О возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении



Дело № 2-573/2011 02 августа 2011 годаРЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 02 августа 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Вершининой Т.А. в интересах несовершеннолетней Вершининой Д.Е. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении,

у с т а н о в и л :

Вершинина Т.А. в интересах несовершеннолетней обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению ее дочери Вершининой Д.Е., ** 2007 года рождения, местом в дошкольном образовательном учреждении в пределах города В** в срок до 01 сентября 2011 года.

Обосновывает требования тем, что после рождения дочери Д. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении места в детском саду. В настоящее время ребенок состоит в очереди под номером **. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено по причине отсутствия свободных мест. А поэтому считает, что администрация МО «Вельский муниципальный район» не исполняет обязанности по решению вопросов местного значения в сфере образования в части предоставления малолетним гражданам общедоступного бесплатного дошкольного образования, чем нарушает права ее ребенка.

На судебное заседание Вершинина Т.А. не явилась, согласно письменному заявлению просит рассмотреть дело без ее участия и на удовлетворении иска настаивает (л.д.6).

Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Согласно представленному отзыву иск не признают, ссылаясь на то, что не отрицают обязанность по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, но заявленное требование противоречит закону, поскольку предоставление ребенку истца места в детском саду по решению суда нарушит права других детей, состоящих в очереди. Просят рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.44).

Представитель третьего лица - Управления образования МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Просят рассмотреть дело без участия их представителя. В представленном отзыве с исковыми требованиями не согласились, ссылаясь на то, что на июль 2011 года Вершинина Д. состоит в общей очереди под номером **, в очереди по городу Вельску находится значительное количество детей, в настоящее время нет достаточного количества мест в детских садах, но проводится большая работа по решению этого вопроса. Предоставление ребенку истца места в детском саду в настоящее время нарушит права других детей, состоящих в очереди (л.д.16-18).

Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В силу п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Статьей 31 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесена организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В судебном заседании установлено, что истица является матерью несовершеннолетней Вершининой Д.Е., ** 2007 года рождения (л.д.7).

** 2007 года Вершинина Т.А. обратилась с заявлением в Управление образования МО «Вельский муниципальный район» о предоставлении дочери места в дошкольном образовательном учреждении в городе В** (л.д.22).

При обращении истца с данным заявлением предоставлены необходимые для этого документы, что не оспаривается ответчиком.

На момент подачи иска Вершинина Д.Е. состояла в общей очереди на выделение места в детских садах города В** под номером ** (л.д.19).

До настоящего времени несовершеннолетняя местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена, не смотря на обращение истца с соответствующим заявлением в Управление образования МО «Вельский муниципальный район», что сторонами не оспаривается и этот факт, суд считает установленным.

В очереди на 25 июля 2011 года на выделение места в детских садах города Вельска находится 1 705 детей, в том числе на первоочередной прием 425. Детей, имеющих право на внеочередной прием, нет. Данные сведения подтверждаются письменным сообщением начальника управления образования МО «Вельский муниципальный район» (л.д.20-21).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд считает, что исковые требования основаны на законе, то подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Так важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное.

Закрепленное в Конституции Российской Федерации право на образование, в том числе право на его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях, возлагает на компетентные государственные органы, муниципальные образования и предприятия обязательство создавать в достаточном количестве образовательные учреждения с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования, а при их недостаточности увеличивать их количество.

То есть на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье.

Согласно п.10 ст.6, п.1 ст.27 Устава МО «Вельский муниципальный район» администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Вельского муниципального района

Распоряжением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 25 июня 2007 года № 358-р был утвержден Порядок приема детей в муниципальные образовательные учреждения города Вельска и Вельского района, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования, согласно которому на основании заявления родителей в детский сад осуществляется прием детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Поэтому при достижении несовершеннолетним указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении.

Позже порядок приема в детские сады регламентирован постановлениями администрации МО «Вельский муниципальный район» от 4 марта 2009 года № 256, 11 ноября 2009 года № 1121.

С 10 июня 2011 года действует утвержденный постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 19 мая 2011 года № 813 Порядок комплектования дошкольных групп детских садов – структурных подразделений муниципальных образовательных учреждений МО «Вельский муниципальный район», реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного образования.

Все указанные акты содержат аналогичные нормы. Указанный порядок действовал на момент подачи заявления матерью несовершеннолетнего и нахождения ребенка на очереди.

Факт бездействия администрации МО «Вельский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования установлен решением суда от 17 мая 2010 года и в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вновь доказыванию не подлежит.

Вершинина Д.Е., ** 2007 года рождения до настоящего времени местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена, при этом имея такое право, то есть со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район» нарушено конституционное право несовершеннолетней на бесплатное дошкольное образование.

Не смотря на то, что ответчиком принимаются меры по решению возникшего вопроса по обеспечению детей местами в детских садах на территории МО «Вельский муниципальный район», однако сложившаяся ситуация приводит к созданию очереди по обеспечению местами в детском дошкольном учреждении. В связи с этим доводы ответчика и третьего лица на нарушение прав других детей, состоящих в очереди, являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» не исполнена обязанность по обеспечению необходимого количества мест в детских дошкольных учреждениях гор. Вельска, в том числе по обеспечению ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении, что является основанием для удовлетворения заявленного иска, по возложению на ответчика, осуществляющего комплектование муниципальных образовательных учреждений, обязанности обеспечить ребенка истца – Вершинину Д.Е. местом в детском дошкольном учреждении гор. В**.

Согласно Порядку приема детей в муниципальные образовательные учреждения, прием детей происходит в течение всего учебного года, то суд считает, что место в детском дошкольном учреждении гор.В** Вершининой Д.Е. должно быть предоставлено по вступлению решения суда в законную силу.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Вершининой Т.А. в интересах несовершеннолетней Вершининой Д.Е. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном образовательном учреждении - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» предоставить Вершининой Д.Е., ** 2007 года рождения, место в детском дошкольном образовательном учреждении в пределах города В** Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев