О признании действий должностного лица неправомерными и предоставлении достоверной информации



Дело № 2-647/2010 14 октября 2010 года. Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 14 октября 2010 года гражданское дело по иску Едовиной О.В. к Государственному унитарному предприятию «Бюро технической инвентаризации Вельского района Архангельской области» о признании действий должностного лица неправомерными и предоставлении достоверной информации в налоговые органы,

установил:

Едовина О.В. обратилась в суд с иском к Государственному унитарному предприятию «Бюро технической инвентаризации Вельского района Архангельской области» (далее по тексту ГУП «БТИ Вельского района») о признании действий должностного лица неправомерными и предоставлении достоверной информации в налоговые органы.

Обосновывает свои требования тем, что действия должностного лица ГУП «БТИ Вельского района», выразившиеся в неправильном расчете инвентаризационной стоимости принадлежащего ей на праве собственности домовладения являются незаконными, поскольку расчет инвентаризационной стоимости имущества произведен без учета износа имущества и с применением коэффициентов, которые в данном случае не применимы. Считает, что ГУП «БТИ Вельского района» должно предоставить сведения в налоговые органы о налоговой базе имущества без учета стоимости хозяйственных построек, с учетом износа домовладения и без применения коэффициента, установленного постановлением администрации Архангельской области.

Едовина О.В. в судебном заседании настояла на удовлетворении иска по тем же основаниям.

Представитель ГУП «БТИ Вельского район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Выслушав Едовину О.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст.1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон РФ «О налогах на имущество») налог на строения, помещения и сооружения исчисляется налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Пунктом 4 раздела 1 Инструкции № 54 от 02 ноября 1999 по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, то есть ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, кирпичные, блочные или из дерева строения, помещения и сооружения и т.п.

В судебном заседании установлено, что Едовина О.В. имеет в собственности домовладение, расположенное по адресу: Архангельская область, Вельский район, МО «Благовещенское», с. Благовещенское, ул. **, д. **, состоящее из: жилого дома 20** года постройки, общей площадью 133 кв.м. и хозяйственных построек: навеса, бани, сарая, хлева. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельство о регистрации права собственности и техническим паспортом, составленным по состоянию.

Истица ссылается на то, что жилой дом и хозяйственные постройки имеют 100% износа, некоторые хозяйственные постройки (хлев) уже снесены.

В соответствии с налоговым законодательством ей начисляется налог на имущество физических лиц.

Постановлением главы администрации Архангельской области от 17 марта 2009 года № 75-па/10 утверждены коэффициенты переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности (с учетом распределения по группам капитализации). Названное постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2009 года.

В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Инструкции № 54 от 02 ноября 1999 по применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налоговой базой для исчисления налога на строения, помещения и сооружения является суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги.

Согласно полученного истицей 15 июля 2010 года налогового уведомления № 1511 на уплату указанного налога следует, что налоговая база принадлежащего ей на праве собственности имущества составила 510038, соответственно сумма налога на имущество составила 5 100 рублей 38 копеек л.д.7).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд считает, что в удовлетворении иска надлежит отказать.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно пункту 1.4 Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденного приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 4 апреля 1992 года № 87, оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации, а также данным Порядком оценки.

В силу пунктов 3.1, 3.2 Порядка оценка строений, помещений и сооружений производится по их инвентаризационной стоимости, определение которой для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.

Пунктом 3.2.1 Порядка предусмотрено, что определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11 мая 1983 года № 94 и письмами Госстроя СССР от 6 сентября 1990 года № 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29 сентября 1990 года N 15-148/6 и N 15-149/6 (по отрасли "Жилищное хозяйство"), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Для расчета указанных коэффициентов рекомендуется использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии.

В соответствии с п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» по результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Инвентаризационная стоимость может быть определена только органами технической инвентаризации, по правилам установленным федеральным законодательством.

В данном случае, согласно техническому паспорту процент износа на момент инвентаризации - ноль, до настоящего времени дальнейшая инвентаризация домовладения Едовиной О.В. не проводилась.

Сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.

В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости (п.3 Порядка представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества, утвержденные Приказом Госстроя РФ № 36, МНС РФ № БГ-3-08/67 от 28 февраля 2001года).

Пунктом 9 Положения об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2000 года № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» установлено, что техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.

По результатам технической инвентаризации изменений характеристик объекта капитального строительства организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации осуществляется государственный технический учет в связи с изменением данных характеристик и выдается кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения о таком объекте.

В связи с тем, что признаки износа устанавливаются путем осмотра, то есть визуальным способом, а определение величины физического износа пропорционально нормативному сроку службы и возрасту зданий не допускается, то для определения инвентаризационной стоимости домовладения с учетом износа, истцу в настоящее время необходимо обратиться в ГУП «БТИ Вельского района» о проведении инвентаризации жилого дома и имеющихся фактически хозяйственных построек, на основании которой ему будет выдан кадастровый паспорт, содержащий уточненные сведения об объекте недвижимости, поскольку с таким заявлением Едовина О.В. в ГУП «БТИ Вельского района» не обращалась. Сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества, являются объектом обложения налогом на имущество, принадлежащего истцу на праве собственности.

Доводы Едовиной О.В. о том, что при определении суммы налога не должен применяться коэффициент определенный постановлением главы администрации Архангельской области от 17 марта 2009 года № 75-па/10, являются необоснованными, поскольку определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей в ценах 1969 года с последующим перерасчетом в цены на текущий год по коэффициентам, утвержденным Постановлением администрации Архангельской области.

На основании вышеизложенного, суд считает, что расчет инвентаризационной стоимости принадлежащего истцу на праве собственности домовладения, должностным лицом ГУП «БТИ Вельского района» произведен правильно с учетом сведений содержащихся в техническом паспорте с применением установленных уполномоченным на то органом, коэффициентов, то в удовлетворении исковых требований Едовиной ОВ. надлежит отказать, поскольку они не основаны на законе.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении иска Едовиной О.В. к Государственному унитарному предприятию «Бюро технической инвентаризации Вельского района Архангельской области» о признании действий должностного лица неправомерными и предоставлении достоверной информации в налоговые органы – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев