Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 12 декабря 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» незаконным, возложении обязанности по проведению обследования здания МОУ «** основная общеобразовательная школа» с последующим проведением капитального ремонта, установил: прокурор Вельского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в части содержания здания МОУ «**основная общеобразовательная школа» и возложении обязанности устранить выявленные нарушения в срок до 01 сентября 2012 года. Обосновывает заявление тем, что администрацией МО «Вельский муниципальный район» не предпринимаются меры по проведению необходимого капительного ремонта здания МОУ «**основная общеобразовательная школа», обследование которого администрацией не проводилось, тем самым не обеспечивает гарантированного безопасного пребывания учащихся и персонала в помещении школы. Данные обстоятельства являются бездействием со стороны администрации данного муниципального образования, собственником которого последнее является. Просит признать незаконным в указанной части бездействие администрации МО «Вельский муниципальный район» и возложить на это муниципальное образование обязанность по проведению обследования здания МОУ «** основная общеобразовательная школа» с последующим проведением капитального ремонта. В судебном заседании представитель прокуратуры Вельского района Канаев А.И. настоял на удовлетворении заявления по тем же основаниям, пояснив, что из-за бездействия администрации МО «Вельский муниципальный район» нарушаются права неопределенного круга лиц на обеспечение гарантированного безопасного пребывания учащихся и персонала в помещении школы, в котором требуется срочный капитальный ремонт, который необходимо провести до 01 сентября 2012 года. Представитель МО «Вельский муниципальный район» Ржавитина Н.В. с заявлением не согласилась, пояснив, что действительно в силу закона бремя по содержанию здания школы возложено на собственника МО «Вельский муниципальный район», но бездействия со стороны администрации нет, поскольку с 2008 года решается вопрос по строительству нового здания школы и на это уже отпущены финансовые средства. В настоящее время строительство не ведется, поскольку решается вопрос с подрядными организациями. Представитель МОУ «** основная общеобразовательная школа» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Согласно письменному заявлению директор школы Шамина С.В. просит рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.75). Выслушав представителя прокуратуры Вельского района Канаева И.А., представителя администрации МО «Вельский муниципальный район» Ржавитину Н.В., исследовав письменные материалы дела, доводы заявления, суд пришел к следующему. Данное заявление подлежит и рассматривается судом в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно положениям ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. В соответствии с ч. 1,2 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего образования в муниципальных образовательных учреждениях. В судебном заседании установлено, что прокуратурой Вельского района была проведена проверка здания МОУ «** основная общеобразовательная школа», расположенном по адресу: Вельский район, МО, пос. **, ул. **, д. **, на предмет обеспечения необходимых санитарно-гигиенических условий для содержания и обучения детей, соблюдения правил пожарной безопасности, соответствия здания требованиям безопасности. В ходе проверки установлено, что состояние здания школы не обеспечивает гарантированного безопасного пребывания учащихся и персонала в помещении школы, которой требуется капитальный ремонт. Согласно проведенного обследования вневедомственной экспертной комиссией в 1998 году здания школы было выявлено, что фундамент школы под наружными и внутренними стенами не отвечает условиям достаточной несущей способности, недостаточная глубина заложения и площадь, подошвы фундамента привели к поездке окладных венцов здания на грунт, последующие мероприятия по подводке под наружными стенами дополнительной бетонной ленты оказались недостаточными, а конструкция ленты способствовала развитию процессов загнивания нижних окладных венцов взятых в бетонный бандаж; техническое состояние участков продольных несущих стен в осях «А, 1-5»; «А, 6-3»; «В, 1-5»; «В, 1-4»; «В, 7-10» неудовлетворительное, на момент обследования не отвечает условиям местной устойчивости на высоту здания; техническое состояние чердачного и межэтажного перекрытий удовлетворительное; техническое состояние цокольного перекрытия, за исключением полов по грунту в спортивном зале, неудовлетворительное (фрагментами); техническое состояние несущих элементов крыши удовлетворительное; общее техническое состояние несущего остова здания признано предаварийным, требующим мероприятий по усилению; состояние штукатурного слоя потолочных поверхностей признано неудовлетворительным, не отвечающим условиям безопасного нахождения людей в помещениях по причине снижения сцепления с покрываемой поверхностью. Недостаточность сцепления заявлена фрагментами разной величины по всем потолочным поверхностям. По окончании обследования вынесено заключение, согласно которого общее техническое состояние несущего остова здания экспертная комиссия признала предаварийным, требующим мероприятий по усилению. В ноябре 2008 года группой Главного управления МЧС России по Архангельской области было проведено обследование здания школы, в ходе которого было установлено, что капитальный ремонт не проводился. Первоначально школа была с печным отоплением, в семидесятые годы проведено центральное отопление, несколько позже подведена вода. Эксплуатация печей с 2005 года запрещена инспекторами государственного пожарного надзора. С потолков коридора, учебных классов и подсобных помещений постоянно отслаивается штукатурка. По потолку через все кабинеты первого этажа идет трещина. На потолке второго этажа имеются следы протечек вод с крыши. Стена переднего фасада имеет крен. Полы во многих классах вспучены, в туалетах провалились. Дверные и оконные косяки перекошены. Экспертная комиссия пришла к выводу, что состояние здания школы не обеспечивает гарантированного безопасного пребывания учащихся и персонала в помещении школы, требуется проведение капитального ремонта. Неоднократно ТО Роспотребнадзора в Вельском районе Архангельской области проводились проверки на предмет соответствия санитарно-гигиеническим условиям необходимых для содержания несовершеннолетних детей, в результате проведенных мероприятий выявлены многочисленные нарушения санитарных правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Директор МОУ «** основная общеобразовательная школа» Шамина С.В. предпринимала меры по укреплению здания, в том числе: укреплен фундамент, выполнены стяжки стен тросами в двух местах на нижнем коридоре, отремонтирована крыша, крыльцо и т.д. Однако в связи с отсутствием соответствующего финансирования капитальный ремонт в здании школы до настоящего времени не проводился. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, проверив обоснованность доводов заявления, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Так, согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Поскольку собственником имущества МОУ «** общеобразовательная средняя школа», которое передано в оперативное управление учреждения, является администрация МО «Вельский муниципальный район», то бремя содержания имущества лежит на нем как на учредителе (л.д.14-22). Из материалов дела следует, что техническое состояние здания основной общеобразовательной школы не отвечает предъявляемым требованиям, требуется срочный капитальный ремонт. При таких обстоятельствах, установлено, что администрация МО «Вельский муниципальный район» нарушаются требования, содержащиеся в ч. 1 пп. 11 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года, в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также ч. 1 п. 4 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года, согласно которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, в связи с чем дети вынуждены обучаться, в условиях, не гарантирующих охрану и укрепление их здоровья. Не могут быть приняты во внимание судом доводы представителя администрации МО «Вельский муниципальный район», о том, что с их стороны нет бездействия, так как уже разработана смета на строительство нового здания школы и выделены денежные средства, как несостоятельные, поскольку на протяжении длительного времени и до настоящего времени не предпринято никаких мер по ремонту здания школы, где происходит общеобразовательный процесс. Доводы заинтересованного лица о строительстве нового здания школы в будущем являются необоснованными, поскольку данное муниципальное образование не освобождено от обязанности по надлежащему обеспечению защищенности обучающихся и персонала школы, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Ненадлежащим исполнением администрацией МО «Вельский муниципальный район» обязанностей по обеспечению необходимых санитарно-гигиенических условий для содержания и обучения детей, соблюдения правил пожарной безопасности, соответствию здания требованиям безопасности, нарушаются права и создается реальная угроза жизни и здоровья обучающихся, работников, посетителей школьного общеобразовательного учреждения. Поскольку проведение образовательного процесса в МОУ «**общеобразовательная средняя школа» при аварийном состоянии здания школы нарушает лицензионные требования и провозглашенное ст.43 Конституции Российской Федерации право обучающихся на гарантированность, общедоступность основного общего образования в муниципальном образовательном учреждении, то требование прокурора Вельского района о признании бездействия администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в части непринятия мер направленных на проведение капитального ремонта здания названной школы, расположенного по адресу: Вельский район, МО, пос. **, ул. **, д. **, незаконным и возложении обязанности провести капитальный ремонт, является законным и обоснованным. Доказательств, об имеющихся законных основаниях к неисполнению обязанности по решению указанного вопроса местного значения у администрации МО Вельский муниципальный район», а так же обстоятельств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения названной обязанности, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в судебное заседание не предоставлено. Руководствуясь статьями 194-198, 256, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: заявление прокурора Вельского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в части содержания здания МОУ «**основная общеобразовательная школа». Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» провести обследование здания МОУ «** основная общеобразовательная школа», расположенного по указанному адресу: Архангельская область, Вельский район, МО, пос. **, ул. **, д. ** с последующим проведением капитального ремонта в срок до 01 сентября 2012 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда через Вельский районный суд. Председательствующий С.А. Пестерев ФИО9 ФИО9 ФИО9