело № 2-704/2010 7 октября 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Латфуллина И.Г.,

при секретаре Леонти И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Самыловой Марии Алексеевны к администрации муниципального образования «Вельское» о признании отказа незаконным и возложении обязанности поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

истец Самылова М.А. является собственником 3/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиры в доме по ул.Гагарина в г.Вельске общей площадью 33,6 кв.м., в том числе жилой 18.8 кв.м.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Вельское», утвержденного постановлением главы МО «Вельское» Самыловой М.А. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Самылова М.А. обратилась в суд с требованием о признании отказа МО «Вельское» незаконным и о возложении на МО «Вельское» обязанности поставить ее на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.

В обоснование заявленного требования указала, что с отказам МО «Вельское» не согласна, считает его незаконным и необоснованным.

В судебное заседание истец - Самылова М.А. не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия, иск поддержала.

Представитель истца по доверенности – Бределева С.С. заявленное требование поддержала, указав, что для постановки на учет норма общей площади на человека составляет 36 кв.м., исходя из субсидии ветерану для приобретения жилого помещения, а у Самыловой М.А. до нормы не хватает, всего 25 кв. м.

Представитель ответчика – администрации МО «Вельское» - Залесова О.О. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, в судебном заседании 5 октября 2010 года заявленные требования не признала, указала, что отказ Самыловой М.А. соответствует требованиям закона, что в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации учитывается учетная норма на одного человека, в г.Вельске она составляет 8 кв.м., у Самыловой М.А. в собственности 25 кв.м.

Представитель третьего лица – администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что договором передачи квартиры в собственность от 30 августа 1993 года Веревкин Д.А. и Самылова М.А. приобрели право собственности на квартиру в доме по ул.Гагарина в г.Вельске общей площадью 33,6 кв.м., жилой 18,8 кв.м.

Договор передачи квартиры в собственность в соответствии со ст.239 Гражданского кодекса РСФСР зарегистрирован в местной администрации, а также в Бюро технической инвентаризации, что подтверждается регистрационной записью на договоре и регистрационным удостоверением.

Веревкин Д.А. и Самылова М.А. состояли в браке, зарегистрированном 16 августа 1986 года.

Веревкин Д.А. являлся участником Великой отечественной войны, умер 19 апреля 2009 года.

В настоящее время право собственности на квартиру в доме по ул.Гагарина в г.Вельске распределено следующим образом:

Самылова М.А. является собственником 3/4 доли в праве общей долевой собственности или 25,2 кв.м. общей площади, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону.

Собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру в доме по ул.Гагарина в г.Вельске является Малахиев М.С. или 8.4 кв.м. общей площади, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию.

Самылова М.А. и Малахиев М.С. зарегистрированы и проживают в квартире в доме по ул.Гагарина в г.Вельске разными семьями, дом является домом улучшенной планировки со всеми видами благоустройства, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами данного гражданского дела.

20 апреля 2010 года Самылова М.А. обратилась с заявлением к главе МО «Вельское» о постановке ее на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, так как она является вдовой участника Великой отечественной войны.

Ранее - до 1 января 2005 года Самылова М.А. и ее муж Веревкин Д.Я. не обращались с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, на Самылову М.А. после 1 января 2005 года распространяются нормы жилищного законодательства Российской Федерации.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Вельское», утвержденного постановлением главы администрации МО «Вельское» 2 июня 2010 года, Самыловой М.А. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный отказ и явился основанием для обращения Самысловой М.А. в суд.

Статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяет, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В судебном заседании установлено, что основанием для отказа в удовлетворении заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий явилось то, что Самылова М.А. является собственником жилого помещения и обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы - 8 кв.м.

Решением № 48 от 9 февраля 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в МО «Вельское» в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждена учетная норма площади жилого помещения составляющая 8 кв.м. Этим же постановлением утверждена норма предоставления в размере 10 кв.м.

Таким образом, в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, на территории МО «Вельское» установлена учетная норма площади жилого помещения составляющая 8 кв.м., учитываемая при признании в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как было установлено, общая площадь квартиры Самыловой М.А. составляет 33,6 кв.м., в квартире помимо Самыловой М.А. зарегистрирован и проживает Малахиев М.С., при этом общая площадь жилого помещения на одного члена семьи Самыловой М.А. более учетной нормы.

При таких обстоятельствах, суд считает, что глава муниципального образования, отказывая в удовлетворении заявления о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, действовал в пределах своей компетенции и полномочий, права и свободы истца не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению истцом его прав и свобод.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ Самыловой М.А. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий основан на нормах действующего законодательства и соответствует требованиям закона.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении искового заявления Самыловой Марии Алексеевне к администрации муниципального образования «Вельское» о признании отказа незаконным и возложении обязанности поставить на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин