О признании права постановки на учет в качестве участника подпрограммы и возложении обязанности о включении в списки участников по реализации программы



Дело 2-134/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 14 марта 2011 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 14 марта 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Ч. к администрации муниципального образования о признании права постановки на учет в качестве участника подпрограммы и возложении обязанности о включении в списки участников по реализации программы,

установил:

Ч. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования (далее администрация МО) о признании права постановки на учет в качестве участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы на основании подпункта «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации подпрограммы.

В обоснование заявленного искового требования Ч. указала, что проживает на территории Архангельской области, которая относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет трудовой стаж ххххх лет, является Ветераном труда Архангельской области, пенсионером. ххххх года она обратилась в администрацию МО с заявлением о постановке на учет для получения жилищного сертификата для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей. В постановке на учет в качестве участника подпрограммы ей было отказано в связи с тем, что она имеет жилье в другом регионе Российской Федерации. В г. Санкт-Петербурге она имеет в собственности ххххх доли в трехкомнатной коммунальной квартире. В указанной квартире ей принадлежит всего одна комната площадью ххххх кв.м., тогда как согласно Закону г. Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» учетная норма площади жилого помещения для проживающих в коммунальной квартире составляет ххххх кв.м. Таким образом, жилое помещение, принадлежащее ей, не соответствует учетной норме, поэтому она имеет право на улучшение жилищных условий.

В судебном заседании Ч. уточнила заявленные исковые требования, дополнительно, просив, обязать администрацию МО включить ее в списки участников по реализации на территории Вельского района федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в остальном заявленные требования поддержала. При этом пояснила, что на жилой площади в г. Санкт-Петербурге, принадлежащей ей на праве собственности, зарегистрирована и постоянно проживает ее дочь. Ч. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку обеспечена общей площадью жилого помещения менее учетной нормы. В уведомлении администрации об отказе в постановке на учет в качестве основания указано наличие у нее жилого помещения, однако, нуждаемость ее в улучшении жилищных условий в протоколе заседания рабочей группы отражения не нашла. Администрация МО не истребовала каких-либо документов для подтверждения того, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика администрации МО исковые требования не признала, указав, что ххххх года Ч. предоставила пакет документов на участие в подпрограмме, в том числе, ею было предоставлено свидетельство о государственной регистрации ххххх доли в праве общей долевой собственности в коммунальной квартире, находящейся в г. Санкт-Петербурге. Это обстоятельство послужило отказом в постановке на учет. Кроме того, согласно свидетельству о государственной регистрации права Ч. приобрела долю в праве общей долевой собственности общей площадью ххххх кв.м., что не дает ей права в постановке на учет, нуждающейся в улучшении жилищных условий. На учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Ч. не состоит.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 утверждена программа государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы. Целью указанной программы является предоставление гражданам за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

В рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» 21 марта 2006 года Постановлением Правительства РФ № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с п.п. «з» п. 5 указанных Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в частности:

граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, а также граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года.

Подпунктом «а» пункта 8 Правил определено, что применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является, в том числе, отсутствие жилых помещений для постоянного проживания.

В судебном заседании установлено, согласно справке ГУ «Отделение социальной защиты населения по Вельскому району» от ххххх года «северный стаж» Ч. по состоянию на ххххх года составляет ххххх лет ххххх месяц, общий стаж работы – ххххх лет ххххх месяцев ххххх дней.

Ч. имеет необходимый стаж работы, с момента рождения проживала на территории Вельского района, впоследствии на территории г. Вельска Архангельской области, который отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. При выезде из г. Вельска выбрала для постоянного проживания г. Санкт-Петербург.

ххххх года Ч. обратилась с заявлением (рапортом) и пакетом необходимых документов к главе МО о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

ххххх года состоялась заседание рабочей комиссии по реализации на территории Вельского района Архангельской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

В соответствии с протоколом заседания рабочей группы от ххххх года в постановке на учет Ч. – из категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей отказано, поскольку в собственности у Ч. имеется ххххх доли в квартире, находящейся в г. Санкт-Петербург, что противоречит п.п. «з» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

ххххх года администрацией МО Ч. направлено уведомление об отказе в постановке на учет в качестве участника подпрограммы в связи с тем, что на комиссию ею были представлены документы, подтверждающие наличие собственности в другом регионе РФ, что противоречит правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Как следует из содержания законодательных актов, регулирующих порядок предоставления жилищных субсидий, условиями для включения в список является отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Согласно договору купли-продажи от ххххх года К. продала Ч. ххххх доли в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу: ххххх. Квартира по указанному адресу состоит их трех комнат, жилая площадь ххххх кв.м., общая площадь ххххх кв.м. В пользование Ч. переходит изолированная комната площадью ххххх кв.м.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права ххххх № ххххх от ххххх года, выданном Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Ч. принадлежит на праве общей долевой собственности ххххх доли квартиры площадью ххххх кв.м., расположенной по адресу: ххххх, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ххххх года сделана запись регистрации № ххххх.

Судом установлено, что Ч. обеспечена жилой площадью в г. Санкт-Петербурге.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку в собственности Ч. имеется доля в жилом помещении, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Доводы Ч. о том, что принадлежащая ей доля в жилом помещении ниже установленной учетной нормы площади жилого помещения в г. Санкт-Петербурге не является обстоятельством, свидетельствующем о том, что она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время, так же, как и на день обращения в администрацию МО Ч. не признана в установленном порядке, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Каких-либо доказательств, подтверждающих, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, истцом не представлено.

Ссылка истца на тот факт, что при подаче заявления в администрацию МО ей не было разъяснено о необходимости предоставления документов, подтверждающих, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, необоснованна, поскольку гражданин, имеющий право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей самостоятельно предъявляет документы, необходимые для регистрации и постановки на учет, обязанность органа местного самоуправления в истребовании необходимых документов действующим законодательством не предусмотрена.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Ч. к администрации муниципального образования о признании права постановки на учет в качестве участника подпрограммы и возложении обязанности о включении в списки участников по реализации программы - отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его вынесения путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В.Силорак