О признании права на постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий



Дело № 2-328/2011 03 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 03 июня 2011 года гражданское дело по иску Могутовой А.И. к администрации муниципального образования «Вельское» о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

Могутова А.И. в лице представителя по доверенности Доценко М.В. обратилась в суд с иском к администрации МО «Вельское» о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы умершего участника Великой Отечественной войны.

Обосновывает требования тем, что ** года общественная комиссия по жилищным вопросам МО «Вельское» рассмотрев вопрос о ее постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдовы умершего участника ВОВ приняла решение об отказе в удовлетворении заявления в связи с отсутствием документов, подтверждающих право заявителя состоять на данном учете. Считает решение комиссии не законным, поскольку она жилых помещений, предоставленных по договору социального найма, либо в собственности не имеет. Проживает одна и зарегистрирована в кв.* д.* по ул. ** в гор.Вельске, членом семьи собственников этого жилого помещения не является, то приобрела право на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова умершего участника Великой Отечественной войны.

Могутова А.И. на судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело без ее участия, о чем предоставила письменное заявление.

Представитель истца по доверенности Доценко М.В. в судебном заседании настоял на удовлетворении иска своего доверителя по тем же основаниям, пояснив, что решением органа местного самоуправления от ** года Могутовой А.И. отказано в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы умершего участника ВОВ, в связи с отсутствием у нее такого права. Данное решение не может являться законным, поскольку Могутова А.И. является вдовой умершего участника ВОВ, не имеет жилья в собственности или по договору социального найма, проживает в жилом помещении, находящемся в собственности иных лиц, членом семьи которых не является.

Представитель МО «Вельское» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Согласно представленному заявлению просят рассмотреть дело без участия их представителя (л.д.90). В представленном отзыве иск не признали, ссылаясь на то, что истец проживает в квартире от участия в приватизации, которой отказался, в качестве члена семьи собственников, обеспеченность общей площадью этого жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму, установленную на территории городского поселения. Право пользования жилым помещением для истца носит бессрочный характер (л.д.39-41).

Представитель третьего лица – Министерства строительства Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (лд.87).

Выслушав Доценко М.В., исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года, п. 4 ч.1 ст.2 обеспечение жилыми помещениями производится нуждающихся ветеранов ВОВ 1941-1945 годов.

В силу п.4 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ члены семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В соответствии со ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что истица является вдовой умершего ** года инвалида Великой Отечественной войны Могутова А.А. с ** года и по настоящее Могутова А.И. зарегистрирована и проживает в квартире под номером *, расположенной по адресу: Архангельская область, гор. Вельск, ул. **, д.*, общей площадью 50,4 кв. м, в том числе жилой - 36,6 кв.м. принадлежащей в равных долях на праве собственности ее дочери Доценко И.Н. и внукам – Доценко Ю.В., Доценко М.В. (л.д.52,38)

Квартира была предоставлена супругу истицы Могутову А.А., как работнику Вельского ЦРММ комбината «В**» на основании ордера № ** от ** года на состав семьи из 4-х человек (л.д.80).

Поквартирная карточка на квартиру ведется с ** года, где на указанное время были зарегистрированы 2 человека Могутов А.А. и его супруга Могутова А.И. В дальнейшем в этом жилом помещении были также зарегистрированы: внук квартиросъемщика Доценко М.В. с ** года, с ** года дочь Доценко И.Н., зять Доценко В.Н. и внук Доценко Ю.В. зарегистрирован с ** года (л.д.79).

Могутов А.А. умер ** года и в этот же год 17 июня снят с регистрационного учета (л.д.79).

На основании заявления Могутовой А.И. ей был выдан ордер от ** года № ** на квартиру № * в д. № * по ул. ** в гор. Вельске (л.д.77,82-83). Решение о выдаче ордера Могутовой А.И. принято общественной комиссией по жилищным вопросам МО «Вельский район» от ** года, которое оформлено протоколом, утвержденным постановлением главы МО «Вельский район» от ** года № ** (л.д.72-76).

Общая площадь квартиры составляет 57,4 кв.м., в том числе жилой 36,6 кв.м. и состоит из прихожей, трех комнат, кухни и ванной комнаты с санузлом, что подтверждается техническим паспортом.

В феврале 2005 года Могутова А.И. дала согласие на приватизацию квартиры на имя дочери Доценко И.Н. и внуков Доценко М.В., Доценко Ю.В. в долевую собственность, при этом сама от участия в приватизации и оформлении квартиры в собственность на ее имя отказалась, о чем оформила письменное заявление (л.д.42).

Согласно представленной регистрационными органами информации следует, что за Доценко И.Н., Доценко М.В. и Доценко Ю.В. зарегистрировано право общей долевой собственности по 1/3 доли каждому на квартиру № * в д. *по ул. ** в гор. Вельске на основании договора на передачу квартиры в собственность № ** от ** года (л.д.36-38).

В настоящее время, кроме истицы Могутовой А.И., в данной квартире никто не зарегистрирован и не проживает, что подтверждается копией поквартирной карточки от ** года, справкой администрации МО «Вельское» (л.д.51-52) и пояснениями представителя истца Доценко М.В.

** года Могутова А.И. обратилась с заявлением к главе МО «Вельское» о постановке ее на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как вдову участника ВОВ (л.д.50).

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам МО «Вельское» от ** года Могутовой А.И. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ст.54 ЖК РФ в связи с отсутствием документов, подтверждающих право заявителя право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Решение оформлено протоколом и утверждено постановлением главы МО «Вельское» от ** года № * (л.д. 43-49).

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд пришёл к выводу, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, поскольку они не основаны на законе.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Так, Администрация осуществляет постановку на учет, при этом исчерпывающий перечень оснований для постановки на учет определен ст.51 ЖК РФ, которая устанавливает, что в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилых помещений, учитывается норма площади жилого помещения, исходя из которой, определяется уровень обеспеченности граждан общей площади жилого помещения на одного члена семьи

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определен порядок принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в орган местного самоуправления по месту своего жительства.

Исходя из смысла п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, одним из оснований признания граждан нуждающихся в жилых помещениях также служит отсутствие жилого помещения, которым гражданин вправе пользоваться как собственник либо как наниматель по договору социального найма или в качестве члена семьи собственника или нанимателя.

Истица Могутова А.И. зарегистрирована и проживает одна в квартире, принадлежащей в настоящее время ее дочери и внукам на праве общей долевой собственности, членом семьи которых не является, на что она и ссылается.

Согласно ст.ст.53,54 Жилищного кодекса РСФСР действовавшего на момент вселения Могутовой А.И. в названную квартиру, последняя являясь супругой квартиросъемщика (нанимателя), вселилась в это жилое помещение на законных основаниях, то есть в качестве члена семьи нанимателя Могутова А.А., где и была зарегистрирована.

Затем Могутов А.А. и члены его семьи на учете граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий не состояли.

В дальнейшем, после смерти Могутова А.И., истица в качестве нанимателя стала проживать в этом же жилом помещении на основании договора социального найма, производя платежи в предприятие МУП «Управление ЖКХ г.Вельска, а затем дала согласие на приватизацию квартиры в собственность на имя членов своей семьи проживающих совместно с ней - Доценко И.А., Доценко М.В. и Доценко Ю.В., сама при этом отказалась от участия в приватизации.

Согласно ст.19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» действие положений ч.4 ст.31 ЖК РФ о несохранении права пользования жилым помещением при прекращении семейных отношений с собственником жилья не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 (с изменениями и дополнениями) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Таким образом, при прекращении семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения в случае отчуждения им жилого помещения другому лицу за бывшим членом его семьи сохраняется право пользования жилым помещением, которое носит бессрочный характер.

На момент приватизации квартиры по ул.** в гор.Вельске истец являлся нанимателем этого жилого помещения, добровольно отказался от участия в его приватизации в пользу дочери и внуков, что подтверждается заявлением от ** года и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, то данный факт, суд считает установленным.

Следовательно, Могутова А.И. не утратила право пользования указанным жилым помещением по тем основаниям, которые у нее возникли ранее, порядок пользования квартирой между истцом и собственниками фактически остался прежним и определен исходя из общих требований, предъявляемых к жилым помещениям.

Истец в соответствии с требованиями ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставил в судебное заседание доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий. Поскольку согласно п.п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы МО «Вельское» от ** года № ** учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 8 кв. м. на одного человека.

Общая площадь квартиры № * в доме № * по ул. ** в гор. Вельске 57,4 кв.м, что составляет более 10 кв.м. на одного человека с учетом проживания истца и собственников, то есть превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную на одного человека по городу Вельску Архангельской области.

При изложенных обстоятельствах ссылка истца на то, что он не является нанимателем (членом семьи нанимателя), собственником (членом семьи собственника) жилого помещения, не может служить основанием для удовлетворения его заявления о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и является безосновательной.

Учитывая, что размер общей площади занимаемого Могутовой А.И. на законном основании жилого помещения превышает учетную норму, установленную для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по городу Вельску Архангельской области, жилое помещение является для нее постоянным местом жительства согласно ст.20 ГК РФ, право пользования не утрачено и имеет бессрочный характер, а также отсутствие доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Могутовой А.И. к администрации муниципального образования «Вельское» о признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в Архангельском областном суде, путем подачи жалобы, через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев