Дело № 2-219/2011 22 апреля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Стрюковой Е.С., при секретаре Пивневой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Тетериной В.Н. к администрации муниципального образования «***» о возложении обязанности предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л : прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов Тетериной В.Н. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «***» о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения жилой площадью не менее 10 кв.м. в черте муниципального образования «***» Вельского района Архангельской области. В обоснование заявленных требований указал, что Тетерина В.Н. родилась **.**.**** г. в д. *** **** района. Мать – ТЗА. **.**.**** г.р. решением Вельского районного суда от **.**.**** года лишена родительских прав. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. После лишения матери родительских прав направлена в ГОУ «Н», где находилась по **.**.**** года. Затем обучалась в ГОУ НПО «ПУ № 37» по специальности «повар» по **.**.**** года. С 20** по 20** г.г. проходила обучение в ГОУ НПО «АПЛ № 45» по специальности «бухгалтер». В период с 19** по 20** г.г. Тетерина В.Н. проживала в помещениях общежитий образовательных учреждений. С 20** по 20** года Тетерина проживала вместе с матерью, лишенной в отношении родительских прав в доме без номера в д. *** Вельского района, а затем в жилом доме по адресу: д. ***, д. ** Вельского района. В настоящее время проживает по адресу: д. ***, д. **, кв. *, вместе с сожителем З. Постановлением № 791 от 11.09.1998 главы администрации МО «Вельский район» за Тетериной В.Н. закреплено право на проживание по адресу: Вельский район, д. ***.. В связи с непригодностью жилого помещения постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» № 825 от 10.11.2008 за Тетериной В.Н. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения на территории МО «***». В настоящее время Тетерина В.Н. не имеет жилого помещения, предоставленного по договору социального найма. 07 апреля 2011 года исковые требования уточнены: прокурор просит обязать администрацию МО «***» предоставить Тетериной В.Н. жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «***», общей площадью не менее 10 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «***» Вельского района Архангельской области. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Шухтин М.П. поддержал заявленные требования по тем же основаниям. Тетерина В.Н. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования. Пояснила, что желает получить жилье на территории МО «***». Жилья в собственности или на условиях социального найма у нее нет. Представитель ответчика администрации МО «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представлено заявление за подписью главы администрации МО «***», удостоверенное печатью о том, что исковые требования о предоставлении жилья Тетериной В.Н. признают, квартира № * в доме № ** по ул. *** в п. *** Вельского района Архангельской области будет предоставлена после решения суда. Представитель отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. полагала, что иск подлежит удовлетворению. Пояснила, что за Тетериной В.Н. закреплено право на получение жилого помещения в МО «***», но оно до настоящего времени не реализовано. Площадь жилого помещения, указанная в исковых требованиях соответствует норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, действующей на территории МО «***». Признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно ст.ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно статье 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Вместе с тем, статья 40 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закона о гарантиях детям-сиротам), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Пунктом 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно статьям 45, 46 Закона Архангельской области от 20 сентября 2005 года № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа государственными полномочиями Архангельской области» государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, наделяются органы местного самоуправления городских и сельских поселений и городских округов Архангельской области, городских и сельских поселений и городских округов Ненецкого автономного округа. Статья 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Статья 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Ответчик администрация МО «***» признала иск, признание иска выражено свободно, без принуждения. Оно не противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Заявление подано лицом, уполномоченным действовать от имени ответчика без доверенности. В связи с этим суд принимает признание иска, заявленные исковые требования о возложении обязанности предоставить жилое помещение Тетериной В.Н. подлежат удовлетворению. Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Тетериной В.Н. к администрации муниципального образования «***» о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «***» предоставить Тетериной В.Н. жилое помещение по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям муниципального образования «***», общей площадью не менее 10 квадратных метров, соответствующее санитарным и техническим нормам, расположенное в черте МО «***» Вельского района Архангельской области. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.