16 сентября 2011 года г. Вельск Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., с участием помощника прокурора Вельского района Серебренникова А.И., при секретаре Сусловой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 16 сентября 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в интересах П.О.В., П.С.А., С.И.С., П.Д.С. к администрации муниципального образования «Вельское» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма, у с т а н о в и л: прокурор Вельского района в интересах П.О.В., С.И.С., П.Д.С. обратился в суд с иском к администрации МО «Вельское» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте города Вельска, на семью из 3 человек, равнозначного по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, не менее * кв.м., отвечающего санитарно-техническим нормам, обосновывая исковые требования тем, что П.О.В. и ее дети – С.И.С., П.Д.С. проживают в квартире № * дома № * по ул. * в г. Вельске Архангельской области, который является аварийным и не пригодным для проживания с 2008 года. Другого жилого помещения истцы не имеют. Несмотря на то, что П.О.В., С.И.С., П.Д.С. состоят на общем и внеочередном учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до настоящего времени жилое помещение ответчиком им не предоставлено. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Серебренников А.И. уточнил заявленные исковые требования, а именно: просил суд предоставить жилое помещение П.О.В., С.И.С., П.Д.С. и П.С.А., на состав 4 человека, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому помещению, то есть * кв.м., отвечающее санитарно-техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по г. Вельску. Истец П.О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора Вельского района поддержала, пояснив при этом, что дом находится в аварийном состоянии, проживать в нем невозможно, а поэтому имеется угроза жизни и здоровью проживающих в нем лиц. Истцы С.И.С., П.Д.С. на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно заявлениям просили рассмотреть дело без их участия, на уточненных исковых требованиях настаивают. Третье лицо П.С.А., привлеченное к участию в деле по инициативе суда, в судебном заседании также поддержал уточненные исковые требования прокурора Вельского района, пояснив, что в аварийном жилье он зарегистрирован по месту жительства длительное время, иного жилого помещения не имеет, также как и истцы состоит на общем и внеочередном учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Представитель ответчика администрации МО «Вельское» по доверенности Панюшева О.В. в судебном заседании по существу заявленные исковые требования не оспаривала, подтвердив, что истцы и третье лицо состоят на внеочередном учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в аварийном доме, подлежащем сносу. Однако в настоящее время предоставить жилое помещение им не представляется возможным ввиду фактического отсутствия жилых помещений в муниципальном жилищном фонде, подлежащих распределению в установленном законом порядке нуждающимся в нем гражданам. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.ст. 18, 19, 40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Все равны перед законом и судом. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. Согласно ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть пригодным для постоянного проживания граждан. Пригодным для постоянного проживания жилым помещением признается жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. В силу п.п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного Кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Согласно ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. В судебном заседании установлено, что истцы: П.О.В., * года рождения, С.(П.) И.С., * года рождения, П.Д.С., * года рождения, а также третье лицо П.С.А., * года рождения, зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: 1, которое было предоставлено П.О.В. в 1982 году ПТУ № 37, что подтверждается поквартирной карточкой, адресными справками, объяснениями сторон. Договор социального найма в письменной форме с нанимателем не заключался. Из объяснений П.О.В. следует, что в настоящее время в жилом помещении фактически проживают: П.О.В. с сыном П.Д.С. Дочь С.И.С. временно проживает в г. * Ленинградской области. В связи с расторжением брака между истцом П.О.В. и третьим лицом П.С.А., о чем Вельским территориальным отделом Агентства ЗАГС Архангельской области 25 января 2010 года произведена запись акта о расторжении брака, последний также не проживает в жилом помещении, однако с регистрационного учета по месту жительства до настоящего времени не снят, в связи с чем, сохраняет право пользования данным жилым помещением. Иных лиц, проживающих и зарегистрированных по месту жительства в указанной квартире, не имеется. Установлено, что жилое помещение, в котором истцы и третье лицо проживают и зарегистрированы по месту жительства, состоит из трех комнат (* кв.м., * кв.м., * кв.м.), кухни (* кв.м.), общего коридора (* кв.м.), общей площадью * кв.м., в том числе жилой * кв.м., находится в 3-х квартирном одноэтажном деревянном доме, 1938 года постройки. Согласно акту - передачи имущества, находящегося в собственности Архангельской области, в собственность муниципального образования «Вельское» от 21 ноября 2007 года и приложению к нему, жилой дом № * по ул. * в г. Вельске передан в собственность МО «Вельское». При этом плата за наем, содержание и ремонт квартиры № * в доме № * по ул. * в г. Вельске, а также коммунальные услуги, не начисляется и не взимается, что подтверждается справкой МУП «ЖЭУ» от 24 августа 2011 года № *, объяснениями истца и ответчиком не оспаривается. Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно акту обследования помещения от 23 декабря 2008 года, составленному межведомственной комиссией по результатам обследования помещения, расположенного по адресу: 1, жилой дом состоит на балансе МУП «ЖЭУ», здание представляет собой бревенчатое, одноэтажное строение, фундамент - бутово ленточный, кровля – шифер, отопление – печное. В ходе обследования дома комиссия установила следующее: нижние венцы со следами гниения, вследствие чего пол имеет значительный уклон, наблюдается просадка стен, кровля имеет трещины и сколы, потолок со следами протечек. Учитывая изложенное межведомственная комиссия пришла к заключению, что дом ремонту не подлежит и не пригоден для проживания граждан. Судом установлено, что с момента обследования жилого дома межведомственной комиссией и по настоящее время фактически ремонт в доме не проводился, дом подлежит сносу ввиду нецелесообразности проведения капитального ремонта, что подтверждается объяснениями истца и представителя ответчика. В судебном заседании установлено, что П.О.В., П.Д.С., С.И.С., а также П.С.А. на основании решений общественной жилищной комиссии от 10 марта 2010 года, 20 июля 2011 года состоят на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди и на внеочередном учете, что подтверждается протоколами, утвержденными постановлениями главы администрации МО «Вельское» от 10 марта 2010 № *, от 20 июля 2011 года № *, заявлениями о принятии на учет, книгами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент обращения в суд жилищные условия П.О.В., П.Д.С., С.И.С., а также П.С.А. не улучшились, иное жилое помещение, в том числе и на праве собственности, у истцов и третьего лица отсутствует. Со дня обследования дома никаких мер по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям, для постоянного проживания ответчиком не предпринималось, что администрацией МО «Вельское» не оспаривается. Таким образом, в судебном заседании установлено, что за П.О.В., П.Д.С., С.И.С., П.С.А. в установленном законом порядке признано право на внеочередное получение жилого помещения в связи с признанием его не пригодным для проживания, не подлежащим капитальному ремонту или реконструкции, и подлежащим сносу. Однако и на момент судебного разбирательства жилищные права П.О.В., П.Д.С., С.И.С., П.С.А. не восстановлены, жилое помещение по месту жительства в черте города Вельска, либо компенсация за него гражданам не предоставлены. В соответствии со ст.ст. 86, 87 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором расположено жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям, установленным ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, то есть должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Учитывая изложенное, а также то, что в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств обратному в судебное заседание ответчиком представлено не было, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора Вельского района подлежат удовлетворению, поскольку у ответчика МО «Вельское», как собственника жилищного фонда, возникло перед истцами и третьим лицом обязательство по предоставлению жилого помещения, которое на протяжении длительного времени в нарушение жилищного и гражданского законодательства не выполнено, в связи с чем, истцы и третье лицо имеют право требовать восстановления своих нарушенных прав в судебном порядке. Таким образом, жилое помещение П.О.В., П.Д.С., С.И.С., а также П.С.А. с учетом указанных выше норм материального права, должно быть предоставлено ответчиком по договору социального найма в виде отдельной квартиры благоустроенной применительно к условиям г. Вельска, состоящей из трех комнат, общей площадью не менее чем * кв.м., в том числе жилой площадью не менее * кв.м., отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, и находящейся в границах г. Вельска. Учитывая, что администрация МО «Вельское» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, то в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобождается от уплаты государственной пошлины. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: исковое заявление прокурора Вельского района в интересах П.О.В., П.С.А., С.И.С., П.Д.С. о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» предоставить П.О.В., П.С.А., С.И.С., П.Д.С., на состав 4 человека, жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, состоящей из трех комнат, общей площадью не менее * кв.м., в том числе жилой площадью не менее * кв.м., расположенное в черте города Вельска Архангельской области, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по городу Вельску Архангельской области. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Ю.А. Смоленская