О признании права на обеспечение жилым помещением и понуждении поставить на учет как гражданина, уволенного с военной службы, нуждающегося в обеспечении жильем



Дело № 2-208/2011 29 апреля 2011 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 29 апреля 2011 года гражданское дело по иску Гаркунова Ю.С. к администрации муниципального образования «В** муниципальный район» о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений как военнослужащего, уволенного в запас,

у с т а н о в и л :

Гаркунов Ю.С. обратился в суд с иском к администрации МО «В** муниципальный район» о возложении обязанности включить в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений как военнослужащего, уволенного в запас.

Обосновывает требования тем, что он до 11 января 19** года проходил воинскую службу в Вооруженных Силах СССР в Киргизии, календарная выслуга составила более 25 лет. Приказом Министра Обороны Союза ССР в звании майора уволен с действительной военной службы в запас по ст.59 пункт «в» по сокращению штатов. По окончании военной службы остался проживать в гор. Фрунзе Республики Киргизия, а в 200* году переехал жить к родственникам в пос. Кулой, Вельского района Архангельской области. В августе этого же года принял гражданство Российской Федерации и зарегистрировался по месту жительства у родственников. Жилья в собственности не имеет и не имел, проживает в съемной квартире. На его обращение о постановке на учет по обеспечению жильем граждан, за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, администрация муниципального образования ему отказала, мотивируя тем, что у него такого право не возникло. Считает данный отказ необоснованным.

Гаркунов Ю.С. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что проходил военную службу в Киргизии, в период службы и после увольнения проживал в служебном жилье, которое впоследствии сдал и выехал из него в июле 19** года. Затем проживал у сослуживцев, собственного жилья не имел. До 200* года проживал в Бишкеке и в этот же год переехал в В* район, выбрав для своего постоянного места жительства пос. Кулой, где проживают его родственники. Жилья в собственности до настоящего времени не имеет и им не обеспечен.

Представитель МО «В** муниципальный район» Куровская И.И. в судебном заседания иск не признала, пояснив, что истцом не предоставлено полного пакета документов, подтверждающих право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Представитель третьего лица Министерства строительства Архангельской области на судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву просят рассмотреть дело без участия их представителя, возражают относительно удовлетворения исковых требований, поскольку Гаркунов Ю.С. не имел гражданства РФ до августа 200* года, на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в органах местного самоуправления Архангельской области до 01 января 200* года не состоял, учетного дела на него, как гражданина, уволенного с военной службы и подлежащего обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не заводилось, то он не соответствует категории граждан, обеспечиваемых жилым помещением за счет средств федерального бюджета органами государственной власти Архангельской области.

Выслушав Гаркунова Ю.С. Куровскую И.И., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В соответствии с пунктом 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. ( п.2.1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих»)

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением вышеуказанной категории военнослужащих при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В судебном заседании установлено, что приказом Министра обороны Союза ССР (по личному составу) № ** от 11 января 199* года Гаркунов Ю.С. уволен с действительной военной службы в запас по ст.59, пункт «в» (по сокращению штатов) (л.д.9). За долголетнюю и безупречную службу в Вооруженных силах СССР награжден медалью «Ветеран Вооруженных сил СССР». Его выслуга в Вооруженных силах СССР в календарном исчислении составила 25 лет 3 месяца (л.д.9).

В период службы, так и непосредственно после увольнения до июля 1991 года истец проживал в служебном жилом помещении по адресу: гор. Фрунзе микрорайон, д. *, кв. **, которое сдал соответствующим органам Министерства обороны Республики Киргизии. Впоследствии Гаркунов Ю.С. до 200* года проживал по разным адресам у сослуживцев. В 2009 году он переехал в Россию, место жительства выбрал В** район, пос. К**, где проживают его родственники.

В августе 200* года истец получил гражданство Российской Федерации и зарегистрировался по постоянному месту жительства в квартире: пос. К**, В** района, ул. К**, д. **. (л.д.8) В настоящее время Гаркунов Ю.С. проживает в съемном жилом помещении по адресу: пос. К** В** района, ул. Н**, д. **, кв. **.

Жилого помещения в собственности Гаркунов Ю.С. не имеет, отметок о получении субсидии, бронирования жилья и о выдаче денежных средств на покупку и строительство жилья в личном деле Гаркунова Ю.С. не имеется (л.д.42-44).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку суд считает, что исковые требования основаны на законе и подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

В соответствии со ст. 63 Закона СССР (действовавшего на момент увольнения истца с военной службы) «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 года увольнение с действительной военной службы лиц офицерского состава, не достигших предельного возраста на действительной военной службе, то есть досрочно, допускается в том числе в связи с сокращением штатов при невозможности использования на службе.

В соответствии с п. 58 Положения о прохождении воинской службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 18.03.1985 года № 240 увольнение лиц офицерского состава с действительной военной службы производится в соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности»: а) в запас, если увольняемые не достигли предельного возраста состояния в запасе и по состоянию здоровья годны к военной службе в мирное или военное время; б) в отставку, если увольняемые достигли предельного возраста состояния в запасе или признаны военно-врачебными комиссиями негодными по состоянию здоровья к воинской службе с исключением с воинского учета.

Увольнение с действительной военной службы лиц кадрового офицерского состава производится по одному из оснований, предусмотренных статьями 59 - 63 настоящего Положения, как правило, с занимаемых ими должностей без зачисления в распоряжение соответствующих командиров (начальников).

Согласно п. 53 данного Положения предоставление жилых помещений лицам офицерского состава, уволенным в запас или в отставку, производится исполнительными комитетами Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Пунктом 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 года № 74 для военнослужащих, увольнявшихся из кадров в соответствии с Законом о новом значительном сокращении Вооруженных Сил СССР, было постановлено обязать Советы Министров союзных республик и исполкомы Советов депутатов трудящихся обеспечивать офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку, жилой площадью (независимо от ведомственной принадлежности, за исключением Министерства обороны СССР и пограничных войск) в первую очередь, но не позднее чем в 3-месячный срок со дня прибытия к месту жительства, избранного с учетом существующего порядка прописки (в ред. Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 24 июня 1976 года № 499).

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05 марта 1963 года № 270 установлены для генералов, адмиралов, офицеров и военнослужащих сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР, войск и органов Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, увольняемых с военной службы, начиная с 1 января 1963 года, по состоянию здоровья, возрасту или по сокращению штатов, льготы, предусмотренные, в том числе и п. 2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 января 1960 года № 74.

Пунктом 3 Постановления Совмина СССР от 07 сентября 1989 года № 734 «О мерах по обеспечению жилой площадью лиц офицерского состава, военнослужащих сверхсрочной службы, уволенных в запас или в отставку» установлено, что лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы, уволенные из Вооруженных Сил СССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войск в запас или в отставку по состоянию здоровья, возрасту или сокращению штатов, принимаются на учет для обеспечения жилой площадью исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого жилого помещения.

Вышеуказанные нормы обеспечения жилой площадью военнослужащих, уволенных с военной службу, сохранены и Постановлением Правительства РФ от 20 августа 1992 года № 604 «О неотложных мерах по обеспечению жилой площадью военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей».

Установлено, что увольнение истца с военной службы было связано с сокращением штатов, что не исключает возможность его обеспечения жилым помещением по избранному им месту жительства, а именно: в пос. К**, В** района Архангельской области и на момент увольнения с военной службы Гаркунов Ю.С. имел выслугу более 10 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.

Таким образом, на основании вышеназванных норм, истец имеет право на обеспечение жилым помещением как военнослужащий, уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, которое до настоящего времени Гаркуновым Ю.С. не реализовано.

При этом, право на обеспечение жилым помещением у Гаркунова Ю.С. возникло с момента его прибытия к месту жительства, получения гражданства Российской Федерации и регистрации в пос. Кулой, Вельского района, то есть с августа 200* года, а поэтому является несостоятельной ссылка ответчика и третьего лица на то обстоятельство, что Гаркунов Ю.С. не состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, в органах местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области до 01 января 2005 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

В связи с этим суд считает, что в случае отказа истцу в иске по этому основанию будет иметь место неравное положение истца, как военнослужащего, уволенного с военной службы без предоставления жилого помещения, по сравнению с положением тех военнослужащих, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в уполномоченных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях в связи с избранием нового места жительства при увольнении, что в данном случае, недопустимо.

Поскольку установлено, что право на обеспечение жильем у истца возникло в 200* году, он не является наймодателем жилого помещения по договору социального найма, не имеет жилья на праве собственности, то у Гаркунова Ю.С. имеются все основания для включения его в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений как военнослужащего, уволенного в запас.

Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца надлежит взыскать ** рублей, то есть расходы по государственной пошлине уплаченной при подаче искового заявления в суд.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск Гаркунова Ю.С. к администрации муниципального образования «В** муниципальный район» - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «В** муниципальный район» включить Гаркунова Ю.С. в список граждан, нуждающихся в получении жилых помещений как военнослужащего, уволенного в запас.

Взыскать с администрации муниципального образования «В** муниципальный район» в пользу Гаркунова Ю.С. ** рублей в счет возврата государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в суд.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев