Дело №2-90/2011 22 февраля 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Стрюковой Е.С., при секретаре Леонти И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и Министерству по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области о включении в число претендентов на получение социальной выплаты, у с т а н о в и л : Оскорбина Т.В. и Оскорбин А.М. обратились в суд с иском к администрации МО «Вельский муниципальный район» и Министерству по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области о включении в число претендентов на получение социальной выплаты. В обоснование заявленного требования указали, что председатель комиссии по рассмотрению обращений молодых семей МО «Вельский муниципальный район» по включению в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Жилище на 2002-2010 годы» (далее – подпрограмме) К. письмом от 08 декабря 2010 года им сообщил, что Министерством по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области их семья исключена из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. Согласно письму министра по делам молодёжи, спорту и туризму Правительства Архангельской области от 22 ноября 2010 года, семья истцов не может претендовать на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы в виду того, что государственная регистрация права собственности на жилое помещение осуществлена без обременения, с использованием неипотечного кредита на недвижимость. Считают решение Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области, а также действия администрации МО «Вельский муниципальный район» по исключению семьи из числа участников подпрограммы незаконными. Комиссией по рассмотрению обращений молодых семей МО «Вельский муниципальный район» семья Оскорбиных была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей». При этом истцами были представлены все необходимые документы в соответствии с требованиями пункта 15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285. Все представленные документы были проверены, оснований, предусмотренных пунктом 18 указанных Правил, для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы не имелось. Семья была включена в соответствующие списки участников подпрограммы на 2008, 2009 и 2010 годы. Обстоятельств, являющихся основаниями для отказа в признании семьи истцов участницей подпрограммы, не выявлено. Семьей Оскорбиных осуществлено строительство индивидуального жилого дома по адресу: Вельский район, МО «***», д. ***, д. ***. Для чего в Вельском отделении *** № *** был взят кредит в сумме *** рублей, на срок по 15 марта 2026 года. В соответствии с заключённым договором кредит является целевым и предоставлен на индивидуальное строительство жилого дома. По условиям кредитного договора в банк были представлены необходимые документы, подтверждающие целевое использование кредита для строительства индивидуального жилого дома. Право собственности на жилой дом зарегистрировано в общую долевую собственность, по 1/4 доли на каждого члена семьи. Полагают, что получение кредита на строительство индивидуального жилого дома не противоречит требованиям пунктов 1, 44, 46 и 47 Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», так как указанный кредит является жилищным, полученные денежные средства израсходованы в соответствии с целевым назначением - на индивидуальное строительство жилого дома. С момента заключения кредитного договора (15 марта 2007 года) Оскорбины не были исключены из участников подпрограммы, каких-либо сведений о факте получения кредита, его целевом назначении и использовании не скрывали. Просят признать незаконным решение Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Архангельской области по исключению их семьи из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» и обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» и Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области включить их семью в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» на получение социальной выплаты в 2010 году. В судебном заседании истцы Оскорбина Т.В. и Оскорбин А.М. заявленные требования поддержали в полном объеме по тем же основаниям. Пояснили также, что на момент подачи заявления на участие в подпрограмме являлись нуждающимися в улучшении жилищных условий. Сдали дом в эксплуатацию в связи с необходимостью, обусловленную кредитным договором, могли бы еще производить отделочные работы. Все документы по праву собственности на жилье представили в администрацию. Какой именно кредит необходимо брать, им не разъяснили. Ежегодно подтверждали свое желание участвовать в программе, представляли документы о произошедших изменениях. Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» Куровская И.И. заявленные требования не признала, пояснила, что на момент подачи заявления об участии в социальной программе истцы являлись лицами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, документы представили в полном объеме, оснований для отказа в признании их участниками программы не было. Несколько лет они не попадали в число лиц, которым должна быть сделана социальная выплата, в связи с нехваткой бюджетных средств, поэтому их заявление на участие переносилось на последующие годы. На 2010 год истцы попадали в число лиц, получающих социальную выплату. Надо было подписать заявление еще раз. На комиссии выяснилось, что дом у истцов уже сдан в эксплуатацию, то есть они не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий. Послали запрос в Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области о возможности участия семьи истцов в подпрограмме. Пришел отрицательный ответ. Должно было последовать комиссионное исключение семьи истцов из состава участников подпрограммы, но письменного решения комиссии об этом не имеется. Истцы не имеют права на участие в подпрограмме, так как был взят не ипотечный кредит. Участие с иными кредитами в программе положением не предусмотрено. Нуждающимися в улучшении жилищных условий в настоящее время они не являются. Представитель ответчика Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. Представлен отзыв, согласно которому ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование указано, что никаких решений об исключении семьи истцов из состава участников не принималось. Этот вопрос относится к компетенции органа местного самоуправления. В администрацию МО «Вельский муниципальный район» было направлено письмо с разъяснением о возможности участия истцов в подпрограмме. Истцы использовали для строительства дома средства, привлеченные кредитом на недвижимость, а не ипотечным кредитом, поэтому права на участие в подпрограмме они не имеют. Кроме того, они не нуждаются в улучшении жилищных условий. Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции Российской Федерации). Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем Правительством Российской Федерации утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы. С целью государственной поддержки решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в указанную программу включена подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей». Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семьей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (далее – Правила). В судебном заседании установлено, что 22 сентября 2006 года Оскорбина Т.В. обратилась к Главе администрации МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о включении её семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002-2010 годы, приложила необходимые документы (л.д. 17). На момент подачи заявления в состав семьи входили супруг Оскорбин А.М., 05 мая 1979 года рождения, и сын Н., ** ** ** года рождения. ** ** ** года у Оскорбиных родился еще один сын М. Поданное Оскорбиной Т.В. заявление зарегистрировано за № 24. Согласно п. 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. Как пояснили истцы в судебном заседании, какого-либо решения они не получали. Данное обстоятельство не оспаривалось представителем администрации МО «Вельский муниципальный район». 15 марта 2007 года истцы, выступающие как созаемщики, заключили кредитный договор № *** с ***. В соответствии с указанным договором созаемщикам предоставлен кредит на недвижимость в сумме *** рублей на индивидуальное строительство жилого дома по адресу: Вельский район, д. ** на срок по 15 марта 2026 года под 15 % годовых (л.д. 18-19). Пунктом 5.1 данного кредитного договора предусмотрена обязанность созаемщиков использовать кредит на предусмотренные договором цели и предоставить кредитору в течение 36 месяцев от даты выдачи кредита, но не позднее 3-х месяцев с даты оформления объекта недвижимости в собственность созаемщиков, документы, подтверждающие право собственности созаемщиков на построенный объект недвижимости: свидетельство о праве собственности. А в соответствии с п. 4.6 договора кредитор имеет право производить проверку целевого использования кредита. 05 марта 2009 года истцы предоставили в банк документы, подтверждающие целевое использование кредита, в виде кассовых и товарных чеков на оплату материалов для строительства жилого дома. 15 апреля 2010 года Оскорбины представили документы, подтверждающие право общей долевой собственности на земельный участок и построенный на нем жилой дом по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «***», д. ***, д. ***. Данные обстоятельства подтверждены справкой Вельского отделения *** от 14 декабря 2010 г. № 5015 (л.д. 33). По состоянию на 16 сентября 2010 года по кредитному договору № ** от 15 марта 2007 года просроченной задолженности нет, сумма остатка основного долга и срочных процентов составляет *** рублей ** копеек (справка от 16 сентября 2010 г. № 03-3/3027). Из свидетельств о государственной регистрации права и выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, МО «***», д. ***, д. ** принадлежат на праве общей долевой собственности по 1/4 доле в праве Н., М., Оскорбиной Т.В. и Оскорбину А.М. (л.д. 20-27, 42-43, 44-45). Протоколом заседания комиссии по рассмотрению обращений молодых семей по включению в состав участников подпрограммы «Дом для молодой семьи» (далее – комиссия) № 6 от 16 января 2008 года семья Оскорбиных включена в состав участников подпрограммы на 2008 год. 23 января 2009 года комиссия включила семью истцов в дополнительный список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2009 году (протокол заседания № 7). Протоколом № 8 от 19 февраля 2010 года семья Оскорбиных включена в состав участников подпрограммы «Дом для молодой семьи» на 2010 год. 07 сентября 2010 года комиссия, установив, что Оскорбиным, представившим ранее документы, соответствующие п. 11 Положения, 18 декабря 2009 года были выданы свидетельства на право собственности на жилой дом, решила обратиться в Министерство по делам молодежи, спорта и туризма за разъяснением о возможности участия данной семьи в подпрограмме. Направлено соответствующее письмо. 22 ноября 2010 года Министерством был дан ответ о невозможности семьи Оскорбиных претендовать на получение социальной выплаты ввиду того, что государственная регистрация права собственности на жилое помещение осуществлена без обременения, с использованием неипотечного кредита на недвижимость. Об исключении из списка молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году Оскорбиной Т.В. было сообщено председателем комиссии письмом от 08 декабря 2010 года (л.д. 30). Из протокола заседания комиссии № 10 от 10 декабря 2010 года следует, что семья истцов не вошла в число претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году. Согласно спискам семей-участников подпрограммы на 2005-2008 г.г., 2009 г., 2010 г., семья истцов не вошла в число участников. Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что семья Оскорбиных была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. На момент подачи заявления семья истцов полностью соответствовала предъявляемым Правилами требованиям к участникам, в том числе в части нуждаемости в улучшении жилищных условий. Данное обстоятельство подтверждено представителем администрации МО «Вельский муниципальный район». В течение 10 дней решение об отказе в участии в подпрограмме семьи Оскорбиных принято не было. Комиссионно истцы включены в состав участников подпрограммы на 2008 год, в 2009 году – в дополнительный список, в 2010 году их семья также включена в число участников. В настоящее время ответчики пришли к выводу об отсутствии у истцов права на участие в подпрограмме вследствие использования неипотечного кредита и отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий. Действительно, на момент рассмотрения заявления истцов как претендентов на получение социальной выплаты на 2010 год, семья Оскорбиных не нуждалась в улучшении жилищных условий. Материалами дела подтверждено, что дом сдан в эксплуатацию в конце 2009 года. Данное обстоятельство не отрицается истцами. Вместе с тем, заявление на участие в подпрограмме в 2010 году было не первично поданным. Право на участие в подпрограмме признавалось администрацией МО «Вельский муниципальный район» после подачи заявления Оскорбиной Т.В. в 2006 году. Исходя из принципа равенства граждан, возможность получения выплаты должна быть гарантирована каждому лицу, обратившемуся для участия в программе в установленные сроки и соответствующему предъявляемым государством к участникам требованиям. Право Оскорбиных на участие в подрограмме не реализовалось по независящим от них причинам, заявка на участие в подпрограмме перешла на последующие годы. Указанное обстоятельство не было учтено ответчиками. Нуждающимися в улучшении жилищных условий Оскорбины перестали быть не вследствие получения жилья по договору социального найма или приобретения жилья с помощью субсидий, иных мер государственной поддержки, а вследствие завершения строительства жилого дома с использованием средств кредита на недвижимость, сведения о котором предоставлялись истцами в рамках участия в подпрограмме. Ответчики, отрицая право истцов на участие в подпрограмме, указывают, что кредит не ипотечный, и это не соответствует пп. «г» п. 15 Правил. Указанный подпункт предусматривает, что в число документов, представляемых для участия в подпрограмме молодой семьей, входит документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.. В нем действительно нет упоминания о возможности использования иных (неипотечных) кредитов. Вместе с тем, непосредственно требования к участникам подпрограммы зафиксированы в п. 5 Правил. В них требований к кредиту, используемому семьей для строительства жилья, не содержится. Пункт 1 Правил указывает, что предоставляемые молодым семьям социальные выплаты на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома могут направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Раздел VI Правил посвящен оплате приобретаемого жилого помещения (создаваемого объекта индивидуального жилищного строительства). П. 44 Правил устанавливает, что молодые семьи - участники подпрограммы могут привлекать в целях приобретения жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) собственные средства, а также средства ипотечных жилищных кредитов или займов, предоставляемых любыми организациями и (или) физическими лицами. П. 46 Правил определяет использование социальной выплаты на оплату первоначального взноса при получении займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по нему. Таким образом, Правила предусматривают возможность создания участниками подпрограммы объекта индивидуального жилищного строительства с помощью привлечения иных заемных средств, а не только ипотечных кредитов. Отсутствие упоминания об иных займах в п. 15 Правил является следствием использования соответствующей юридической техники при составлении акта. При реализации нормативного акта необходимо оценивать все его содержание в совокупности. Ипотека является гарантией прав кредитора, предоставившего денежные средства. Зависимость получения гарантированной государством социальной выплаты от обеспеченности прав иного лица (кредитора) не может быть установлена. Цель упоминания в Правилах именно ипотечного кредита – осуществление косвенного контроля за целевым использованием средств социальной выплаты участниками подпрограммы. Истцами был получен именно целевой кредит на строительство жилья. Расходование на указанные в договоре цели денежных средств заемщиками подтверждено документально. Следовательно, установленная Правилами цель контроля использования средств достигнута. Кроме того, в соответствии п. 1 ст. 77 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, жилой дом или квартира, приобретенные или построенные полностью либо частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство жилого дома или квартиры, считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на жилой дом или квартиру. При ипотеке в силу закона ипотека как обременение имущества возникает с момента государственной регистрации права собственности на это имущество, если иное не установлено договором (п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона). Возможность регистрации ипотеки в силу закона по заключенному истцами договору имеется. При таких обстоятельствах каких-либо оснований для исключения истцов из числа участников подпрограмм не имелось, Оскорбины имеют право на участие в ней и получение социальной выплаты. Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области в обоснование своих возражений относительно исковых требований указывает, что никакого решения об исключении истцов из числа участников подпрограммы им не принималось, даны лишь письменные разъяснения. Вопрос об участии является компетенцией органа местного самоуправления. Представитель администрации МО «Вельский муниципальный район» также указала, что истцы должны были быть исключены комиссионно. Вместе с тем, решение комиссии по данному вопросу отсутствует, а фактически истцы исключены из участия в подпрограмме, что подтверждено представленной Куровской И.И. документацией. Согласно п. 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальных выплат не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный срок, в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальных выплат на приобретение жилья или по иным причинам не смогли воспользоваться такими социальными выплатами. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить субсидию в планируемом году, решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросу о включении их в указанные списки (п.27 Правил). Оскорбины были исключены из состава участников подпрограммы в связи с непредоставлением необходимых для получения свидетельства документов. О решении Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области истцы уведомлены письмом председателя комиссии, то есть представителем органа местного самоуправления. Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области воспользовалось предоставленным ему п. 26 Правил правом на изменение утвержденных списков, решение принято в рамках предоставленной нормативным актом компетенции. Фактические действия ответчиков (принятие решения, уведомление) в полной мере соответствовали п. 26 и 27 Правил в части процессуальной процедуры. При таких обстоятельствах доводы о том, что решение Министерством не принималось, не находится в его компетенции, противоречит как фактическим обстоятельствам, так и нормативному урегулированию, и является несостоятельным. Указанное решение является незаконным в связи с наличием у истцов права на участие в подпрограмме, поэтому требования истцов в данной части подлежат удовлетворению. Оба ответчика не признают право истцов на участие в подпрограмме. В соответствии с п. 17 правил решение о признании или отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы принимается органом местного самоуправления. Однако в связи с тем, что п. 26 Правил предусматривается право органа исполнительной власти субъекта на внесение изменений в утвержденные списки, то есть исключение из состава участников, требование включить семью Оскорбиных в число участников подпрограммы подлежит удовлетворению в отношении обоих ответчиков. В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежит взысканию в пользу истцов государственная пошлина, уплаченная ими при подаче искового заявления. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, р е ш и л : исковые требования Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и Министерству по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области о включении в число претендентов на получение социальной выплаты удовлетворить. Признать незаконным решение Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области по исключению семьи Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М. из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы». Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» и Министерство по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области включить семью Оскорбиной Т.В. и Оскорбина А.М. в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы» на получение социальной выплаты в 2010 году. Взыскать с администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и Министерства по делам молодёжи, спорту и туризму Архангельской области солидарно в пользу Оскорбиной Т.В. ** рублей, в пользу Оскорбина А.М. ** рублей. Мотивированное решение составлено 25 февраля 2011 года. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента его принятия в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Е.С. Стрюкова