О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2-188/2011 11 апреля 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Стрюковой Е.С.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Гридасова А.О. к администрации муниципального образования «П» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Гридасова А.О. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Л» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения жилой площадью не менее 12 кв.м. в черте муниципального образования «Л» Вельского района Архангельской области. В обоснование заявленных требований указал, что Гридасов А.О. проживал в д. А. Вельского района Архангельской области, ул. ***, д. ** в квартире, принадлежащей Д. Мать Гридасова А.О., З., умерла в 2003 году, отец, Г., признан безвестно отсутствующим в 2009 году. В настоящее время Гридасов А.О. обучается в ГОУ НПО «ПУ № **» с 01.09.2008 по 10.06.2011 по специальности электромонтер. Постановлением № 442 от 06.07.2004 главы МО «Вельский район» за Гридасовым А.О. было закреплено жилое помещение по адресу: Архангельская области, Вельский район, д. А., ул. ***, д. **. Поскольку указанное помещение принадлежит постороннему лицу, постановлением № 720 главы МО «Вельский муниципальный район» за Гридасовым А.О. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «Л». В настоящее время Гридасов А.О. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. На неоднократные обращения к главе администрации МО «Л» о предоставлении жилья получал ответ, что жилое помещение не может быть предоставлено в связи с отсутствием свободного жилого фонда, пригодного для проживания.

Определением Вельского районного суда от 17 марта 2011 года на основании заявления прокурора Вельского района от 15 марта 2011 года ответчик администрация МО «Л» был заменен на ответчика администрация МО «П».

Кроме того, были изменены исковые требования: просили обязать администрацию МО «П» предоставить Гридасову А.О жилое помещение по договору социального найма, жилой площадью не менее 10 кв.м., степени благоустройства применительно к данному сельскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, в черте муниципального образования «П».

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Истец Гридасов А.О. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В предварительном судебном заседании согласился на замену ответчика, настаивал на удовлетворении иска.

17 марта 2011 года истцом Гридасовым А.О. представлены письменные пояснения, из которых следует, что он проживал с матерью К., изменившей впоследствии фамилию на З. В 1996 году вместе с матерью переехал в д. М., к бабушке. 26 мая 2003 года его мать умерла. Попечителем назначена бабушка, а после ее смерти - Д. В связи с поступлением на учебу в ГОУ НПО «Профессиональное училище № **» попечительство было снято. Обучение завершается 10 июня 2011 года, после чего он собирается вернуться в Вельский район. Однако жилым помещением не обеспечен.

Представители ответчика администрации МО «П» Кулемина Н.В. и Орлова СВ. иск не признали и пояснили, что свободного муниципального жилья на территории МО «П» не имеется. Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» Гридасов А.О. поставлен на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья на территории МО «П». Данное постановление нет возможности исполнить. На имя главы района направлено ходатайство об отмене постановления. В судебном порядке постановление не оспаривалось. Деньги для приобретения жилья истцу выделены, и скоро будут перечислены, но сумма не достаточна для приобретения благоустроенного жилья. Кроме того, имеются технические проблемы с покупкой жилья: в администрации нет специально обученного человека для проведения аукциона. Существует ежегодно пролонгирующийся договор с районной администрацией, в силу которого она выполняет данные функции, но в устной форме им отказано, предложено самим заняться покупкой жилья.

Представитель третьего лица ГОУ НПО «ПУ № **» Фальковская В.О. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия. В предварительном судебном заседании полагала, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. полагала, что иск подлежит удовлетворению. Пояснила, что за истцом было закреплено жилье, но выяснилось, что данная квартира принадлежит на праве собственности постороннему лицу. В настоящее время право на получение жилья истцом закреплено на территории МО «П». После того, как узнали, что на территории МО «Л» нет муниципального жилья, истцу предложили самые близкие территории. Он выбрал МО «П». Денежные средства на приобретение жилья ответчиком выделены. Названные ответчиком препятствия будут разрешаться в порядке исполнения решения суда в случае удовлетворения иска.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закона о гарантиях детям-сиротам), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В судебном заседании установлено, что Гридасов А.О., 17 января 1993 года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Гридасова А.О. – К (З). умерла 26 мая 2003 года (л.д. 13, 14, 15, 40, 42, 51).

Отец Гридасова А.О. – Г. решением Вельского районного суда от 08 июня 2009 года был признан безвестно отсутствующим (л.д. 19-20, 59).

Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Гридасов А.О. 10.03.2002 зарегистрирован по месту жительства по адресу: Архангельская область, д. А, ул. ***, д. ** (л.д. 39).

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.

Постановлением главы администрации МО «Вельский район» № 295 от 06 мая 2004 года опекуном над несовершеннолетним Гридасовым А.О. назначен Д., который освобожден от обязанностей попечителя 02 октября 2008 года (л.д. 66, 67).

Постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский район» от 06 июля 2004 года № 442 за совершеннолетним Гридасовым А.О., --.--.---- года рождения, согласно ст. 60 п. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации сохранено право на жилое помещение по адресу: Вельский район, д. А., ул. ***, д. ** (л.д. 17, 52).

14 мая 2010 года указанное постановление отменено, за Гридасовым А.О. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Копия постановления направлена в МО «Л» для постановки Гридасова А.О. на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья (л.д. 21, 53).

Гридасов А.О. обучается в ГОУ НПО ПУ № ** Архангельской области, срок обучения с 01.09.2008 по 10.06.2011. Находится на полном государственном обеспечении. В период обучения временно проживает в общежитии по адресу г. С., ул. **, д. *. комн. * (л.д. 27, 63).

Согласно свидетельству № 3866 Гридасов А.О. зарегистрирован по месту пребывания в г. С., по ул. **, д. *, комн. * на срок с 25.11.2008 по 10.06.2011 (л.д. 16, 62).

Согласно приказу по Профессиональному училищу № ** от 12 сентября 2008 года № 180-уч. Гридасов А.О. с 01.09.2008 г. поставлен на учет как оставшийся без попечения родителей, получающий пособие в ГОРУО (л.д. 18).

Приказом по Профессиональному училищу № ** от 10 октября 2008 года № 219-уч. Гридасов А.О. с 01.09.2008 принят на государственное обеспечение с предоставлением всех льгот, приказ № 180-уч. от 12.09.2008 года утратил силу (л.д. 65).

Из Профессионального училища № ** 04.06.2010 и 27.10.2010 в администрацию МО «Л» были направлены запросы о предоставлении жилплощади учащемуся Гридасову А.О., который 10.06.2011 завершает свое обучение и вынужден будет остаться без своего жилья (л.д. 22, 23).

В ответ глава администрации МО «Л» сообщил, что Гридасов А.О. поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении и зарегистрирован в журнале под № 28. Однако администрация МО «Л» жилья на балансе не имеет, в этом году передано жилье без балансовой стоимости в п. Т., но оно в настоящее время занято и требует капитального ремонта. Нового жилья не строят в связи с отсутствием в бюджете средств (л.д. 24).

24 декабря 2010 года из Профессионального училища № ** было направлено личное заявление Гридасова А.О. о предоставлении жилья (л.д. 25, 26).

16 февраля 2011 года из Профессионального училища № ** было направлено личное заявление Гридасова А.О. Прокурору Вельского района для защиты прав и законных интересов Гридасова А.О. (л.д. 9-10, 11-12).

17 февраля 2011 года из Профессионального училища № ** МО «Вельский муниципальный район» было направлено личное заявление Гридасова А.О. о предоставлении жилого помещения с просьбой сообщить о дальнейшей перспективе с указанием сроков по предоставлению жилплощади для Гридасова А.О. (л.д. 54, 55).

Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от 21 февраля 2011 года № 194 Гридасов А.О. снят с учета граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилых помещений на территории МО «Л» и поставлен на учет граждан, нуждающихся во внеочередном получении жилья на территории МО «П» с восстановление очереди с 14.04.2010 года. Постановление главы администрации МО «Вельский муниципальный район» № 720 от 15.05.2010 отменено (л.д. 43, 47, 48, 57).

По заключению органа опеки и попечительства, указанный орган принимая во внимание просьбу Гридасова А.О. о предоставлении ему жилого помещения на территории МО «П», считает необходимым выделить *000 рублей из поступивших из областного бюджета денежных средств на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях администрации МО «П» для приобретения Гридасову А.О. жилого помещения на территории МО «П» в виде отдельной однокомнатной квартиры, благоустроенной применительно к данному населенному пункту, общей площадью не менее 10 кв.м. и отвечающей санитарным и техническим нормам (л.д. 56).

Комиссией по определению поселений, для предоставления субвенции на осуществление государственных полномочий решено поступившие из областного бюджета денежные средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, перечислить, в том числе, в размере *000 рублей в бюджет МО «П» для приобретения жилого помещения Гридасову А.О., 17.01.1993 года рождения, являющемуся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждено протоколом заседания № 1 от 10 марта 2011 года (л.д. 58).

Постановлением администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 1086 от 31 декабря 2008 года утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно данному порядку, ежегодно, до 15 ноября текущего года администрации поселений направляют в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних и совершеннолетних лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» заявления на выделение субвенции и списки лиц, подлежащих обеспечением жильем в планируемом году за счет средств областного бюджета, сообщают сведения о лицах, которые будут обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда поселения. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях социального найма согласно сводному реестру нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории и решения комиссии соответствующего поселения по распределению жилых помещений. Договор социального найма заключается администрацией поселения (л.д. 83-86).

Решением Совета депутатов МО «П» первого созыва от 22 сентября 2009 года № 71, установлена учетная норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Гридасова А.О. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 59).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Гридасова А.О. к МО «П» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Гридасов А.О. является лицом, оставшимся без попечения родителей: его мать умерла, а отец признан безвестно отсутствующим.

В июне 2011 года Гридасов А.О. завершает обучение в ГОУ НПО ПУ № **, где находится на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ним не закреплено. Ранее жилое помещение по адресу: д. А., ул. **, д. * за ним было закреплено ошибочно: оно принадлежало иному, не состоящему в родственных отношениях с Гридасовым А.О., лицу. Соответствующее постановление отменено.

Жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности у Гридасова А.О. нет, что сторонами и не оспаривается, право на получение жилья до настоящего времени не реализовано.

Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у Гридасова возникло право на обеспечение по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

Гридасов выявлен как лицо, оставшееся без попечения родителей на территории МО «Л» Вельского района.

Статья 6.1 Закона Архангельской области от 20.09.2005 № 79-5-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» предусматривает, что жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Исходя из интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилое помещение может быть предоставлено в любом поселении муниципального района Архангельской области, на территории которого дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа были поставлены на учет.

В связи с отсутствием муниципального жилья на территории МО «Л», учитывая желание Гридасова А.О. проживать на территории МО «П», за истцом было закреплено право на получение жилья на территории соответствующего муниципального образования.

Ответчик не согласен с вынесенным постановлением, однако на момент рассмотрения дела указанное постановление не отменено в установленном порядке. Кроме того, ответчиком не ставился вопрос о его законности перед судом, представители ответчика подтвердили отсутствие факта обращения с таким заявлением.

В установленном порядке в бюджет МО «П» для приобретения жилого помещения Гридасову А.О., являющемуся лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, выделены денежные средства.

Права истца на получение жилья могло быть реализовано в установленном порядке в случае отсутствия противодействия со стороны ответчика.

Вместе с тем, в настоящее время ответчик не признает за собой обязанность по предоставлению жилого помещения истцу, о чем свидетельствует сам факт непризнания настоящего иска.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита -обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения -обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Ответчик фактически не оспаривает право Гридасова А.О. на получение жилья по договору социального найма, но считает, что обязанности по предоставлению жилья именно на администрацию МО «П» не возлагалось. Однако право на получение жилья именно в данном муниципальном образовании закреплено в установленном порядке. Препятствия технического характера, связанные с приобретением жилья для Гридасова А.О., не могут являться основанием для освобождения ответчика от выполнения данной обязанности. Кроме того, представители ответчика пояснили, что существует договор с администрацией МО «Вельский муниципальный район», в соответствии с которым она осуществляет содействие в приобретении квартир. Как пояснили представители ответчика, он пролонгирован, действует в 2011 году. Факт наличия устного отказа от выполнения обязательств по нему со стороны районной администрации в настоящее время не свидетельствует о невозможности исполнения решения суда в случае удовлетворения иска.

При таких обстоятельствах ответчик должен быть обязан в судебном порядке к исполнению возложенной на него обязанности.

Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Норма предоставления по отношению к территории МО «П» составляет 10 кв.м.

Статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости обязать администрацию МО «П» предоставить Гридасову А.О., ** *** **** года рождения, жилое помещение площадью не менее 10 квадратных метров, степени благоустройства применительно к данному сельскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «П» Вельского района Архангельской области.

Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Гридасова А.О. к администрации муниципального образования «П» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «П» предоставить Гридасову А.О., ** *** **** года рождения, жилое помещение площадью не менее 10 квадратных метров, степени благоустройства применительно к данному сельскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «П» Вельского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Е.С. Стрюкова

а