Дело № 2-483/2010 22 июля 2010 года
РЕШЕНИЕИменем Российской ФедерацииВельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Стрюковой Е.С.,при секретаре Леонти И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 22 июля 2010 года гражданское дело по исковому заявлению С. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании права на перерасчет пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии по старости,
установил:
С. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании за ним права на перерасчет пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом № 312 от 01 декабря 2007 года, а также об обязании ответчика произвести перерасчет пенсии по старости, с учетом периода нахождения в командировке в сентябре 1985 года.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился к ответчику 22 апреля 2010 года, но получил отказ, так как отсутствуют документы, подтверждающие основания для перерасчета. Истец работал в Вельских электрических сетях РЭУ (районного энергетического управления) «Архэнерго» с июля 1981 года до выхода на пенсию по старости в 1999 году. В сентябре 1985 года, работая в должности заместителя главного инженера начальника производственно-технической службы, находился в служебной командировке в Мурманской области по приказу, изданному вышестоящей организацией – «Главсевзапэнерго», ныне не существующей. Цель командировки – работа в составе комиссии «Главсевзапэнерго» по проверке готовности к работе в зимний период предприятий РЭУ «Колэнерго». Подтвердить документально факт нахождения в командировке нет, так как командировочные документы в Вельских электрических сетях уничтожены.
В судебном заседании С. заявленные исковые требования поддержал, указав, что обращался в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области с заявлением о перерасчёте базового размера страховой части пенсии по старости по Федеральному закону № 312 от 01.12.2007 года. 22 апреля 2010 года получил отказ в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие основания для перерасчета. Работал в Вельских электрических сетях РЭУ «Архэнерго» с июля 1981 года до выхода на пенсию по старости в 1999 году. В сентябре 1985 года, работая в должности заместителя главного инженера – начальника производственно-технической службы, находился в служебной командировке в Мурманской области по приказу, изданному вышестоящей организацией – «Главсевзапэнерго», в настоящее время данной организации не существует. Целью командировки была работа в составе комиссии «Главсевзанэнерго» по проверке готовности к работе в зимний период предприятий РЭУ «Колэнерго». Подтвердить факт нахождения в командировке не представляется возможным, поскольку командировочные документы в Вельских электрических сетях уничтожены, данный факт могут подтвердить только свидетели. В командировку выехал на поезде из города Вельска 14 сентября 1985 года, 15 сентября 1985 года был в Архангельске, в этот же день из Архангельска на самолете улетел в Мурманск, из Мурманска в этот же день в Апатиты. В воскресенье 22 сентября 1985 года вылетел из Мурманска в Архангельск, из Архангельска этого же числа в Котлас, и в понедельник 23 сентября 1985 года был уже дома.
Представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области Костылев И.Н.. исковые требования не признал, пояснив, что документально факт нахождения в командировке не подтверждается.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и пособия устанавливаются законом.
Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.01.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
Гражданам, работающим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В связи с реализацией Федерального закона от 01 декабря 2007 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, устанавливаются повышенные размеры базовых частей трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
Так, согласно пункту 4.2 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 312-ФЗ) лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2340 рублей в месяц.
При этом, из абзаца 2 п. 4.2 ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных дней работы в районах Крайнего Севера в целях установления размера базовой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с п. 4.6 ст. 14 указанного закона лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2028 рублей в месяц.
Таким образом, одним из условий исчисления специального стажа за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является работа, осуществляющаяся непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях Севера, и не зависящая от места нахождения организации, с которой работник вступил в соответствующие правоотношения.
В силу ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Согласно пункту 8 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в СССР» на работников, находящихся в командировке, распространяется режим рабочего времени и времени отдыха тех объединений, предприятий, учреждений, организаций, в которые они командированы.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11.07.2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила).
Пунктом 4 указанных Правил установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (к которой также относится работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что С., 14 декабря 1944 года рождения, уроженец Вельского района является пенсионером по старости. С 14 декабря 1999 года С. назначена досрочная трудовая пенсия по старости как лицу, достигшему возраста 50 лет и проработавшему не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, согласно ст. 14 федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1-ФЗ от 20 ноября 1990 г. (л.д. 8-10,15-16).
Из трудовой книжки истца следует, что С. после назначения пенсии продолжал трудовые отношения в должности преподавателя специальных дисциплин в Вельском совхозе техникуме Архангельской области с 01.10.2003 года по 19.10.2006 года, в период с 01 марта 1983 г. по 01 августа 1986 г. он работал заместителем главного инженера-начальником производственно-технической службы в Вельских электрических сетях (л.д. 11-14).
22 апреля 2010 года С. обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области с заявлением, в котором сообщил, что просит сделать ему перерасчет пенсии в связи с пребыванием командировке в Мурманской области в 1985 году в течение около 10 дней (л.д. 19).
Решением от 22 апреля 2010 года ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области в перерасчете фиксированного базового размера стразовой части пенсии по старости С. отказано в связи с тем, что факт командировки в районе Крайнего Севера документально не подтвержден, (л.д. 20).
Из справки производственного отделения «Вельские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» следует, что факт нахождения С. в командировке подтвердить не могут в связи с тем, что документация по командировкам имеет ограниченный срок ранения – 5 лет (л.д. 18).
Согласно личной карточке № 45 работника Вельских эл.сетей С., в период с 01 марта 1983 года по 01 августа 1986 г. он работал в отделе ПТС заместителем главного инженера – начальником ПТС. В период с 18 сентября 1985 г. по 20 сентября 1985 г. на основании приказа № 440-о находился в дополнительном очередном отпуске. В период с 30.09.85 по 28.10.85 г. на основании приказа № 443-о находился в очередном отпуске, с 18 по 20 сентября 1985 г. – находился в дополнительном отпуске (л.д. 29-31).
Согласно карточке-справке за 1985 год, в период с 18.09. по 30.09 по пр. 440 С предоставлен отпуск в размере 3 дня, приказ № 440 (л.д. 36-37).
Положениями статьи 13 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Истцом в подтверждение факта нахождения в командировке представлены показания свидетелей С. и Ш.
Свидетель С. показала в судебном заседании, что работала вместе с истцом в Вельских электрических сетях, осуществляла трудовую деятельность в отделе кадров. В августе или сентябре 1985 г. истец направлялся в командировку для разрешения вопроса о готовности объектов к зиме в г. Мурманск, в «Колэнерго». Направлялся в командировку в офис организации.
Свидетель Ш. показал в судебном заседании, что являлся начальником истца в 1985 году, так как работал главным инженером Вельских электрических сетей. Он лично в «Колэнерго» не ездил, но видел приказ о направлении С. в командировку, подписывал командировочное удостоверение. Тот ездил для проведения проверок, осматривал объекты. В командировке С. находился в период с 5-10 сентября по 25 сентября 1985 года. Такие проверки всегда проводились в сентябре в связи с тем, что к октябрю предприятия должны были получить паспорта готовности объектов.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. № 12, действовавшей до 1 июля 1990 года), к Районам Крайнего Севера относилась Мурманская область - за исключением города Кандалакши с территорией, находящейся в административном подчинении Кандалакшского городского Совета народных депутатов.
Таким образом, местность, относительно которой заявляется нахождение в командировке, относится к районам Крайнего Севера. В случае подтверждения факта нахождения там в командировке, истец имел бы право на перерасчет пенсии по старости по Федеральному закону № 312-ФЗ от 01 декабря 2007 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Заявление пенсионера о перерасчете пенсии размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.
Данное положение содержится и в п. 6 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда Российской Федерации № 19па от 27 февраля 2002 года, согласно которому к заявлению гражданина о перерасчете размера базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на перерасчет трудовой пенсии в соответствии с Законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
При обращении истца к ответчику каких-либо подтверждающих нахождение в командировке документов не было подано. В судебное заседание истец их также не представил. С. полагает, что его право на перерасчет базовой части пенсии подтверждается показаниями свидетелей.
Вместе с тем, показаниями свидетелей не установлен точный период нахождения в командировке. Сам С. пояснил, что в командировку выехал на поезде из города Вельска 14 сентября 1985 года, 15 сентября 1985 года был в Архангельске, в этот же день на самолете улетел в Мурманск, из Мурманска в этот же день в Апатиты. В воскресенье 22 сентября 1985 года вылетел из Мурманска в Архангельск, из Архангельска в этот же день в Котлас, и в понедельник 23 сентября 1985 года был дома. Следовательно, заявляется период нахождения в районах Крайнего Севера с 15 по 22 сентября 1985 года.
Свидетели не указали точно, то есть не подтвердили факт нахождения истца в заявленный период в Мурманской области.
Кроме того, в материалах дела имеются письменные доказательства –личная карточка № 45 работника Вельских эл.сетей С. и карточка-справка за 1985 год, из которых следует, что в период с 18 по 20 сентября 1985 года С. находился в отпуске.
Этот период находится внутри отрезка времени, заявляемого истцом в качестве периода нахождения в командировке, что является недопустимым: нахождение в командировке исключает возможность наличия отпуска.
Таким образом, показаниями свидетелей факт нахождения в командировке не подтвержден, а письменные доказательства опровергают возможность выполнения трудовых обязанностей в заявленный период в районах Крайнего Севера.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В связи с отказом в удовлетворении исковых требований, процессуальные издержки возмещению истцу не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
С. в удовлетворении исковых требований о признании права на перерасчет пенсии по старости и обязании произвести перерасчет пенсии по старости отказать.
Мотивированное решение составлено 26 июля 2010 года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Е.С. Стрюкова