О признании незаконным бездействия администрации муниципального образования в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства



Дело № 2-564/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 12 июля 2011 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

с участием помощника прокурора Вельского района Серебренникова А.И.,

при секpетаpе Брагиной С.А.,

pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 12 июля 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства в сфере энергосбережения,

установил:

прокурор Вельского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» (далее – администрация МО «Вельский муниципальный район») в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства в сфере энергосбережения.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района в администрации МО «Вельский муниципальный район» проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что по состоянию на ххххх года не установлены приборы учета используемых энергоресурсов на значительном количестве зданий, находящихся в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район». В зданиях, закрепленных за муниципальными учреждениями (школы и другие образовательные учреждения, муниципальное учреждение здравоохранения, всего ххххх учреждения) не установлено ххххх приборов учета тепловой энергии, ххххх приборов учета используемой холодной воды. На органы местного самоуправления возложена обязанность завершить в срок до ххххх года мероприятия по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, а также зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности приборами учета, используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В связи с выявленными нарушениями в адрес главы администрации МО «Вельский муниципальный район» внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении. Из сообщения администрации МО «Вельский муниципальный район» следует, что работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов не выполняются ввиду отсутствия денежных средств.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Серебренников А.И. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил признать незаконным бездействие администрации МО «Вельский муниципальный район» в части неисполнения обязанности в срок до ххххх года завершить мероприятия по установке приборов учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район» и обязать администрацию МО «Вельский муниципальный район» в срок не позднее ххххх года установить приборы учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район», попадающих под требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В судебном заседании представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» заявленные требования не признала, указав, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» проводятся мероприятия, связанные с экономией энергоресурсов, главой администрации издано распоряжение о мерах по реализации Указа Президента РФ № 889 от 04 июня 2008 года, руководителям структурных подразделений администрации направлено письмо о необходимости проведения работ по осуществлению мероприятий, связанных с экономией энергоресурсов, с руководителями бюджетных учреждений проведена разъяснительная работа и проведен обучающий семинар. В соответствии с перечнем объектов, находящихся в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район» 106 объектов необходимо было оборудовать приборами учета холодного водоснабжения, из них в ххххх не установлены приборы учета, в ххххх объектах установлены. Также необходимо установить приборы учета тепла в ххххх объектах. В ххххх объектах не установлены приборы учета тепла. Администрацией МО «Вельский муниципальный район» приняты необходимые меры по реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, бездействия со стороны администрации не допущено. Незавершение мероприятий по установке приборов учета используемых энергоресурсов в полном объеме вызвано дефицитом бюджета.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В целях снижения в 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40 процентов по сравнению с 2007 годом, обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов 04 июня 2009 года издан Указ Президента Российской Федерации № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Согласно пунктам 1, 3-4 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

02 марта 2010 года руководителям структурных подразделений администрации МО «Вельский муниципальный район» направлено сообщение первого заместителя главы МО «Вельский муниципальный район», согласно которому в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 889 от 04 июня 2009 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», а также в рамках реализации Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительством РФ поставлена задача до 01 января 2011 года во всех помещениях принадлежащих организациям, установить счетчики электроэнергии, воды, тепла и газа (где таковые отсутствуют), чтобы исключить безучетное использование энергоресурсов и обеспечить ежегодное снижение на 3 % по сравнению с показателями предыдущего периода, предложено провести работу по осуществлению мероприятий, связанных с экономией энергоресурсов в натуральном и стоимостном выражении и до 30 апреля 2010 года получить технические условия на установку электро-, газо-, водо-, теплосчетчиков.

Согласно распоряжению главы МО «Вельский муниципальный район» от 10 марта 2010 года № 48-р «О мерах по реализации Указа Президента РФ № 889 от 04 июня 2009 года «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» руководителям органов администрации МО «Вельский муниципальный район» Б., Ж. в подведомственных бюджетных учреждениях предложено провести необходимую работу по осуществлению мероприятий, связанных с экономией энергоресурсов в натуральном и стоимостном выражении.

Постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» от ххххх года № ххххх утверждена ведомственная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Вельский муниципальный район» на 2010-2011 годы».

В приложении № 1 к данному постановлению определен перечень основных мероприятий ведомственной целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности муниципального образования «Вельский муниципальный район» на 2010-2011 годы».

ххххх года постановлением главы администрации МО «Вельский муниципальный район» № ххххх, в связи с проведенным анализом перспективы потребления тепловой энергии в бюджетных учреждениях в ххххх году, внесены изменения в приложение № 1 к постановлению главы МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года.

В ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки было установлено, что на значительном количестве зданий, находящихся в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район» не установлены приборы учета используемых энергетических ресурсов.

ххххх года прокурором Вельского района в адрес главы администрации МО «Вельский муниципальный район» внесено представление об устранении нарушений законодательства об энергосбережении.

Из ответа администрации МО «Вельский муниципальный район» от ххххх года следует, что причиной невыполнения мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в установленные сроки является то, что работы по установке приборов учета являются финансово-затратными и не могут осуществляться за счет средств бюджетных учреждений по причине их отсутствия. Требуется выделение дополнительных средств из областного или федерального бюджетов.

Как установлено в судебном заседании в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район» находится ххххх объектов, подпадающих под требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установки приборов учета холодного водоснабжения, из них по состоянию на ххххх года не установлены приборы учета холодного водоснабжения на ххххх объектах.

Кроме того, в собственности МО «Вельский муниципальный район» находится ххххх объектов, подпадающих под требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установки приборов учета тепла, из них не установлены приборы учета тепла на 6 объектах.

Представителем заинтересованного лица не оспаривается факт отсутствия на ххххх объектах, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район» приборов учета холодного водоснабжения, равно как не оспаривается и факт отсутствия на ххххх объектах, находящихся в муниципальной собственности МО «Вельский муниципальный район» приборов учета тепла.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что на шести объектах не установлены приборы учета тепла, однако планируется их установка и запуск в эксплуатацию с началом отопительного сезона - ххххх года, являются несостоятельными.

Так, статья 4 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6октября2003года № 131-ФЗ предусматривает, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Следовательно, требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» администрацией МО «Вельский муниципальный район» должны неукоснительно соблюдаться.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен срок для завершения проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, находящихся в муниципальной собственности приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод указанных приборов учета в эксплуатацию до 01 января 2011 года. Однако требования Закона администрацией МО «Вельский муниципальный район» в полном объеме не выполнены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации МО «Вельский муниципальный район» в части завершения мероприятий по установке приборов учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район».

В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Суд, проверив, доказательства представленные сторонами, приходит к выводу, что администрация МО «Вельский муниципальный район» не исполняет обязанности, возложенные на нее законом, так как она не завершила мероприятия по установке приборов учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район» в установленный срок, тем самым допуская бездействие.

Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения данной обязанности, суду не представлено, законные основания к неисполнению обязанности отсутствуют.

Ссылка представителя администрации МО «Вельский муниципальный район» о том, что мероприятия по установке приборов учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район» не завершены в связи с отсутствием надлежащего финансирования на указанные цели является необоснованной, поскольку в соответствии с п.п. 1 п. 1 статьи 6 Устава МО «Вельский муниципальный район» к вопросам местного значения МО «Вельский муниципальный район» относится формирование, утверждение, исполнение бюджета Вельского муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета. То есть в бюджет МО «Вельский муниципальный район» на 2010 год должны были быть заложены денежные средства на получение технических условий и установку электро-, газо-, водо-, теплосчетчиков, а также ввод их в эксплуатацию; приниматься меры к решению вопроса о выделении дополнительных средств из областного или федерального бюджетов на указанные цели. Однако данных доказательств суду не представлено.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что администрацией муниципального образования «Вельский муниципальный район» не исполняется обязанность по завершению мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Поэтому требования прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства в сфере энергосбережения являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

заявление прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в связи с непринятием мер по устранению нарушений законодательства в сфере энергосбережения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в части неисполнения обязанности в срок до ххххх года завершить мероприятия по установке приборов учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район».

Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» в срок не позднее ххххх года установить приборы учета используемых энергоресурсов на зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в собственности МО «Вельский муниципальный район», подпадающих под требования ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак