Дело № 2-189/2011 12 апреля 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Стрюковой Е.С.,
при секретаре Брагиной С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 апреля 2011 года в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Полевой С.А. к администрации муниципального образования «К» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,
у с т а н о в и л :
прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Полевой С.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «К» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения жилой площадью не менее 12 кв.м. в черте муниципального образования «К» Вельского района Архангельской области. В обоснование заявленных требований указал, что Полевая С.А. родилась --.--.---- в п. К. Вельского района. Её отец П-й умер. Мать П-я З.В. решением Вельского районного суда от 04 апреля 2008 года лишена родительских прав в отношении дочерей С. и Д., несовершеннолетние переданы органу опеки и попечительства. До лишения матери родительских прав Полевая С.А. проживала по адресу: п. К., ул. ***, д. *, кв. *. После этого направлена в ГОУ «Н», проходила обучение в МОУ «У». В настоящее время обучается в ГОУ НПО «ПУ№ ** по 30 июня 2011 по профессии повар-официант. Постановлением № 502 от 18.08.2008 главы администрации МО «Вельский муниципальный район» за Полевой С.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «К». В настоящее время Полевая С.А. не имеет закрепленного за ней жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.
Заявлением от 07.04.2011 исковые требования уточнены – просит обязать администрацию МО «К» предоставить Полевой С.А. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «К», общей площадью не менее 12 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «К» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Шухтин М.П. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.
Полевая С.А. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования. Пояснила, что какого-либо жилья у нее не имеется. Из общежития, где она в настоящее время проживает выезжать ей некуда. Ранее закрепленное за ней жилье не пригодно для проживания: там провалилась крыша.
Представитель ответчика администрации МО «К» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву, исковые требования ответчик не признает. Указывает, что Полевая С.А. решением жилищной комиссии администрации муниципального образования «К» 28.08.2008 г. была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании постановления главы муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 502 от 18.08.2008 г. Однако Законом Архангельской области № 466-23-03 от 12.12.2007 г. «Об областном бюджете на 2008 год», Законом Архангельской области № 637-32-03 от 03.12.2008 г. «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Законом Архангельской области № 118-9-03 от г. «Об областном бюджете на 2010 год», Законом Архангельской области № 243-18-03 от г. (ред. от 11.02.2011 г.) «Об областном бюджете на 2011 год» было предусмотрено предоставление субвенций на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа соответственно на 2008 год, 2009 год, 2010 год и 2011 год непосредственно муниципальному образованию «Вельский муниципальный район». Следовательно, рассматриваемыми государственными полномочиями на 2008 год, на 2009 год, на 2010 год и на 2011 год были наделены органы местного самоуправления муниципального образования «Вельский муниципальный район». Указанные государственные полномочия муниципальному образованию «К» ни в 2008 году, ни в 2009 году, ни в 2011 году не передавались, финансовые средства в качестве субвенции для осуществления данных полномочий муниципальным образованием «К» в бюджетах муниципального образования «Вельский муниципальный район» на соответствующие года не закладывались, в бюджете муниципального образования «К» соответствующие расходные обязательства также не предусматривались. 02.03.2009 г. Управлением образования администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» утверждена планируемая очередь на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья. По данному документу жилое помещение за счет средств областной субвенции Полевой С.А. планируется предоставить в 2013 году. Полагают, полномочие по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа не является полномочием муниципального образования «К», которое в связи с этим не должны нести ответственность за непредоставление жилья.
Представитель третьего лица ГОУ НПО ПУ № **» Губина О.А. полагала, что иск подлежит удовлетворению. Пояснила, что Полевая С.А. осталась без попечения родителей. 30 июня 2011 года заканчивает обучение и не имеет возможности выехать куда-либо в связи с отсутствием жилья.
Представитель третьего лица Администрации Архангельской области, привлеченный к участию в деле в связи с уточнением исковых требований, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. полагала, что иск подлежит удовлетворению. Пояснила, что за Полевой С.А. закреплено право на получение жилого помещения, но оно до настоящего времени не реализовано.
Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.
Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закона о гарантиях детям-сиротам), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В судебном заседании установлено, что Полевая С.А., ** *** **** года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10, 48).
Мать Полевой С.А. – П-я решением Вельского районного суда от 04 апреля 2008 года была лишена родительских прав.
Отец Полевой С.А. – П-й умер 17 июля 2006 года (л.д. 11, 46).
Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Полевая С.А., 05.12.2002 зарегистрирована по месту жительства по адресу: Архангельская область, Вельский район, п. К., ул. ***, д. *, кв. * (л.д. 44).
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки жилищных условий заявителя от 17 марта 2005 года (л.д. 14, 15).
На основании постановления главы администрации МО «Вельский муниципальный район» № 654 от 18.10.2007 несовершеннолетняя Полевая С.А. была направлена в ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 71).
Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» № 655 от 18.10.2007 с изменениями, внесенными постановлением № 42 от 31.01.2008, за несовершеннолетними Полевой С.А., --.--.---- г.р., и П.Д., --.--.---- г.р., сохранено право на жилое помещение по адресу: п. К., ул. ***, д. *, кв. * (л.д. 56, 57, 68, 69).
Согласно акту обследования сохранности жилого помещения, закрепленного за несовершеннолетними Полевой С.А. и П.Д., квартира по адресу: п. К., ул. Т., д. *, кв. * находится в деревянном доме барачного типа без благоустройства с печным отоплением, относится к ветхому жилью (л.д. 67).
Постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский район» от 18 августа 2008 года № 502, согласно ст. 57 п. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку жилое помещение по адресу: п. К., ул. ***, д. *, кв. * не пригодно для проживания, относится к ветхому жилью, за несовершеннолетней Полевой С.А., --.--.---- года рождения закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, постановление № 655 от 18.10.2007 года отменено (л.д. 24, 58, 66).
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии при администрации МО «К» от 28 августа 2008 года Полевую С.А. приняли на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 88).
Из характеристики, следует, что Полевая С.А. обучалась в МОУ «У», являлась воспитанницей ГОУ «Н» (л.д. 30).
Согласно свидетельству № 7 Полевая С.А. зарегистрирована по месту пребывания по адресу д. Т. Вельского района, ГОУ «Н» с 30 мая 2008 года (л.д. 25).
По представленной ГОУ «Н» информации Полевая С.А., --.--.---- г.р. поступила в учреждение 23.10.2007 как ребенок, оставшийся без попечения родителей. 31.08.2009 года С. выбыла на учебу в ПУ-**, где и учится по настоящее время (л.д. 49).
Приказом № 10-К от 10.09.2009 г. Полевая С.А. зачислена профессии «Повар, официант» со сроком обучения 2 года (л.д. 26).
Полевая С.А. обучается в ГОУ НПО ПУ № ** Архангельской области, срок обучения с 01.09.2009 по 30.06.2011. Находится на полном государственном обеспечении (л.д.27, 70).
В ответ на запрос ГОУ «Н» администрация МО «К» 12.05.2009 года сообщила, что Полевая С.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, очередь № 17. На 28.05.2010 очередь № 13 (л.д.28, 29, 64, 65).
Согласно планируемой очереди на предоставление жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, утвержденной начальником управления образования администрации МО «Вельский муниципальный район» 02.03.2009 года, Полевой СА. Планируется предоставление жилого помещения в 2013 году (л.д. 91-92).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах Полевой С.А. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют (л.д. 59).
Постановлением администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» № 1086 от 31 декабря 2008 года утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений. Согласно данному порядку, ежегодно, до 15 ноября текущего года администрации поселений направляют в отдел опеки и попечительства несовершеннолетних и совершеннолетних лиц администрации МО «Вельский муниципальный район» заявления на выделение субвенции и списки лиц, подлежащих обеспечением жильем в планируемом году за счет средств областного бюджета, сообщают сведения о лицах, которые будут обеспечены жилыми помещениями из жилищного фонда поселения. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется путем предоставления приобретенного жилого помещения на условиях социального найма согласно сводному реестру нуждающихся в жилых помещениях граждан данной категории и решения комиссии соответствующего поселения по распределению жилых помещений. Договор социального найма заключается администрацией поселения (л.д. 89-90).
Согласно выписке из книги учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по администрации МО «К» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 02..11.2009 П.Д. и Полевая С.А. числятся в очереди под № 15 (л.д. 95). Указанная выписка предоставлялась в связи с запросом управления образования администрации МО «Вельский муниципальный район» во исполнение Порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (л.д. 93, 92).
Решением Совета депутатов МО «К» первого созыва от 03 февраля 2006 года № 58 установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. и норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека (л.д. 61, 82).
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Полевой С.А. к МО «К» подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Полевая С.А. является лицом, оставшимся без попечения родителей: ее отец умер, а мать лишена родительских прав.
В июне 2011 года она завершает обучение в ГОУ НПО ПУ № **. Закрепленное за ней ранее жилое помещение не пригодно для проживания. 28 августа 2008 года истец была поставлена в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях, за ней было закреплено право на внеочередное получение жилья.
Жилого помещения по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности у Полевой С.А. нет, что сторонами и не оспаривается, право на получение жилья до настоящего времени не реализовано.
Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.
Таким образом, в соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у Полевой С.А. после окончания воспитания в ГОУ «Н» возникло право на обеспечение по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Однако до настоящего времени право на получение жилья вне очереди не реализовано по независящим от Полевой С.А. причинам: жилое помещение ей не предоставлялось. Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание ответчиком представлено не было.
В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита -обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения -обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление
При таких обстоятельствах Полевой С.А. должно быть предоставлено жилое помещение в соответствии с нормой предоставления. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Норма предоставления по отношению к территории МО «К» составляет 12 кв.м.
Статья 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Ответчик фактически не оспаривает право Полевой С.А. на получение жилья по договору социального найма, но считает, что обязанности по предоставлению жилья именно на администрацию МО «К» не возлагалось. Считает, что данную обязанность должна выполнить администрация МО «Вельский муниципальный район».
Вместе с тем, Законом Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ государственные полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. Органам местного самоуправления муниципальных районов они не передавались.
Статья 132 Конституции Российской Федерации предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Государственные полномочия по предоставлению жилых помещений, затрагиваемые в настоящем споре, переданы органам местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, то есть, в том числе и МО «К», на основании закона. Исходя из сложившейся и нормативно закрепленной практики, из областного бюджета субвенции предоставляются в бюджет МО «Вельский муниципальный район», а оттуда распределяются по бюджетам поселений. МО «Вельский муниципальный район» является «промежуточным звеном». Выделение из областного бюджета в бюджет района субвенций для последующего распределения не свидетельствует о том, что МО «Вельский муниципальный район» были переданы государственные полномочия по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что администрация муниципального образования «К» является надлежащим ответчиком по настоящему делу, и именно она обязана предоставить Полевой С.А. жилое помещение.
Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает необходимым обязать администрацию МО «К» предоставить Полевой С.А. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «К», общей площадью не менее 12 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «К» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Полевой С.А. к администрации муниципального образования «К» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «К» предоставить Полевой С.А. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «К», общей площадью не менее 12 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «К» Вельского района Архангельской области за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.
Председательствующий Е.С. Стрюкова
а