ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 04 мая 2011 года гражданское дело по иску прокурора Вельского района в защиту интересов Ветровой Е.С., Ветрова Н.А., Ветрова А.Н. к Администрации муниципального образования «Вельское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: прокурор Вельского района в защиту интересов Ветровой Е.С., Ветрова Н.А., Ветрова А.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельское» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в черте гор. Вельска, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Обосновывает требования тем, что на основании заявления Ветровой Е.С. была проведена проверка жилищных условий ее семьи. В ходе проверки установлено, что на основании ордера Ветровой Е.С. и членам ее семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: гор. Вельск, ул. П**, д. **, кв. *, где Ветровы зарегистрированы. Квартира предоставлена для постоянного проживания. В апреле 2006 году между МУП «ЖЭУ» и Ветровой Е.С. заключен договор социального найма. Жилой дом, в котором находится квартира Ветровой Е.С., в июне 2006 года признан аварийным и не пригодным для проживания, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма Ветровой Е.С. и членам ее семьи не представлено. Затем помощник прокурора Вельского района Козлов М.Ю. уточнил исковые требования и просил обязать Администрацию МО «Вельское» предоставить Ветровой Е.С. на состав семьи из 3-х человек, в том числе Ветрова Н.А., Ветрова А.Н. жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 40,8 кв.м., расположенное в черте города Вельска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Вельску. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Федотов А.В. настоял на удовлетворении уточненных исковых требованиях по тем же основаниям, пояснив, что занимаемое Ветровыми жилье в установленном порядке признано непригодным для проживания, то имеются законные основания для удовлетворения иска. Истец Ветрова Е.С. уточненные исковые требования поддержала по тем же основаниям, пояснив, что жилое помещение, в котором она зарегистрирована и проживает с членами своей семьи, признано непригодным для проживания, до настоящего времени другое жилое помещение по договору социального найма не предоставлено. Ветров Н.А., Ветров А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, от иска не отказывались. Представитель МО «Вельское» на судебное заседание не явился. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя, иск не признает, ссылаясь на то, что действительно жилой дом № ** по ул.П** в гор.Вельске, где расположена квартира занимаемая Ветровыми, признан аварийным, непригодным для проживания, в связи с чем включен в перечень аварийных помещений, расселение жильцов будет осуществляться в рамках программы Архангельской области на 2011 год. Считают, что у Ветровых не возникло право на внеочередное получение жилья, поскольку они на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят (л.д.25,26). Суд рассматривает дело в порядке ст.167 ГПК РФ. Выслушав помощника прокурора Вельского района Федотова А.В., Ветрову Е.С., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В соответствии со ст. 86 Жилищного Кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. На основании ч.1, 2 ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Согласно ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В судебном заседании установлено, что на основании Закона Архангельской области от 15 марта 2007 года № 336-16-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальными образованиями «Вельский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Вельское», «Солгинское», «Усть-Вельское» Архангельской области» жилой дом №** в гор. Вельске по ул. П** передан в собственность МО «Вельское». На основании ордера от 17 мая 19** года Ветровой Е.С. и членам ее семьи предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: гор. Вельск ул. П**, д.**, кв. *, жилой площадью 28,0 кв.м. Согласно поквартирной карточки в названной квартире зарегистрированы: квартиросъемщик Ветрова Е.С., ее супруг Ветров Н.А. и их сын Ветров А.Н., 1984 года рождения (л.д.10,20). В апреле 2006 года между МУП «ЖЭУ» и нанимателем Ветровой Е.С., а также зарегистрированными по данному адресу: Ветровым Н.А. и Ветровым А.Н. заключен договор социального найма на жилое помещение по вышеуказанному адресу (л.д.12-13). Согласно акту комиссионного обследования помещения № 10 от 28 июня 2006 года следует, что жилой дом № 48, введенный в эксплуатацию в 1941 году, находится на балансе МО «Вельское», фактические показатели дома не соответствуют установленным требования жилого помещения, жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания (л.д.14-15,30). Заключением межведомственной комиссии по результатам проведенного обследования указанный дом признан аварийным и не пригодным для проживания (л.д.16-17). Из справки Главы МО «Вельское» следует, что дом ** по ул.П** в гор.Вельске признан аварийным, не пригодным для проживания и подлежит сносу. На момент обращения в суд жилищные условия Ветровых не улучшились, со дня обследования дома никаких мер по предоставлению жилого помещения по договору социального найма для постоянного проживания ответчиком не предпринималось. Семья Ветровой Е.С. не состоит на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий на территории МО «Вельское» (л.д.35). Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности и дав им оценку, суд считает, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего. В соответствии с частью первой ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. По данным инвентаризации на 31 января 1992 года процент износа жилого дома № ** по ул. П** в гор. Вельске составляет 64 % и является ветхим, данные обстоятельства подтверждаются справкой, представленной администрацией МУП «ЖЭУ» (л.д.36). Установлено что на день рассмотрения спора судом, квартира, в которой проживает семья Ветровой Е.С., как и весь дом в целом, находятся в аварийном состоянии, межведомственной комиссией признан не пригодным для проживания, что влечет необходимость сноса указанного объекта. Полномочия межведомственной комиссии соответствуют положениям п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ. Факт необходимости сноса дома № **, подтверждается и волеизъявлением ответчика, как его собственника. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ветровы имеют право на замену объекта найма жилого помещения по договору социального найма на жилое помещение, отвечающее требованиям ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации. Исходя из оснований заявленных требований, а именно предоставление жилого помещения в связи с непригодностью дома для проживания, суд приходит к выводу, что предоставляемое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК РФ). При этом вопрос о предоставлении жилья может быть разрешен с учетом положений п.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о внеочередном предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, поскольку положения ст.ст. 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключают возможность их применения во взаимосвязи со статьей 57 того же Кодекса при наличии на то оснований. Статья 89 ЖК РФ определяя качественные и количественные характеристики жилого помещения, предоставляемого взамен непригодного, предусматривает предоставление другого жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому. Поскольку в данном случае Ветровы проживали в отдельном жилом помещении – квартире, то жилое помещение им должно быть предоставлено равноценное занимаемому с учетом общей площади, а не жилой, учет которой допускается в целях соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в коммунальной квартире и занимающих комнату (комнаты) в ней. Общая площадь квартиры № * в доме ** по ул. П** в гор. Вельске составляет 40, 8 кв.м.(л.д.20) Таким образом, с учетом указанных норм закона, ответчик должен предоставить Ветровым на состав семьи из трех человек жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 40,8 кв.м., расположенное в черте гор. Вельска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Вельску. Ссылка ответчика на то обстоятельство, что Ветровы не состоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и поэтому не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, является несостоятельной, поскольку в силу ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на предоставление жилья по договорам социального найма вне очереди закреплено за Ветровыми законом. Само понятие «вне очереди» означает то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включения гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия на учет. В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации администрация МО «Вельское», являясь по данному делу ответчиком, освобождается от уплаты госпошлины, то исходя из удовлетворения иска, нет оснований для взыскания государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск прокурора Вельского района в защиту интересов Ветровой Е.С., Ветрова Н.А., Ветрова А.Н. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить. Обязать Администрацию муниципального образования «Вельское» предоставить Ветровой Е.С. на состав семьи из трех человек, в том числе Ветрова Н.А., Ветрова А.Н. жилое помещение по договору социального найма, равнозначное ранее занимаемому, общей площадью не менее 40,8 кв.м., расположенное в черте города Вельска, отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Вельску. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий С.А. Пестерев