Дело № 2-930/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Вельск 29 сентября 2011 года Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Сидорак Н.В., при секретаре Брагиной С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске 29 сентября 2011 года гражданское дело по заявлению Б. об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу по начислению налоговых платежей, установил: Б. обратился в суд с заявлением о признании справки № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года незаконной и не влекущей правовых последствий, а также о признании утраты права взыскания налогов, сборов, взносов по указанной справке. В обоснование заявленных требований Б. указал, что налоговым органом в его адрес была направлена справка № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года. Считает, что данная справка выдана с нарушением требований действующего законодательства и нарушает его права. Единый социальный налог утратил силу с ххххх года. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не является администратором права взыскания налога по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой и накопительной части пенсии. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, то есть уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика, и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока исковой давности, предусмотренные Налоговым кодексом РФ для взыскания задолженности. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Решением Вельского районного суда от ххххх года требование № ххххх об уплате налогов, сборов, пени, штрафа по состоянию на ххххх года, выданное МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу признано не законным и не влекущим правовых последствий. В силу ст. 192 и ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ наступила исковая давность взыскания. С истечение срока исковой давности истекает срок исковой давности и по дополнительным требованиям. В настоящее время статус индивидуального предпринимателя им утрачен. Считает справку № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года незаконной. В судебном заседании Б. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что по всем видам налогов наступил срок исковой давности. Расчет пеней, указанных в справке, произведен не верно. Задолженности перед Пенсионным фондом РФ он не имеет. Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу К. заявленные требования не признала, указав, что возможность подтвердить факт того, что требования об уплате налогов за период с ххххх года по ххххх год направлялись в адрес заявителя, отсутствует в связи с истечением срока хранения документов. Однако, обязанность по уплате налогов не может быть отменена. В принудительном порядке за взысканием задолженности по налогам к Б. инспекция не обращалась. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. В соответствии с п. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Статьей 137 Налогового кодекса РФ определено, что каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. В судебном заседании установлено, что ххххх года Межрайонной ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в адрес Б. направлена справка № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года. Как следует из справки № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года за Б. числится следующая задолженность: пени по налогу на доходы физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей в сумме ххххх руб. ххххх коп.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования РФ (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме ххххх руб. ххххх коп.; пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме ххххх руб. ххххх коп.; недоимка по Единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп.; пени по Единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (Н/А) в сумме ххххх руб. ххххх коп. Задолженность Б. по налоговым обязательствам образовалась за период ххххх г.г. Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Кодекса. В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решением Вельского районного суда Архангельской области от ххххх года заявленные требования Б. об оспаривании требования об уплате налога, сбора, пени и штрафа удовлетворены. Требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу № ххххх об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на ххххх года в отношении Б. признано незаконным и не влекущим правовых последствий. Согласно ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В судебном заседании установлено, что Б. в период с ххххх года по ххххх года был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Межрайонной ИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу пропущен установленный законом срок взыскания с Б. недоимки по налогам, поскольку налоговая инспекция своевременно не приняла к налогоплательщику мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога. Б. обратился в суд с требованием о признании справки № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года незаконной и не влекущей правовых последствий, а также признании утраты права взыскания налогов, сборов, взносов по указанной справке. Пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность налоговых органов представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Вышеназванная справка составлена по форме № 39-1. Эта форма утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2005 № САЭ-3-01/138@ «Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению». Согласно Методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам, взносам) и задолженности по пени и штрафам показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей. Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов. Приказ Федеральной налоговой службы от 23 мая 2005 года № ММЗ-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривает информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке. При таких обстоятельствах с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения объективной информации о состоянии расчетов в справке должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу возможности ее взыскания. МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не представила доказательств правомерности отражения в справке № ххххх вышеназванных сумм недоимки и начисленных пени. Справка должна содержать сведения о действительной задолженности налогоплательщика по сумме недоимки и пеням. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом. В споре о достоверности сведений, указанных в справке № 1318, МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу должна доказать, что заявитель имеет действительную задолженность по вышеназванным налогам, что пени начислены на эту задолженность, подтвердить задолженность документами, представить расчеты пеней, подтвердить основания для наложения санкций. Однако МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не представила доказательств наличия у заявителя недоимки, на которую начислены пени, указанные в справке № ххххх, а также принятия мер по взысканию недоимки, в связи с отсутствием соответствующих документов. Согласно п.п. 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Следовательно, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика (помимо обязанности по уплате налога), и в случае принудительного взыскания пеней подлежат применению общие правила исчисления срока давности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации для взыскания задолженности. Пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного. Пени, являясь способом исполнения обязанности по уплате налогов, подлежат взысканию в том же порядке и в те же сроки, что и задолженность, на которую они начислены и, соответственно, если налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания налога, на которую начислены пени, то, соответственно, пени с этого момента не подлежат начислению. Пени не могут выступать в качестве способа обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, в случае нарушения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, поскольку начисление и взыскание их будут противоречить Налоговому кодексу Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу о пропуске налоговым органом срока принудительного взыскания указанных налогов и считает небоснованным начисление пени на сумму соответствующих налогов. Подпунктом 4 п. 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ установлено, что безнадежными к взысканию признаются недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, взыскание которых оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам. Согласно п. 3 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, утвержденного приказом ФНС РФ N ЯК-7-8/393@ от 19 августа 2010 года (зарегистрированного в Минюсте РФ 23 сентября 2010 года за № 18528) решение о признании задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка. Таким образом, закон установил судебный порядок принятия акта об истечении срока взыскания недоимки или об отказе в восстановлении пропущенного срока взыскания в целях признания их безнадежными к взысканию. В связи с тем, что МИФНС России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не доказала действительную обязанность заявителя по уплате налогов, взносов, о наличии недоимки, не подтвердила законность начисления пеней, она не имела оснований для отражения этих сумм в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года № ххххх. Оспариваемые действия как противоречащие Налоговому кодексу Российской Федерации суд признает незаконными, они нарушают права заявителя. Оспариваемые действия являются незаконными и потому, что справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года № ххххх не содержит указания на то, имеет ли налоговый орган право на взыскание недоимки и пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. В соответствии с ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, в срок установленный законодательством о налогах и сборах. В силу ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Согласно ч. 6 ст. 45 Налогового кодекса РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом. В установленном Налоговым кодексом РФ порядке, налоговый орган за принудительным взысканием задолженности по уплате налогов в установленный срок не обратился, доказательств уважительности пропуска такого срока не представил. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что налоговый орган утратил право на взыскание с заявителя указанных в справке сумм. Сведения, содержащиеся в выданной Б. справке, реальной обязанности налогоплательщика по уплате налога не соответствуют. Возможность взыскания указанных в справке сумм задолженности утрачена и недостоверная информация нарушает права Б., поэтому заявленные Б. требования подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, в пользу заявителя с заинтересованного лица подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в суд. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд решил: заявление Б. удовлетворить. Признать справку № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года, выданную Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на имя Б. незаконной и не влекущей правовых последствий. Признать утрату права на взыскание с Б. задолженности по налоговым платежам, содержащихся в справке № ххххх о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на ххххх года, выданной Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на имя Б. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Б. в счет возврата уплаченной государственной пошлины 200 руб. 00 коп. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Н.В. Сидорак