Об обязании назначть досрочную трудовую пенсию по старости



Дело № 2-441/2010 20 июля 2010 года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Леонти И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению П. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

П. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указал, что работает в ПЧ-23 Сольвычегодского отделения Северной железной дороги в должности монтера пути с 1993 года по настоящее время. В его обязанности входило обеспечение безопасности движения грузовых и пассажирских перевозок: работал по сменам – дневная с 8-00 до 18-00, вечерняя – с 17-00 до 07-00. На работе приходилось делать замену шпал, рельс, устранять неисправности. 15 октября 2009 года обратился в Пенсионный фонд за получением льготной пенсии, предоставил необходимые документы. 23 октября 2009 года было вынесено решение № 1145 об отказе в назначении пенсии. Указанное решение получил в ноябре. Отказ мотивирован тем, что для назначения пенсии требуется не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа работы, а истцу насчитали 5 лет 3 месяца 1 день. Считает, что по характеру работы имеет льготы и право на досрочную трудовую пенсию, об отмене льгот узнал только из решения Пенсионного фонда. Пенсионный фонд взял для расчета интенсивность только 1998 года, хотя с Северной железной дороги пришло подтверждение, что интенсивность была до 2008 года. До 2003 года работал во вредных условиях труда (контакт с асбестом); работал на стыковом пути, проводил замену деревянных шпал.

В судебном заседании П. и его представитель Шатилов В.А. заявленные исковые требования поддержали по тем же основаниям. Иных требований не заявлено.

Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области Костылев И.Н. исковые требования не признал, пояснив, что для назначения досрочной пенсии по старости истцу требуется не менее 12 лет 6 месяцев специального стажа работы. Включается период работы в должности монтера пути на участке с интенсивным движением поездов. Работодатель истца не подтверждает наличия интенсивности движения на обслуживаемом истцом участке в период после 31 декабря 1996 года, поэтому работу после указанной даты невозможно зачесть в стаж для назначения пенсии досрочно.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.

Вопросы назначения пенсий регламентируются Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 указанного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет.

Пунктом 2 ст. 27 данного Федерального закона установлено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года № 537 (в ред. от 24.04.2003 г.) «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих локомотивных бригад, и работникам отдельных категорий, непосредственно осуществляющим организацию перевозок и обеспечивающим безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272.

В указанный Список включена должность «монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов».

Согласно п. 2 ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В судебном заседании установлено, что 15 октября 2009 года П. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области с заявлением о назначении льготной пенсии по старости.

Решением территориального органа ПФР № 1145 от 23 октября 2009 года П. было отказано в назначении пенсии по пп. 5 п. 1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д. 15).

В специальный стаж, дающий право на назначение льготной пенсии, ответчиком включен только период работы с 01 июля 1993 года по 31 декабря 1996 года (3 года 6 месяцев 1 день). С учетом льготного исчисления стажа до 01 января 2002 года в местности, приравненной к районам Крайнего стаж П. на соответствующих видах работ составляет 5 лет 3 месяца 1 день.

Из трудовой книжки истца следует, что П., 15.10.1959 года рождения 18 июля 1993 года принят в Вельскую дистанцию пути Северной железной дороги монтером пути 2 разряда, 25 августа 1993 года переведен монтером пути 3 разряда. В период трудовых отношений П. с данным работодателем, были неоднократные реорганизации последнего. В настоящее время истец продолжает трудовые отношения в должности монтера пути 4 разряда Кулойской дистанции пути Сольвычегодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» (л.д. 8-11).

В соответствии с приказом № 76 о приеме на работу с 1 июня 1993 года П. принят монтером пути 2 разряда на 10-й линейный участок. К заработной плате установлена надбавка в размере 50 % (л.д. 12).

Приказом № 175 от 25 августа 1993 года П. переведен монтером пути 3 разряда (л.д. 148). Приказом № 390 П. переведен монтером пути 4 разряда на 8 линейный участок (62-й километр) (л.д. 149).

Согласно справке, выданной отделом кадров Вельской дистанции пути Сольвычегодского отделения Северной железной дороги – Филиала ОАО «РЖД» 03 сентября 2009 года, П. полный рабочий день работал в Вельской дистанции пути Северной железной дороги в должности «Монтер пути, занятый на текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений на участке магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов на участке Коноша-Сольвычегодск» с 01.07.1993 г. пр. № 76 от 30.06.1993 г. по 31.12.1996 г., в особых условиях труда по ст. 27 п. 1 п/п 5 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком № 2 в соответствии со ст. 27 п. 1 п/п 5 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ составляет 3 года 05 месяцев 30 дней (л.д. 13).

Истцом было заявлено в предварительном судебном заседании, что ему выдавалась и иная справка, подтверждающая льготный стаж до 2008 года. В связи с этим судом сделан запрос работодателю (в настоящее время участок, где работает истец, отнесен к Кулойской дистанции пути, Вельской дистанции пути не существует).

В соответствии со справкой от 16 июля 2010 года Кулойской дистанции пути Сольвычегодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги», П. отделом кадров Вельской дистанции пути была выдана уточняющая справка № 18 от 03 сентября 2009 года, подтверждающая стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в период с 01 июля 1993 года по 31 декабря 1996 года (л.д. 42).

16 июля 2010 года Кулойской дистанции пути выдана справка, подтверждающая стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное Списком № 2 в соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ в период с 01.07.1993 г. по 31.12.1996 г., то есть в размере 3 лет 05 месяцев 30 дней (л.д. 43).

В штатном расписании Вельской дистанции пути Сольвычегодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» за 2004 – 2009 г.г. предусмотрены должности монтера пути 3 и 4 разрядов (л.д. 45-122, 150-160).

Согласно выписок из лицевого счета П., последний работал в ОАО «РЖД» с 1993 по 2009 год (л.д. 127-142).

В соответствии с личной карточкой работника, П. работал с 01 июля 1993 года – монтером пути 2 разряда (10 линейный участок), с 25 августа 1993 года – монтером пути 3 разряда (10 линейный участок), с 01 ноября 2004 года – монтером пути 4 разряда (8 линейный участок) (л.д. 143-146).

По информации Сольвычегодского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» от 05 ноября 2009 года, на участке Сольвычегодск-Коноша с 1970 года по 1996 год – интенсивное движение поездов, с 1997 года по 2008 года – неинтенсивное движение поездов (л.д. 161).

В соответствии с данными Сольвычегодского центра организации работы железнодорожных станций от 08 февраля 2010 года на участках Коноша-Кулой и Кулой-Сольвычегодск с 1997 года по 2010 год неинтенсивное движение поездов (л.д. 162).

Истцом в подтверждение того, что характер работы у него не изменялся, представлены показания свидетеля Б.

Положениями статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Принимая во внимание данную норму, с учетом того, что истец желал подтвердить свидетельскими показаниями специальный стаж, что не допускается в силу закона, кроме того, документы, подтверждающие стаж истца не утрачены, суд не может принять показания свидетеля в качестве допустимых доказательств по настоящему спору.

Для назначения пенсии по старости досрочно требуется в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» соблюдение ряда условий.

Обязательным условием для назначения пенсии по соответствующему Списку профессий является работа, непосредственно протекающая на участках с интенсивным движением поездов. Это обстоятельство должно подтверждаться документально.

Данное условие подтверждено справкой работодателя за период работы только с 01.07.1993 года по 31.12.1996 года, что составляет 3 года 6 месяцев 1 день.

При исчислении стажа работы до 01.01.2002 г. на соответствующих видах работ применяются положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П, определяющие возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего до 01.01.2002 г. законодательства.

С учетом льготного исчисления специальный стаж истца составляет 5 лет 3 месяца 1 день.

На момент обращения за назначением пенсии П. имел стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в размере 27 лет 9 месяцев и 28 дней. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Следовательно, на основании статьи 28.1 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» П., родившемуся 15 октября 1959 года, при соблюдении иных (помимо возраста) условий, могла быть назначена досрочно трудовая пенсия по старости.

ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ в Вельском районе не включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы П. монтером пути после 31 декабря 1996 года.

Вместе с тем, как установлено исследованными в судебном заседании доказательствами, за данный период на обслуживаемом истцом участке не было интенсивного движения поездов, что является обязательным условием для включения периода работы в стаж, дающий право на получение пенсии по старости досрочно.

Сведения об отсутствии интенсивности движения представлены работодателем, им же не подтверждено наличие специального стажа истца.

В Списке профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 272 предусмотрена должность – монтеры пути, занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.

Должность монтера пути, занятого на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог, где нет интенсивного движения поездов, не предусмотрена соответствующим Списком, следовательно, трудовая деятельность по данной должности не может быть включена в стаж, дающий право на назначение пенсии по старости досрочно.

При таких обстоятельствах период работы после 31 декабря 1996 года включению в специальный стаж не подлежит, общая продолжительность льготного стажа составила 5 лет 3 месяца 1 день за весь период трудовой деятельности истца.

Для назначения трудовой пенсии в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, стаж работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене должен составлять не менее 12 лет 6 месяцев.

Необходимого стажа у истца не было на момент обращения к ответчику, нет его и в настоящее время.

Таким образом, оснований для досрочного назначения пенсии по старости истцу в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ не имеется.

В исковом заявлении указано, что до 2003 года истец работал во вредных условиях труда. В судебном заседании П. пояснил, что просил у работодателя справку, подтверждающую стаж во вредных условиях труда (контакт с асбестом) в период выполнения обязанностей монтера пути. Считает, что выполнение обязанностей монтера пути является работой во вредных условиях труда.

Пп. 1 ч.1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. № 537 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.

Указанный Список содержит наименование следующих профессий железнодорожного транспорта и метрополитена: бандажники, заливщики свинцово - оловянистых сплавов, пробивальщики - продувальщики труб, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте цистерн из-под этиловой жидкости, слесари по ремонту подвижного состава, занятые на ремонте, заправке и смене клапанов цистерн. Трудовая деятельность монтера пути, занятого на железной дороге, не относится к работе с вредными условиями труда. Следовательно, доводы истца, что выполнение обязанностей монтера пути является работой во вредных условиях труда, необоснованны.

С учетом вышеизложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований процессуальные издержки истцу возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований П. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Мотивированное решение составлено 23 июля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы в через Вельский районный суд.

Председательствующий Е.С. Стрюкова