РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Вельск 06 декабря 2010 года
Вельский районный суд Архангельской области
в составе председательствующего Сидорак Н.В.,
при секpетаpе Брагиной С.А.,
pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 06 декабря 2010 года гражданское дело по заявлению Чирковой Лидии Анатольевны о признании бездействия администрации муниципального образования в непроведении заседания рабочей группы для рассмотрения документов гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, незаконным,
установил:
Чиркова Л.А. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО в непроведении заседания рабочей группы для рассмотрения документов гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, незаконным.
В обоснование заявленного требования Чиркова Л.А. указала, что 06 сентября 2010 года сдала пакет документов с заявлением сотруднику правового отдела администрации МО «Вельский муниципальный район» для рассмотрения их на комиссии на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно положению «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного Правительством РФ от 10 декабря 2002 года № 879, решение о постановке или отказе в постановке на учет, принимается органами местного самоуправления в пятнадцатидневный срок с даты регистрации заявления. В связи с тем, что в течение двух месяцев заседание рабочей группы для рассмотрения документов не состоялось, документы не рассмотрены и решение не вынесено, 03 ноября 2010 года она обратилась с заявлением к главе администрации МО с просьбой личного вмешательства в решении данного вопроса. Однако ответ, данный главой администрации, ее не удовлетворил. Просит признать бездействие администрации МО «Вельский муниципальный район» в нежелании своевременного проведения заседания рабочей группы для рассмотрения документов и принятия решения о постановке или об отказе в постановке на учет, незаконным.
В судебном заседании Чиркова Л.А. поддержала заявленные требования по тем же основаниям.
Представитель администрации МО в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что 07 сентября 2010 года Чиркова Л.А. обратилась в муниципально-правовое управление МО и предоставила пакет документов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». В июне 2006 года распоряжением администрации МО «Вельский муниципальный район» была образована рабочая группа по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» и утверждено положение о рабочей группе. В связи с кадровыми перестановками в штатном расписании МО «Вельский муниципальный район» данное распоряжение утратило силу. Распоряжениями от 24 ноября 2010 года образована рабочая группа в новом составе и утверждено новое положение о рабочей группе. В соответствии с данным положением заседание рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Согласно вышеуказанной программе предусмотрено получение государственных жилищных сертификатов, а не социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 30 ноября 2010 года состоялось заседание рабочей группы, на котором было решено отказать Чирковой Л. в постановке на учет на получение жилищного сертификата.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Право на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ, может быть реализовано с соблюдением порядка и сроков, определяемых действующим законодательством.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как установлено в судебном заседании 07 сентября 2010 года Чиркова Л.А. обратилась с заявлением (рапортом) и пакетом необходимых документов к главе МО «Вельский муниципальный район» о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена программа государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Целью указанной программы является предоставление гражданам за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» 21 марта 2006 года Постановлением Правительства РФ № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В соответствии с п.п. «з» п. 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в частности:
граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.;
граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья при наличии стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 календарных лет;
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и времени прибытия в указанные районы.
Срок рассмотрения заявлений граждан о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» не определен.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
В силу п. 19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в п. 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением необходимых документов.
В пункте 21 Правил указано, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с п. 19 Правил.
В соответствии со ст. 39 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями» государственными полномочиями, указанными в статье 40 настоящего областного закона, наделяются органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Архангельской области.
В силу статьи 40 указанного Закона органы местного самоуправления муниципальных образований, указанных в статье 39 настоящего областного закона, наделяются государственными полномочиями:
1) принимать от граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - жилищные субсидии), документы, необходимые для регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий;
2) осуществлять регистрацию заявлений граждан на получение жилищных субсидий;
3) проверять документы, представленные гражданами в целях регистрации и постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий;
4) принимать решения о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, или об отказе в постановке на учет, а также направлять заявителям уведомления о принятых решениях;
5) заводить и вести учетные дела на граждан, поставленных на учет имеющих право на получение жилищных субсидий;
6) принимать решения о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, а также направлять указанным гражданам уведомления о принятых решениях;
7) размещать списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, для всеобщего обозрения в доступных местах;
8) предоставлять необходимую информацию о списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по письменным обращениям граждан;
9) ежегодно формировать списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, по категориям, утверждать их и до 1 февраля заверенные копии сформированных списков направлять в исполнительный орган государственной власти Архангельской области, уполномоченный Правительством Архангельской области;
10) направлять гражданам, которым предполагается выдать государственные жилищные сертификаты, уведомления о включении в предварительный список получателей жилищных субсидий;
11) принимать от граждан необходимые документы для оформления государственных жилищных сертификатов, а также проверять указанные документы;
12) опубликовывать списки получателей государственных жилищных сертификатов в средствах массовой информации и обеспечивать свободный доступ граждан к указанным спискам;
13) хранить и выдавать государственные жилищные сертификаты, а также вести реестры выданных государственных жилищных сертификатов; и др.
Таким образом, формирование списков участников и их утверждение, входят в компетенцию рабочей группы по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Распоряжением исполняющего обязанности главы муниципального образования № ххххх года создана рабочая группа по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В соответствии с п. 1 Положения рабочая группа по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы образуется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы», постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153.
Из п. 9 Положения о рабочей группе по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденному распоряжением главы МО ххххх следовало, что заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости.
Распоряжением главы МО ххххх года признано утратившим силу распоряжение № ххххх года «О рабочей группе по реализации на территории района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
ххххх года главой МО вынесено распоряжение № ххххх, в соответствии с которым образована рабочая группа по реализации на территории Вельского района указанной подпрограммы.
В тот же день утвержден состав рабочей группы и Положение о рабочей группе.
Пунктом 9 Положения о рабочей группе по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» 2002 – 2010 года установлено, что заседания рабочей группы проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Положение о рабочей группе по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утвержденной распоряжением главы МО «Вельский муниципальный район» № 305-р от 24 ноября 2010 года, устанавливающее в том числе и количество заседаний рабочей группы, в настоящее время является действующим, кем-либо не оспаривалось. Сроки принятия решений о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет не установлены.
Таким образом, доводы Чирковой Л.А. о том, что нарушены ее права в рамках реализации Постановления Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, являются несостоятельными, поскольку Чиркова Л.А. обратилась к главе МО «Вельский муниципальный район» с заявлением (рапортом) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ № 153 от 21 марта 2006 года.
ххххх года состоялась заседание рабочей комиссии по реализации на территории Вельского района Архангельской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.
В соответствии с протоколом заседания рабочей группы от 30 ноября 2010 года в постановке на учет Чирковой Л.А. – из категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказано, поскольку в собственности у Чирковой Л.А. имеется ххххх долей в квартире, находящейся в г. Санкт-Перербург, что противоречит п.п. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-201 годы.
Таким образом, на день рассмотрения судом заявления, документы Чирковой Л.А. рассмотрены и принято решение об отказе в постановке ее на учет для включения в состав участников подпрограммы.
При этом в действиях администрации МО каких-либо нарушений порядка сроков проведения заседания рабочей группы для рассмотрения документов Чирковой Л.А. не установлено. Нарушений прав и свобод Чирковой Л.А., препятствий к осуществлению ее прав и свобод не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Чирковой Лидии Анатольевне в удовлетворении заявления о признании бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в непроведении заседания рабочей группы для рассмотрения документов гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья, незаконным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Н.В. Сидорак