О признании действий администрации муниципального образования по определению помещений для голосования, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, незаконными



Дело № 2-1039/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Вельск 27 октября 2011 года

Вельский районный суд Архангельской области

в составе председательствующего Сидорак Н.В.,

с участием помощника прокурора Вельского района Русиновой К.О.,

при секpетаpе Брагиной С.А.,

pассмотpев в отрытом судебном заседании в городе Вельске 27 октября 2011 года гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании действий администрации муниципального образования по определению помещений для голосования, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, незаконными,

установил:

прокурор Вельского района обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании действий администрации муниципального образования по защите избирательных прав незаконными.

В обоснование заявленных требований указано, что администрация муниципального образования (далее – администрация МО «) определила помещения, не отвечающие требованиям пожарной безопасности, для формирования избирательных участков. Данное обстоятельство способствует снижению гарантий безопасности и объективности выборов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, прямо нарушает избирательные права граждан на свободные, объективные и честные выборы, на беспрепятственный доступ к документированной информации о себе, конфиденциальность данной информации. Прокурор Вельского района просил признать действия администрации МО по защите избирательных прав граждан, касающихся предоставления помещений для 31 избирательного участка, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, незаконными и обязать администрацию обеспечить охрану и условия безопасной эксплуатации помещений для 31 избирательного участка, путем предоставления территориальной комиссии помещений, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности.

В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Р. заявленные требования уточнила и просила в порядке ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признать действия администрации МО, касающиеся определения помещений для голосования 31 избирательного участка, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, незаконными и обязать администрацию обеспечить охрану и условия безопасной эксплуатации помещений 31 избирательного участка путем предоставления территориальной избирательной комиссии помещений, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель администрации МО Р. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что в соответствии с планом мероприятий по подготовке и проведению выборов в срок до ххххх года будет проведено обследование помещений участковых избирательных комиссий на предмет соответствия пожарной, антитеррористической и санитарной безопасности. Администрации МО необходимо обеспечить предоставление помещений для приема и обработки информации. Главам поселений муниципального района необходимо обеспечить участковые избирательные комиссии помещениями для исполнения их полномочий. В настоящее время принято решение по переносу участков в здания, оборудованные пожарной сигнализацией. Постановлением главы МО от ххххх года № ххххх внесены изменения в постановление № ххххх от ххххх года в части определения помещений для выборов. В МО и МО ведутся работы по оборудованию зданий администраций системой пожарной сигнализации и системой оповещения. Администрацией МО принимаются все необходимые меры для определения помещений для голосования, отвечающих требованиям пожарной безопасности.

Председатель территориальной избирательной комиссии Г. с заявленными требованиями не согласился и пояснил, что основные требования, касающиеся порядка предоставления и условий оборудования помещений, в которых участковыми комиссиями организуется и проводится голосование, определены статьей 61 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Глава муниципального образования обязан безвозмездно предоставить в распоряжение участковых комиссий помещения для голосования.

Отдел по надзору деятельности Главного Управления МЧС России по ххххх области в судебное заседание своего представителя не направил. Согласно представленному отзыву начальник отдела О. просил рассмотреть дело без его участия, требования прокурора считает законными и обоснованными. Необходимость установки автоматической установки пожарной сигнализации на избирательных участках, расположенных в общественных и административных зданиях, обусловлена требованиями пункта 9 таблицы 1 НПБ 110-03.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон) для проведения голосования и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки.

Из пункта 21 ст. 2 указанного Закона следует, что избирательной комиссией является коллегиальный орган, формируемый в порядке и сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона избирательные участки образуются по согласованию с комиссиями главой местной администрации муниципального района.

Аналогичные положения закреплены в п. 2 ст. 13 Закона Архангельской области от 08 ноября 2006 года № 268-13-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области».

Пункт 1 статьи 61 Закона предусматривает, что помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, - командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Пунктом 3 Приказа МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ01-03)» установлено, что наряду с настоящими правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Из пункта 16 Правил следует, что в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек, должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.

Приказом МЧС Российской Федерации от 18 июня 2003 года № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03) в таблице № 1 в пункте 9 к таким зданиям отнесены здания общественного и административно-бытового назначения.

Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 04 декабря 2011 года.

На основании постановления территориальной избирательной комиссии от ххххх года № ххххх назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов МО третьего созыва на ххххх года.

В соответствии с распоряжением главы МО от ххххх года № ххххх «О содействии территориальной и участковым избирательным комиссиям в организации подготовки и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, досрочных выборов депутатов Совета депутатов МО третьего созыва ххххх года» главам поселений муниципального района, на территории которых будут проходить выборы, указано на обеспечение пожарной безопасности помещений избирательных участков.

Постановлением главы МО от ххххх года № ххххх утверждены 65 избирательных участков на территории района, задействованных на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, назначенных на ххххх года.

В ходе проведенной проверки было установлено, что на 31 из 65 избирательных участков отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения людей о пожаре. Пожарные сигнализации и системы оповещения людей о пожаре отсутствуют на избирательных участках в муниципальном образовании - хххххх

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией начальника отдела надзорной деятельности ххххх района Главного Управления МЧС России по ххххх области от ххххх года и начальника ОМВД России ххххх от ххххх года.

Пунктом 9 ст. 2 Закона определено, что выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

При негативном стечении обстоятельств в ходе выборов в связи с отсутствием автоматических установок пожарных сигнализаций и системы оповещения людей о пожаре может создаваться угроза жизни и здоровью граждан, может быть уничтожено имущество и документация.

Администрацией МО не оспаривается факт отсутствия автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре на 31 избирательном участке, определенных постановлением администрации от ххххх года № ххххх.

ххххх года проведено заседание рабочей группы по содействию территориальной и участковым избирательным комиссиям в организации подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в повестку которого входила, в том числе, информация об устранении выявленных нарушений правил пожарной безопасности на избирательных участках. Рабочей группой было принято решение отделу по организационной работе и обращениям граждан провести работу по переносу избирательных участков в здания, оборудованные пожарной сигнализацией (в школы и дошкольные образовательные учреждения); в связи с отсутствием в ряде малонаселенных пунктов иных мест для организации избирательного участка и недостаточности средств на установку пожарной сигнализации, отделу по организационной работе и обращениям граждан подготовить письмо в ГУ МЧС России по ххххх области о рассмотрении возможности введения ограничения на таких избирательных участках одновременного пребывания избирателей до 10 человек в помещениях, не оборудованных автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения людей при пожаре, а также установки на период выборов автономных дымовых пожарных извещателей.

Постановлением главы МО от ххххх года № ххххх на основании представления прокуратуры района № ххххх от ххххх года в целях устранения нарушений пожарной безопасности внесены изменения в постановление главы МО № ххххх от ххххх года «Об образовании на территории МО избирательных участков на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ххххх года». Помещения для голосования в ххххх избирательном участке № ххххх, ххххх избирательном участке № ххххх, ххххх избирательном участке № ххххх, ххххх избирательном участке № ххххх, избирательном участке № ххххх, избирательном участке № ххххх, избирательном участке № ххххх, избирательном участке № ххххх перенесены в другие здания.

ххххх года администрацией МО направлено письмо в адрес начальника Главного управления МЧС России по ххххх области с просьбой рассмотреть вопрос о возможности ограничения на избирательных участках ряда малонаселенных пунктов одновременного пребывания избирателей до 10 человек в помещениях, не оборудованных автоматическими установками пожарной сигнализации и системами оповещения людей при пожаре, а также установки на период выборов автономных дымовых пожарных извещателей.

На день рассмотрения дела в суде ответ на запрос не получен.

Из сообщения администрации МО от ххххх года следует, что в настоящее время администрацией составлена смета, работы по оборудованию здания администрации системой пожарной сигнализации и системы оповещения будут выполнены в срок до ххххх года.

Согласно сообщению администрации МО от ххххх года в настоящее время заключен договор с частным предпринимателем Ф. на установку системы пожарной безопасности в доме культуры по адресу: ххххх. Работы будут произведены до ххххх года.

В судебное заседание администрацией МО не представлено доказательств переноса 28 помещений для голосования в иные здания, также как и не представлено доказательств, подтверждающих оборудование ранее установленных помещений для голосования пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о незаконности действий администрации МО по предоставлению помещений для 23 избирательных участков, не отвечающих требованиям пожарной безопасности.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что действиями администрации МО, определившей помещения для голосования на 23 избирательных участках, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, нарушаются права на безопасность жизни и здоровья граждан, а также на сохранность принадлежащего имущества неопределенного круга лиц, документации.

Доказательств, подтверждающих законность данных действий, суду не представлено.

Доводы представителя администрации МО о том, что помещения для голосования определяются сельскими поселениями, а не главой МО «Вельский муниципальный район» суд считает несостоятельными, поскольку избирательные участки на территории МО с указанием конкретных помещений для голосования образованы главой администрации МО на основании постановления от ххххх года № ххххх.

Администрация МО отвечает за надлежащее формирование избирательных участков, определение помещений для голосования, отвечающих установленным требованиям, в том числе, и требованиям пожарной безопасности.

В связи с тем, что на момент рассмотрения дела помещения для голосования в ххххх перенесены в другие здания, требования прокурора подлежат удовлетворению в части признания незаконными действий администрации МО по определению помещений для голосования 23 избирательных участков: ххххх.

Ссылка помощника прокурора о том, что постановление главы администрации МО, которым внесены изменения в постановление главы МО «Вельский муниципальный район» № ххххх от ххххх года «Об образовании на территории МО избирательных участков на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва ххххх года», не вступило в законную силу, поскольку не опубликовано в средствах массовой информации, не может быть принята во внимание.

Фактически администрацией МО приняты меры для переноса помещений для голосования в отдельных избирательных участках в другие здания. Данные действия предприняты в целях исполнения представления прокурора Вельского района для устранения нарушений требований правил пожарной безопасности до проведения выборов.

Таким образом, требования прокурора, действующего в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования по определению помещений для голосования на 23 избирательных участков, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с заинтересованного лица – администрации МО, являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

заявление прокурора Вельского района в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании незаконными действий администрации муниципального образования по определению помещений для голосования 31 избирательного участка удовлетворить частично.

Признать действия администрации муниципального образования по определению помещений для голосования 23 избирательных участков: ххххх, не отвечающих требованиям пожарной безопасности, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования обеспечить охрану и условия безопасной эксплуатации помещений 23 избирательных участков путем предоставления территориальной избирательной комиссии помещений, отвечающих установленным требованиям пожарной безопасности в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий Н.В. Сидорак