Дело № 2-712/2010 26 октября 2010 года
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего Пестерева С.А.,
при секретаре Белых С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 26 октября 2010 года гражданское дело по иску Тихоновой Г.В. к администрации муниципального образования «Вельское», о признании жилой квартиры наследственным имуществом,
установил:
Тихонова Г.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельское» о признании наследственным имуществом, после смерти Зайковой Ангелины Степановны, квартиры ** в д. ** по ул. Г**а гор. Вельска Архангельской области, общей площадью 40,3 кв.м., инвентарный номер 09091***.
Обосновывает свои требования тем, что на основании договора социального найма право пользования жилым помещением принадлежало ее тете – З.А.С., умершей 27 августа 20** года. Перед смертью З.А.С. выразила намерение приватизировать занимаемое ею квартиру, для чего направила наймодателю письменное заявление в лице своего представителя Ф.И.И., оформила соответствующие справки, но ввиду смерти не успела подписать договор приватизации от 27 мая 20** года. В августе 20** года она обратилась к нотариусу по Вельскому нотариальному округу Архангельской области, который отказал в совершении нотариальных действий, в связи с отсутствием зарегистрированного права собственности у наследодателя на указанное имущество. Поскольку признать право собственности за умершим невозможно, то просит указанную недвижимость признать наследственным имуществом.
Тихонова Г.В. на судебное заседание не явилась, согласно письменному заявлению просит рассмотреть дело без ее участия и на удовлетворении иска настаивает.
Представитель МО «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя и относительно заявленных требований не возражают (л.д.24).
Представитель третьего лица МУП «ЖЭУ» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя и относительно заявленных требований не возражают (л.д.26).
Суд рассматривает данное гражданское дело в порядке ст.167 ГПК РФ.
Изучив и исследовав письменные материалы дела, нотариальное дело, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьями 1, 2, 7, 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года № 1541-1 (далее по тексту - Закон) приватизация жилья – это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым местной администрацией, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном соответствующим Советом народных депутатов. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Решение вопроса о приватизации жилья должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.
Согласно п. 8 разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями), если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Из смысла Закона следует, что волеизъявление гражданина на приватизацию жилого помещения должно быть активным, заключаться в написании и подаче заявления с необходимыми документами на приватизацию в соответствующий орган, занимающийся приватизацией жилья.
В судебном заседании установлено, что З.А.С. проживала в квартире под номером **, расположенной по адресу: Архангельская область, гор. Вельск, ул. Г**, д. **, согласно ордера №** от 26 апреля 19** года, выданного на основании решения исполнительного комитета Вельского городского совета народных депутатов (л.д.33). На указанное жилое помещение с З.А.С. заключен договор социального найма (л.д.34).
26 мая 20** года З.А.С., в лице своего представителя по доверенности Ф.И.И., обратилась в МУП «ЖЭУ», наймодателю, с заявлением о передаче в собственность квартиры по указанному адресу в порядке приватизации (л.д.29).
Для приобретения квартиры в собственность в порядке приватизации были оформлены необходимые документы: заказан технический паспорт на квартиру, (л.д.11-13) изготовлена справка ГУП «БТИ по Архангельской области» для приватизации квартиры, (л.д.14) оплачены услуги МУП «ЖЭУ» за оформление договора о передаче жилого помещения в собственность (л.д.30)
Из технического паспорта, составленного по состоянию на 08 апреля 20** года следует, что квартира, состоит из двух комнат, имеет общую площадь 40,3 кв.м., в том числе жилую 25,6 кв.м., инвентарный номер 0901**, номер в реестре БТИ 1/19-** (л.д.11). Действительная инвентарная стоимость квартиры составляет *** рубля. (л.д.15).
Договор о передаче в собственность в порядке приватизации квартиры ** в д. № ** по ул. Г** в гор. Вельске оформлен 27 мая 20** года и подписан генеральным директором МУП «ЖЭУ», действующего от имени МО «Вельское» (л.д.10). З.А.С. указанный договор не успела подписать.
Свидетельством о смерти от 28 августа 20** года подтверждается, что З.А.С., умерла 27 августа 20** года (л.д.16).
Истец является наследником по закону после смерти наследодателя З.А.С., что подтверждаются материалами наследственного дела.
Постановлением нотариуса по Вельскому нотариальному округу Архангельской области от 23 августа 20** года в совершении нотариального действия Тихоновой Г.В. отказано, в связи с отсутствием у наследодателя документов подтверждающих право собственности наследодателя на квартиру (л.д.9).
Право собственности на недвижимое имущество, расположенное по указанному адресу не зарегистрировано, что подтверждается информацией, предоставленной ВФ ГУП «БТИ Архангельской области» от 04 мая 20** года (л.д.15), как не зарегистрировано право собственности на этот объект недвижимости и в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (л.д.17).
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» целью данного Закона является, в том числе, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище.
Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 2 Закона).
Гарантированное каждому нанимателю в доме государственного или муниципального жилого фонда право однократно требовать передачи в собственность занимаемого жилого помещения, на которое не распространяется действие статьи 4 Закона, является таким имущественным правом, осуществление которого происходит в порядке, установленном Законом, а наследование - на основании статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Решение вопроса о приватизации жилых помещений, основным принципом которой является принцип добровольности, означающий, что граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, должно приниматься по заявлениям граждан в двух месячный срок со дня подачи документов (статья 8 Закона). Закрепляя в законе это положение, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами и создать необходимые условия, позволяющие гражданину, выразившему волеизъявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, стать его собственником.
Однако волеизъявление гражданина на приватизацию жилого помещения может быть выражено не только путем подачи заявления, но и, учитывая многообразие жизненных ситуаций, осуществлено в иных формах, что предполагает необходимость дифференцированного подхода к их оценке в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения прав граждан.
В этой связи одно лишь формальное подтверждение судом отсутствия факта подачи заявления на приватизацию занимаемого жилого помещения при наличии иных письменных доказательств, позволяющих с достоверностью установить наличие волеизъявления гражданина на такую приватизацию, в которой ему не может быть отказано, умаляет предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Судом установлено, что З.А.С. были собраны необходимые для приватизации документы в полном объеме 27 мая 20** года, которые подтверждают бесспорное волеизъявление умершей на приватизацию квартиры.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности передачи З.А.С. при ее жизни в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения, в судебное заседание не представлено.
Абзац 2 п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно п.1 ст.1110 Гражданского кодекса РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил Гражданского кодекса РФ не следует иное.
В силу ст.1112 Гражданского кодекса РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
С 1 ноября 1998 года обязанность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возложена на Вельский филиал Архангельского областного центра регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним – АОЦРП (в настоящее время Управление Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу).
В связи с отсутствием свидетельства о государственной регистрации права, нотариус не включил в наследственную массу после смерти З.А.С. названную выше недвижимость.
Гражданская правоспособность прекращается в связи со смертью гражданина, что определено ст.17 ГК РФ. Поскольку З.А.С. умерла, то действительно отсутствуют правовые основания для признания за ней права собственности на квартиру, что не должно ущемлять прав и охраняемых законом интересов лиц, имеющих право наследования после смерти наследодателя.
Право З.А.С. на указанную недвижимость никем не оспорено, квартира предоставлена ей в порядке, установленном законом.
При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием правоустанавливающих документов у наследодателя, который пользовался жилым помещением на основании разрешающих документов, наследник не может вступить в наследство и не имеет возможности зарегистрировать право собственности на объект недвижимости, а именно – жилую квартиру, по независящим от него обстоятельствам, а поэтому заявленные требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Также суд считает необходимым разъяснить истцу, что данное решение является основанием для обращения к нотариусу за выдачей свидетельства о праве на наследство по закону, которое в свою очередь будет являться основанием для регистрации соответствующим учреждением юстиции перехода права собственности от наследодателя к наследнику.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судрешил:
иск Тихоновой Г.В. о признании жилой квартиры наследственным имуществом - удовлетворить.
Признать наследственным имуществом двухкомнатную квартиру под номером **, расположенную по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «Вельское», гор. Вельск, улица Г**, дом **, общей площадью 40,3 кв.м., в том числе жилой 25,6 кв.м., инвентарный номер 09091***, после смерти З.А.С., умершей 27 августа 20** года, актовая запись о смерти № **, произведенная Вельским территориальным Отделом Управления ЗАГС Администрации Архангельской области 28 августа 20** года.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде, путем подачи жалобы через Вельский районный суд.