О предоставлении жилого помещения сироте



Дело № 2-178/2011 30 марта 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Белых С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 30 марта 2011 года в городе Вельске гражданское дело по иску прокурора Вельского района в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Могутовой Т.А. к администрации муниципального образования «Вельское», администрации Архангельской области о предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л :

прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Могутовой Т.А. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Вельское» о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору социального найма площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному городскому поселению, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте муниципального образования «Вельское» Вельского района Архангельской области.

Обосновывает требования тем, что Могутова Т.А. имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать лишена родительских прав, отец в Свидетельстве о рождении указан со слов матери. После лишения матери родительских прав, истица проживала с бабушкой, которая была назначена опекуном несовершеннолетней, а в последствие была направлена в ** детский дом, где обучалась и проживала до ** года. Закрепленное за ней жилое помещение, расположенное по адресу: гор. Вельск, ул. **, д. **, не сохранилось. В связи с тем, что в 2009 году за ней было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, то с истицей заключен договор социального найма жилого помещения маневренного фонда сроком действия до 31 декабря 2010 года. После окончания срока действия названного договора, с Могутовой заключен другой договор социального найма жилого помещения маневренного фонда на период подбора улучшенных жилищных условий с последующим выселением в течение 7 календарных дней поле вынесения решения об улучшении жилищных условий. До настоящего времени жилое помещение с правом постоянного проживания Могутовой Т.А. не предоставлено. Поэтому, считает, что у истицы возникло право требовать предоставления жилого помещения по договору социального найма на территории МО «Вельское», соответствующего санитарным и социальным нормам.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Федотов А.В. уточнил исковые заявленные требования и просил обязать администрацию МО «Вельское» предоставить Могутовой Т.А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., в черте МО «Вельское» с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по МО «Вельское», отвечающее санитарно - техническим нормам, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, категории которых относится истица, не обеспеченная сегодняшний день жилым помещением по договору социального найма.

Могутова Т.А. настояла на удовлетворении иска по тем же основания, пояснив, что за ней как за сиротой ранее было закреплено право на проживание в жилом помещении в гор. Вельск, ул. **, д. **, где на законном основании проживают чужие ей люди, поэтому она не может реализовать свое право на это жилое помещение. Затем данное право было отменено распоряжением администрации муниципального образования. В настоящее время проживает в специализированном жилом помещении по договору, которое предоставлено ей временно на период подбора другого жилого помещения.

Представитель администрации МО «Вельское» Панюшева О.В. иск признала, о чем предоставила суду письменное заявление с разъяснением ст.173 ГПК РФ, которое приобщено к материалам дела.

Представитель 3-го лица МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно представленного отзыва просят рассмотреть дело без участия их представителя, ссылаясь на то, что МО «Вельский муниципальный район» жилого фонда не имеет, то предоставить жилье Могутовой Т.А. обязан ответчик за счет предоставленной из бюджета областной субвенции, предназначенной на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Представитель администрации Архангельской области, привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика, на судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя указа, что вопросы постановки и ведения внеочередного учета граждан нуждающихся в предоставлении жилья, его улучшения жилищных условий, а также вопросы распределения денежных средств выделенных на осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находятся в ведении органов местного самоуправления. На 2011 год сумма субвенции выделенная МО «Вельский муниципальный район» составила 3860000 рублей, контроль за осуществлением органами местного самоуправления городских округов полномочий по обеспечению детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями по договорам социального найма возложен на министерство образования, науки и культуры Архангельской области.

Представитель опеки и попечительства администрации МО Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. считает, что исковые требования законны и обоснованны.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст.ст.18,40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3) Конституции РФ обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, на основании решений органа местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

В силу ст. 7 Закона Архангельской области от 05 июля 2001 года № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительным органом государственной власти Архангельской области, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Органы местного самоуправления Областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что Могутова Т.А, ** года рождения, имеет статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истицы – Могутова Л.А. решением Вельского районного суда от ** года лишена родительских прав в отношении дочери. ** года Могутова Л.А. умерла. (л.д.11,16,19) Отец Могутовой Т.А. в Свидетельстве о рождении ребенка записан со слов матери (л.д.10,14-15)

После лишения родительских прав матери, Могутова Т.А. проживала у опекуна Могутовой О.И., которая приходилась ей бабушкой, по адресу: гор. Вельск, **.

Затем несовершеннолетняя Могутова Т.А. находилась на полном государственном содержании и воспитании в государственном образовательном учреждении «** детский дом» до ** года (л.д.18).

В 2008 году истица поступила в ** лицей гор. Вельска, где проживала в общежитии, но не закончив 1 курс в данном учреждении прервала обучение в связи с беременностью. ** года у нее родилась дочь, что подтверждается Свидетельством о рождении.(л.д.45)

За несовершеннолетней Могутовой Т.А. с ** года сохранялось жилое помещение по адресу: гор. Вельск, ул. **, д. **, о чем главой МО «Вельский район» вынесено постановление № ** (л.д.17). Названное постановление было отменено решением главы МО «Вельский муниципальный район» от ** года № ** в связи с тем, что закрепленное за ней жилое помещение является частной собственностью иных лиц, собственник которого против ее проживания в жилом доме (л.д.20).

Жилое помещение, расположенное по ул. ** в г. Вельске принадлежит на праве собственности Друганову А.А., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № ** от ** года (л.д.70).

Постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ** от ** года за Могутовой Т.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения (л.д.20).

Решением заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ** года, оформленного протоколом и утвержденного Постановлением МО «Вельское» от ** года № ** Могутова Т.А. поставлена на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий в общую очередь № ** и на внеочередной учет (л.д.22-25).

На основании протокола общественной комиссии от ** года, который утвержден постановлением главы МО «Вельское» № ** от ** года с Могутовой Т.А. заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда №* от *** года расположенного по адресу: гор. Вельск, ул. **, д. ** кв. * сроком действия до ** года (л.д.26-32). ** 2011 года администрация МО «Вельское» заключила с Могутовой Т.А. другой договор социального найма жилого помещения маневренного фонда сроком до ** года. Жилое помещение предоставлено Могутовой Т.А. и ее дочери на период подбора (выбора) улучшенных жилищных условий с последующим выселением в течение 7-ми календарных дней после вынесения решения об улучшении жилищных условий (л.д.33-35).

Актом обследования квартиры № * расположенного по вышеуказанному адресу установлено, что жилое помещение отвечает санитарно-бытовым требованиям (л.д.36).

Согласно адресной справке от ** года, Могутова Т.А. с ** года по ** года зарегистрирована по месту пребывания в квартире № * д. № ** по ул. ** гор. Вельск Архангельской области (л.д.44).

Другого жилого помещения по договору социального найма либо в собственности в гор. Вельске у истицы не имеется.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Вельского района в интересах Могутовой Т.А. подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришёл по следующим основаниям.

Так постановлением главы МО «Вельский муниципальный район» № ** от ** года за Могутовой Т.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения. Решением администрации МО «Вельское» от ** года она поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в общую очередь и на внеочередной учет. Жилой дом № ** по ул. ** в гор. Вельске находится в собственности у Друганова А.А., в связи с чем, Могутова Т.А. в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилья.

Временно истице предоставлено жилое помещение по договору найма в маневренном фонде МО «Вельское», где она в настоящее время зарегистрирована по месту пребывания.

Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями, в том числе государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа.

В соответствии с конституционными принципами правового государства, в силу которых права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства (статья 2; статья 45, часть 1, Конституции Российской Федерации), органы государственной власти обязаны осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы соблюдались права и свободы человека и гражданина, а в случаях их нарушения - обеспечивалось максимально быстрое и полное их восстановление.

Закрепленное за истицей прежнее жилое помещение после лишения по решению суда ее матери родительских прав не сохранено, отменено, тем самым обязательство, предусмотренное ст. 55 ЖК РФ, обеспечить ее жилым помещением по договору социального найма по окончании срока пребывания в государственном детском учреждении, а также по достижении совершеннолетия, должна быть возложена на МО «Вельское», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Таким образом, согласно действующему законодательству, право на внеочередное получение жилого помещения у истца возникло после окончания пребывания его в государственном детском учреждении - в августе 2008 года, и момент возникновения данного права не ставится законодателем в зависимость от дальнейшего получения ребенком-сиротой профессионального образования или иных обстоятельств.

Могутова Т.А. обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей и имея право на внеочередное предоставление жилого помещения, приобрела право для предоставления ей жилого помещения вне очереди, поскольку обратное будет свидетельствовать о нарушении конституционного принципа равенства всех перед законом и права на жилище (ст.18, 40 Конституции РФ).

На момент судебного разбирательства жилищные права Могутовой Т.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей не восстановлены, то есть жилое помещение по договору социального найма по месту постановки на учет на получение жилья в черте МО «Вельское», компенсации за него не предоставлено.

Доказательств обратному, в соответствии со ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание представлено не было.

Установлено, что за Могутовой Т.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории города Вельска, где она поставлена на учет в общем порядке и внеочередной учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, то и правоотношения по найму жилого помещения у Могутовой Т.А. возникли с МО «Вельское».

Отсутствие финансирования не может являться основанием к отказу в иске, поскольку будет противоречить нормам права.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

Могутова Т.А. до настоящего времени не обеспечена жилой площадью по договору социального найма и ей не предоставлено жилое помещение, то в данном случае она не лишена возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было ей получено, что не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.

В связи с тем, что Могутова Т.А. имеет закрепленное право на внеочередное предоставление жилого помещения, поставлена на внеочередной учет по улучшению жилищных условий и в силу названного выше Областного Закона Архангельской области МО «Вельское» обязано исполнить обязательство по предоставлению истице жилого помещения. Поскольку предоставление субвенций по выполнению государственных гарантий по предоставлению жилья данной категории лиц, является механизмом по исполнению названного законодательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в отношении надлежащего ответчика МО «Вельское» на которого и надлежит возложить указанную обязанность.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Норма площади предоставляемого жилого помещения на территории МО «Вельское» по договору социального найма на одного человека составляет 10 кв.м., что подтверждается представленной информацией МО «Вельское».

Суд, руководствуясь принципом восстановления права истца, считает возможным обязать администрацию МО «Вельское» предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

При этом суд также принимает признание иска представителем ответчика МО «Вельское» наделенного на то полномочиями, поскольку волеизъявление на признание иска не противоречит закону, не нарушает интересы иных лиц, то иск надлежит удовлетворить.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

иск прокурора Вельского района в защиту прав лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей Могутовой Т.А. – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Вельское» предоставить Могутовой Т.А. по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 10 квадратных метров, расположенное в черте муниципального образования «Вельское», отвечающее санитарно – техническим нормам, с уровнем благоустройства не ниже достигнутого по муниципальному образованию «Вельское», за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде через Вельский районный суд.

Председательствующий С.А. Пестерев