Об оспаривании решения об отказе в принятии на учет как нуждающуюся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-866/2010 20 декабря 2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению Вторыгиной Анны Ивановны об оспаривании решения Главы МО «Вельское» от 1 декабря 2010 года № 109 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Вельское», утвержденного постановлением главы МО «Вельское» Вторыгиной А.И. отказано в постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вторыгина А.И. обратилась в суд с заявлением об оспаривании данного решения, в обоснование, указав, что считает отказ МО «Вельское» незаконным и необоснованным, так как вдовой участника Великой Отечественной войны признана 8 апреля 2010 года, она не имеет в собственности жилого помещения, то есть она как вдова участника Великой Отечественной войны с 8 апреля 2010 года имеет право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем.

В судебное заседание Вторыгина А.И. и ее представитель Клец С.А. поддержали заявленное требование по тем же основаниям.

Представитель администрации МО «Вельское» - Панюшева О.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, не высказав мнения по заявлению Вторыгиной А.И.

Представитель ГУ «Отделения социальной защиты населения по Вельскому району» Давыдова Е.Б. заявленное требование не поддержала, указав, что отсутствуют основания для удовлетворения заявления.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что 23 ноября 2010 года Вторыгина А.И. обратилась с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдова участника Великой Отечественной войны.

Ранее - до 1 января 2005 года Вторыгина А.И. и ее муж Вторыгин И.А. не обращались с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

1 декабря 2010 года общественная комиссия по жилищным вопросам администрации МО «Вельское», рассмотрев заявление Вторыгиной А.И., приняла решение отказать в удовлетворении заявления на основании ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Глава МО «Вельское» постановлением № 109 от 1 декабря 2010 года утвердил решение общественной комиссии по жилищным вопросам.

Данный отказ явился основанием для обращения Вторыгиной А.И. в суд заявлением о его оспаривании.

Статья 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, исходя из оснований отказа в удовлетворении заявления Вторыгиной А.И. суд делает вывод, что основанием отказа в удовлетворении заявления явились действия заявителя по умышленному ухудшению своих жилищных условий с целью дальнейшего приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как было установлено в ходе рассмотрения дела, Вторыгина А.И. совместно с супругом Вторыгиным И.А. до августа 2006 года проживали и были зарегистрированы ***.

Вторыгин И.А. и заявитель Вторыгина А.И. состояли в зарегистрированном браке.

Вторыгин И.А. являлся участником Великой отечественной войны, умер 17 апреля 2007 года. Заявитель является членом его семьи.

В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 21 Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Таким образом, на Вторыгину А.И. после 1 января 2005 года распространяются нормы жилищного законодательства Российской Федерации.

По сообщению администрации МО «Верхнешоношское» Вторыгина А.И. в 1994 году участвовала в приватизации жилого помещения в ***.

Согласно договора на передачу квартиры (домов) в собственность от 20 февраля 1994 года в общую совместную собственность Вторыгиной А.И. и ее мужу Вторыгину И.А. передана квартира в *** общей площадью 84,0 кв.м. в том числе жилой 35 кв.м. Переход право собственности зарегистрирован в установленном законом порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в тот период, а именно в Верхнее-Шоношской сельской администрации.

В соответствие с п.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Супруги Вторыгины в 2006 году без оформления предоставили свою квартиру для проживания своим знакомым, а сами уехали в гор. Вельск.

Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, осуществляющего государственную регистрации с 1 ноября 1998 года, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах Вторыгиной А.И. на объекты недвижимого имущества.

Согласно справки Вельского филиала ГУП Архангельской области «Бюро технической инвентаризации» право собственности на недвижимое имущество на имя Вторыгиной А.И. на территории Вельского района не зарегистрировано, участвовала в приватизации квартиры в ***.

В соответствие с п.1 ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на указанную квартиру у Вторыгиной А.И. не прекращено, до настоящего времени последняя является ее сособственником квартиры.

В ноябре 2006 года Вторыгина А.И. вселилась как члены семьи собственника в *** в г.Вельске совместно с мужем Вторыгиным И.А., и там же они были зарегистрированы как члены семьи собственника жилого помещения – Ф приходящегося им зятем, мужем дочери Ф. Супруги Ф постоянно проживали и проживают в г. Архангельске.

Жилой *** в г.Вельске является новым домом улучшенной планировки со всеми видами благоустройства, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами данного гражданского дела. В квартире кроме заявителя и его супруга иные лица не проживали, общая площадь квартиры составляет 53,5 кв.м., жилая 30,8 кв.м.

Через месяц после смерти мужа, в мае 2007 года, заявитель оставляет предоставленную квартиру и вселяется как член семьи собственника в квартиру своей дочери Бардышевой Галины, по адресу : ***-а по *** в г.Вельске. 19 сентября 2007 года Вторыгина А.И. снимается с регистрационного учета из *** в г.Вельске и регистрируется в ***-а по *** в г.Вельске, где зарегистрирована и проживает до настоящего времени. Квартира № в ***-а по *** в г.Вельске на праве собственности принадлежит в равных долях членам семьи Бардышевых.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями заявителя, и не оспаривается заявителем и его представителем.

Статья 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяет, что учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Решением № 48 от 9 февраля 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения в МО «Вельское» в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждена учетная норма площади жилого помещения составляющая 8 кв.м. Этим же постановлением утверждена норма предоставления в размере 10 кв.м.

Таким образом, в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, на территории МО «Вельское» установлена учетная норма площади жилого помещения составляющая 8 кв.м., учитываемая при признании в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Как было установлено, общая площадь квартиры ***, сособственником которой является заявитель и общая площадь *** в г.Вельске, где до сентября 2007 года была зарегистрирована и проживала заявитель на одного члена семьи составляет более учетной нормы.

Таким образом, в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации Вторыгина А.И. не попадала под категорию граждан нуждающихся в жилых помещениях.

С 19 сентября 2007 года Вторыгина А.И. в связи со сменой места жительства в соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации попадает под категорию граждан нуждающимися в жилых помещениях, так как жилое помещение, где в настоящее время проживает заявитель, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В связи с чем Вторыгина А.И. обратилась с соответствующим заявлением в МО «Вельское».

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Вторыгина А.И. будучи зарегистрированной с мужем в квартире в *** и будучи зарегистрированной одна в *** в г.Вельске снялась с регистрационного учета по указанным квартирам и зарегистрировалась в квартире по ул.Красная г.Вельска после чего в соответствии с требованиями закона стала нуждаться в улучшении жилищных условий, то есть Вторыгина А.И. совершила действия, в результате которых она может быть признана нуждающийся в жилом помещении, после чего обратилась с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации при установлении указанных действий граждане принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как было установлено, Вторыгина А.И. снялась с регистрационного учета из квартиры в *** Вельского района 21 августа 2006 года и снялась с регистрационного учета из *** в г.Вельске 19 сентября 2007 года, то есть на момент рассмотрения заявления Вторыгиной А.И. о постановке ее на учет не прошло более пяти лет.

Довод заявителя о том, что с момента получения удостоверения у него возникло право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем является несостоятельным, поскольку, право на получение гражданином жилого помещения связано тем, что он должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, а поскольку было установлено, что Вторыгина А.И. совершила действия, предусмотренные ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, то она может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что отказ Вторыгиной А.И. в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий основан на нормах действующего законодательства и соответствует требованиям закона.

При таких обстоятельствах, суд считает, что глава муниципального образования, отказывая в удовлетворении заявления о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, действовал в пределах своей компетенции и полномочий, права и свободы заявителя им не нарушены, не созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод и поэтому заявление является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

в удовлетворении заявления Вторыгиной Анне Ивановне об оспаривании решения Главы муниципального образования «Вельское» от 1 декабря 2010 года № 109 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин