Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 22 апреля 2011 года гражданское дело по исковому заявлению Авериной С.В. в интересах несовершеннолетнего Аверина А.К. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении, у с т а н о в и л : Аверина С.В. в интересах несовершеннолетнего обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по обеспечению ее сыну Аверину А.К., *** 2007 года рождения, места в дошкольном образовательном учреждении в пределах города В**, либо дер. М**, дер.Л** Вельского района в срок до 01 сентября 2011 года. Обосновывает требования тем, что после рождения сына А** обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении места в детском саду. По состоянию на март 2011 года ребенок состоит в очереди под № **. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено по причине отсутствия свободных мест. А поэтому считает, что администрация МО «Вельский муниципальный район» не исполняет обязанности по решению вопросов местного значения в сфере образования в части предоставления малолетним гражданам общедоступного бесплатного дошкольного образования, чем нарушает права ее ребенка. Аверина С.В. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, извещена надлежащим образом, согласно заявлению просит рассмотреть дело без ее участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме по тем же основаниям. Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением. Согласно представленному отзыву иск не признают, ссылаясь на то, что не отрицают обязанность по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования, но заявленное требование противоречит закону, поскольку предоставление ребенку истца места в детском саду по решению суда нарушит права других детей, состоящих в очереди. Представитель третьего лица Управления образования МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что также подтверждается почтовым уведомлением. Согласно представленному отзыву с исковыми требованиями не согласились, ссылаясь на то, что, что на апрель 2011 года Аверин А. состоит в общей очереди под номером **, в настоящее время нет достаточного количества мест в детских садах, но проводится значительная работа по решению этого вопроса. Предоставление ребенку истца места в детском саду в настоящее время нарушит права других детей, состоящих в очереди. Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В силу п.п. 11 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. Статьей 31 Федерального закона от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесена организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования. В судебном заседании установлено, что истица является матерью несовершеннолетнего Аверина А.К., ** 2007 года рождения года рождения (л.д.5). ** сентября 2007 года Аверина С.В. обратилась с заявлением в Управление образования МО «Вельский муниципальный район» о предоставлении сыну места в дошкольном образовательном учреждении в городе Вельске, Вельского района. При обращении истца с данным заявлением предоставлены необходимые для этого документы, что не оспаривается ответчиком. На момент подачи иска Аверин А** состоял в общей очереди на выделение места в детских садах города Вельска под номером **. До настоящего времени несовершеннолетний Аверин А.К. местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен, не смотря на обращение истца с соответствующим заявлением в Управление образования МО «Вельский муниципальный район», что сторонами не оспаривается и этот факт, суд считает установленным. В очереди по городу Вельску на ** апреля 2011 года на выделение места в детских садах города Вельска находится ** детей, в том числе на первоочередной прием **. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд считает, что исковые требования основаны на законе, то подлежат удовлетворению. К данному выводу суд пришел на основании следующего. Так важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное. Закрепленное в Конституции Российской Федерации право на образование, в том числе право на его общедоступность и бесплатность в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а также на предприятиях, возлагает на компетентные государственные органы, муниципальные образования и предприятия обязательство создавать в достаточном количестве образовательные учреждения с количеством бесплатных учебных мест, равных количеству желающих получить тот или иной уровень образования, а при их недостаточности увеличивать их количество. То есть на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию сети дошкольных образовательных учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье. Согласно п.10 ст.6, п.1 ст.27 Устава МО «Вельский муниципальный район» администрация муниципального образования является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и обладает полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере организации предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Вельского муниципального района Постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 11 ноября 2009 года № 1121 утвержден Порядок приема детей в муниципальные образовательные учреждения города Вельска и Вельского района, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования. В соответствии с указанным Порядком администрация МО «Вельский муниципальный район» осуществляет комплектование муниципальных образовательных учреждений гор.Вельска. В муниципальные дошкольные образовательные учреждения принимаются дети в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет. Поэтому при достижении несовершеннолетним указанного возраста и наличия заявления родителей, поданного в установленном порядке, у детей возникает право на обеспечение местом в детском дошкольном учреждении. Факт бездействия администрации МО «Вельский муниципальный район» в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования установлен решением суда от 17 мая 2010 года и в силу ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вновь доказыванию не подлежит. Как было установлено в судебном заседании и следует из материалов дела несовершеннолетний Аверин А.К., ** 2007 года рождения до настоящего времени местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечен, при этом имея такое право, то есть со стороны администрации МО «Вельский муниципальный район» нарушено конституционное право несовершеннолетнего на бесплатное дошкольное образование. Не смотря на то, что ответчиком принимаются меры по решению возникшего вопроса по обеспечению детей местами в детских садах на территории МО «Вельский муниципальный район», однако сложившаяся ситуация приводит к созданию очереди по обеспечению местами в детском дошкольном учреждении. В связи с этим доводы ответчика и третьего лица на нарушение прав других детей, состоящих в очереди, являются несостоятельными. При таким обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» не исполнена обязанность по обеспечению необходимого количества мест в детских дошкольных учреждениях г.В** и В** района, в том числе по обеспечению ребенка истца местом в дошкольном образовательном учреждении, что является основанием для удовлетворения заявленного иска, по возложению на ответчика осуществляющего комплектование муниципальных образовательных учреждений обязанность обеспечить ребенка истца – Аверина А.К. местом в детском дошкольном учреждении г.В** и В** района. Согласно Порядка приема детей в муниципальные образовательные учреждения, прием детей происходит в течении всего учебного года, то суд считает, что место в детском дошкольном учреждении г.В** и В**о района Аверину А.К. должно быть предоставлено по вступлению решения суда в законную силу. В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, следовательно, в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : исковые требования Авериной С.В. в интересах несовершеннолетнего Аверина А.К. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» предоставить Аверину А.К., **2007 года рождения, место в детском дошкольном образовательном учреждении в пределах города В** и В** района Архангельской области. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде через Вельский районный суд. Председательствующий С.А. Пестерев