Дело № 2-1121/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 14 ноября 2011 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., с участием старшего помощника прокурора Вельского района Голяева С.С., при секpетаpе Брагиной С.А., pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 14 ноября 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непредоставлению сведений в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, установил: прокурор Вельского района обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее - администрация МО) по непредоставлению сведений в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения налогового законодательства в части исполнения органами местного самоуправления обязанности по предоставлению налоговому органу сведений, связанных с учетом налогоплательщиков. Проверкой установлено, что органами самоуправления МО не исполнена обязанность по представлению сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 9.2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 01 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01 января текущего года. Между МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и МО ххххх года заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориального органа Федеральной налоговой службы. Таким образом, администрацией МО допущено бездействие в виде неисполнения обязанностей по представлению в налоговый орган сведений, обязанность представления которых установлена нормативным правовым актом – Налоговым кодексом Российской Федерации. Прокурор Вельского района просит признать незаконным бездействие администрации МО, выразившееся в непредставлении сведений в МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 01 января 2011 года, в срок установленный п. 9.2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации – к 01 февраля 2011 года и обязать администрацию МО устранить выявленные нарушения закона – представить сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по состоянию на 01 января 2011 года, в срок до 01 января 2012 года. Определением суда от 07 ноября 2011 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. В судебном заседании старший помощник прокурора Вельского района Голяев С.С. заявленные требования поддержал в полном объеме. Межрайонная ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание своего представителя не направила. Согласно представленному заявлению начальник инспекции Рогозин В.С. просил рассмотреть дело без их участия, заявленные требования поддерживает в полном объеме. Администрация МО не представила сведения о земельных участках по состоянию на 01 января 2011 года, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Администрацией МО допущено бездействие в виде неисполнения обязанностей по представлению в налоговый орган сведений, обязанность направления которых установлена Налоговым кодексом Российской Федерации. Администрации МО своего представителя в судебное заседание не направила. Из представленного заявления следует, что глава МО П. просила рассмотреть дело без участия представителя администрации, с требованиями заявителя администрация МО согласна. В соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, которые просили рассмотреть дело без их участия. Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Вельского района, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. На основании ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. В силу пункта 9.2 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны ежегодно до 01 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 01 января текущего года. Согласно пункту 11 данной статьи органы, указанные в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 настоящей статьи, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде. Порядок представления сведений в налоговые органы в электронном виде определяется соглашением взаимодействующих сторон. Статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Администрация МО является органом местного самоуправления сельского поселения. 05 октября 2010 года между администрацией МО и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу заключено соглашение о взаимодействии органов местного самоуправления и территориального органа федеральной налоговой службы. Из статьи 5 названного соглашения следует, что обмен регламентированной информацией между органом местного самоуправления и Управлением ФНС России осуществляется в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи при представлении сведений в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Сведения представляются муниципальным образованием по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы. В ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки было установлено, что администрацией МО не исполнена обязанность по представлению в срок до 01 февраля 2011 года в налоговый орган сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, по состоянию на 01 января 2011 года. Из акта МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № ххххх от ххххх года следует, что организация – муниципальное образование не представила сведения о земельных участках по состоянию на 01 января 2011 года, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Решением заместителя начальника МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № ххххх от ххххх года администрация МО привлечена к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 129.1 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом, сведений, которые в соответствии с настоящим кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренных ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Администрацией МО не оспаривается факт непредставления в налоговый орган соответствующих сведений. До настоящего времени сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, в МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в надлежащей форме не предоставлены. Статья 4 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06октября2003года № 131-ФЗ предусматривает, что правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты. Следовательно, требования ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации администрацией МО должны неукоснительно соблюдаться. Указанные обстоятельства свидетельствуют о бездействии администрации МО, выразившемся в непредставлении сведений в МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. Суд, проверив, доказательства, представленные сторонами, приходит к выводу, что администрация МО не исполняет обязанности, возложенные на нее законом, так как она не представила в налоговый орган сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в установленный срок, тем самым допуская бездействие. Данное бездействие нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере регулирования налоговых правоотношений на основе данных налогового учета объектов налогообложения. Доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неисполнения данной обязанности, суду не представлено, законные основания к неисполнению обязанности отсутствуют. Таким образом, требования прокурора действующего в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непредоставлению сведений в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, с заинтересованного лица – администрации МО, являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решил: заявление прокурора Вельского района в интересах Российской Федерации о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непредоставлению сведений в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования по непредоставлению сведений в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации по состоянию на 01 января 2011 года, в срок, установленный пунктом 9.2 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации – к 01 февраля 2011 года. Обязать администрацию муниципального образования устранить выявленные нарушения закона, а именно, представить сведения о земельных участках признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по состоянию на 01 января 2011 года, в срок до 01 января 2012 года. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней путем подачи жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий Н.В. Сидорак