О признании действий администрации об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконными



Дело 2-605/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 18 июля 2011 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

при секретаре Брагиной С.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 18 июля 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Ч. о признании действий администрации муниципального образования об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконными,

установил:

прокурор Вельского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов Ч. к администрации муниципального образования (далее - администрация МО) о признании действий администрации МО, выразившихся в отказе в постановке на учет Ч. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными и возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона.

В обоснование заявленных требований указано, что Ч. с двумя сыновьями и дочерью зарегистрированы по адресу: ххххх. Данный жилой дом принадлежит на праве собственности И. Ч. не ведет с ней совместное хозяйство. В собственности у Ч. жилого помещения не имеется, также она не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма жилого помещения или членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения. Следовательно, Ч. является нуждающейся в улучшении жилищных условий и подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако ххххх года на основании протокола общественной комиссии по жилищным вопросам, утвержденного постановлением главы муниципального образования № ххххх от ххххх года Ч. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано. Основанием отказа послужило то, что согласно копии технического паспорта общая площадь жилого дома составляет ххххх кв.м. и применительно к муниципальному образованию на каждого из четырех зарегистрированных в доме человек приходится ххххх кв.м.

В судебном заседании помощник прокурора уточнил заявленные требования и просил признать действия администрации МО, выразившиеся в отказе в постановке на учет Ч. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными и обязать администрацию МО устранить выявленные нарушения закона путем постановки Ч. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ч. в судебном заседании заявленные требования поддержала полностью по тем же основаниям.

Администрации МО в судебное заседание своего представителя не направила, согласно представленному заявлению представитель администрации просила рассмотреть дело без их участия. Также указала, что в соответствии с поданными документами Ч. не доказано, что она является нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как, учетная норма на территории городского поселения равна ххххх кв.м., у заявительницы на момент рассмотрения заявления данная норма была соблюдена, дом ххххх по улице ххххх на момент рассмотрения заявления Ч. о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий аварийным не признан. Кроме того, по представленным справкам о доходах, комиссия не смогла сделать вывод является ли семья Ч. малоимущей. На основании изложенного считают, что на момент обращения в администрацию МО Ч. право состоять на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не доказала.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Из части 3 указанной статьи следует, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В 2009 году Ч. обратилась в администрации МО с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам МО от ххххх года Ч. в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отказано на основании п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Из сообщения администрации МО от ххххх года, адресованного Ч., следует, что в рассмотрении ее заявления от ххххх года отказано, поскольку на основании п. 3.3 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания межведомственная комиссия осуществляет свою работу на основании заявления владельцев дома, Ч. не является собственником жилого дома по адресу: ххххх.

ххххх года Ч. вновь обратилась в администрацию МО с заявлением о постановке на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий.

ххххх года на заседании общественной комиссии по жилищным вопросам в удовлетворении заявления Ч. о постановке на учет граждан нуждающехся в улучшении жилищных условий отказано на основании ст. 54 Жилищного кодекса РФ.

ххххх года прокурором Вельского района в адрес главы администрации МО внесено представление об устранении жилищных прав Ч.

Из ответа администрации МО от ххххх года следует, что причиной отказа в постановке Ч. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то, что согласно копии технического паспорта общая площадь жилого дома, расположенного по адресу: ххххх составляет ххххх кв.м., соответственно применительно к МО на каждого члена семьи Ч. приходится ххххх кв.м. общей площади.

Как установлено в судебном заседании Ч. зарегистрирована по адресу: ххххх. Членами семьи Ч. являются ее несовершеннолетние дети: Н., ххххх года рождения, В., ххххх года рождения, и Ч., ххххх года рождения. Иные лица в жилом доме не зарегистрированы.

В соответствии со свидетельством о праве на наследство по завещанию от ххххх года, выданным государственным нотариусом Вельской государственной нотариальной конторы, наследником жилого дома с общеполезной площадью ххххх кв.м., в том числе жилой площади –ххххх кв.м., находящегося в поселке ххххх, под номером ххххх ххххх гражданки З., умершей ххххх года, является И.

Согласно справке администрации МО от ххххх года адрес жилого дома, расположенного по адресу: ххххх идентичен присвоенному ранее: ххххх.

Ч. и ее несовершеннолетние дети не являются собственниками жилого помещения, в котором зарегистрированы. Жилое помещение по адресу: ххххх принадлежит тете Ч. – И. Фактически Ч. не является членом семьи И., которая вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ей имущества любые действия.

По сообщению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от ххххх года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Ч. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствует.

Также Ч. и ее дети не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Данный факт, заинтересованным лицом не оспаривается, равно как и факт незаключения с Ч. или членами ее семьи договора социального найма в ином жилом помещении.

Решением главы администрации МО № ххххх от ххххх года утверждена учетная норма площади жилого помещения в МО в размере ххххх кв.м. площади. Также утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма ххххх кв.м. общей площади на одного человека.

Вместе с тем, доводы заинтересованного лица о том, что учетная норма жилого помещения у заявительницы на момент рассмотрения заявления соблюдена, необоснованны, поскольку Ч. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с Жилищным кодексом РФ.

Обязанность по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в Вельском городском поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, в соответствии со ст. 7 Устава МО относится к вопросам Вельского городского поселения.

Ссылка представителя администрации МО о невозможности сделать вывод о том, является ли семья Ч. малоимущей, является несостоятельной, так как соответствующие документы были представлены заявителем в администрацию.

Согласно п. 3 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Суд, проверив, доказательства представленные сторонами, приходит к выводу, что на момент обращения Ч. с заявлениями у администрации МО имелись все основания для постановки ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Таким образом, действия администрации МО об отказе в постановке Ч. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются незаконными.

Поскольку по настоящее время право Ч. по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не реализовано, суд считает, что необходимо обязать администрацию МО устранить выявленные нарушения закона путем постановки Ч. на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях.

Поэтому требования прокурора о признании незаконными действий администрации муниципального образования, выразившихся в отказе в постановке на учет Ч. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Ч. о признании действий администрации муниципального образования об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, незаконными, удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации муниципального образования, выразившиеся в отказе в постановке на учет Ч. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать администрацию муниципального образования устранить выявленные нарушения закона путем постановки Ч. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак