Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Стрюковой Е.С., при секретаре Горбуновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Вельске гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по организации содержания территории в соответствии с требованиями санитарных норм, у с т а н о в и л : прокурор Вельского района обратился в суд с требованиями признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по организации содержания территории вблизи домов № и № по <адрес> <адрес> <адрес> Архангельской области незаконным и обязать принять меры к соблюдению санитарных норм и правил, а также к ликвидации несанкционированной свалки в течение 01 месяца с момента вступления в силу решения Вельского районного суда Архангельской области. В обоснование требований указано, что после публикации в газете статьи «Опасные трущобы» прокуратурой была проведена проверка санитарного состояния территории возле домов № и №, расположенных по <адрес> <адрес> Архангельской области. Выявлено наличие невывезенных бытовых отходов и отсутствие возле домов емкостей для сбора мусора. Бездействие администрации МО «<данные изъяты>» по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании прокурор Канаев А.Е. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что территория, на которой находится мусор, является придомовой, но администрация МО «<данные изъяты>» должна была организовать вывоз мусора в силу указанных в законе полномочий. Представитель заинтересованного лица администрации МО «<данные изъяты>» Панюшева О.В. в судебном заседании заявленные требования не признала. Пояснила, что бездействия со стороны администрации МО «<данные изъяты>» нет. <адрес> № по <адрес> <адрес> переданы в муниципальную собственность. Но они находятся также в составе добровольного объединения собственников жилых и нежилых помещений – ТСЖ «<данные изъяты>». В соответствии с Уставом ТСЖ должно предоставлять коммунальные услуги, а его члены – соблюдать технические, противопожарные и санитарные правила содержания жилых домов и придомовой территории. На основании СанПиН 42-128-4690-88, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, обязанность по уборке территории и систематическим наблюдением за санитарным состоянием обслуживаемой территории лежит на ТСЖ «<данные изъяты>». Кроме того, ранее имелась возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований при обращении с бытовыми отходами и мусором, теперь норма исключена из областного закона. В настоящее время средства воздействия отсутствуют. Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, суд пришел к следующему. Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации устанавливают, что каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом «Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Вельское», «Солгинское», «Усть-Вельское» Архангельской области» жилые <адрес> № (за исключением квартиры № 1) по ул. <адрес> <адрес> Архангельской области переданы из собственности муниципального образования «Вельский муниципальный район» в собственность муниципального образования «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ общим собранием собственников жилых помещений был утвержден Устав товарищества собственников жилья «<данные изъяты>». ТСЖ зарегистрировано в Межрайонной ИФНС России № по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Согласно Уставу ТСЖ «<данные изъяты>», в товарищество собственников жилья входят собственники жилья в домах №№ и № по <адрес> <адрес>. Одной из целей создания ТСЖ является обеспечение коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений и арендаторов жилых и нежилых помещений, заключение договоров с гражданами и юридическими лицами в соответствии с целями своей деятельности (п. 2.1 Устава). Для достижения своих целей Товарищество может осуществлять предоставление жилищных и коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ в районной газете «Вельские Вести» № опубликована статья «Опасные трущобы», содержащая сведения о нарушении санитарного законодательства, а именно наличии кучи мусора между домами № и № по <адрес> <адрес>. <адрес> совместно с территориальным отделом управления Роспотребнадзора в <адрес> организована и проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства об утилизации отходов производства и потребления по фактам, изложенным в газетной публикации. Из справки главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в <адрес> ФИО7. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в жилых домах № и № по <адрес> <адрес> проживает примерно 11 семей. Около домов отсутствуют оборудованные емкости для сбора, хранения твердых и жидких бытовых отходов (контейнеры, помойные ямы, мусоросборники). Около домов имеется проход к хозяйственным сараям (постройкам), на придомовой территории имеются участки, загрязненные бытовыми отходами, мусором. На границе бывшей производственной территории с южной стороны от жилых домов организована несанкционированная свалка бытовых отходов, мусора, древесных отходов. Тем самым допущено нарушение ч. 2 статьи 21 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.2, 1.9, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В подтверждение факта наличия несанкционированной свалки прокурором представлены фотоснимки. Положениями ч. 2 статьи 21 Федерального закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 г. №4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). П. 1.9. СанПиН 42-128-4690-88 определяет, что санитарную очистку отдельных объектов, а также жилой территории различных ведомств необходимо проводить при наличии в них специального автотранспорта под контролем и методическим руководством организаций по удалению отходов системы коммунального хозяйства, по графикам, принятым для данного населенного пункта. Согласно п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Прокурором Вельского района в рамках проверки сделан запрос, в ответ на который ДД.ММ.ГГГГ глава МО «<данные изъяты>» сообщил, что управляющей организацией жилых домов № и № по <адрес> является ТСЖ «<данные изъяты>», услуги по вывозу твердых бытовых отходов не предоставляются, начисление не производится, заявки от населения по вывозу мусора не поступало, на территории около данных домов образовалась несанкционированная свалка, так как ранее жители данного района отказались от услуг по вывозу мусора, и контейнеры были убраны, администрацией МО «<данные изъяты>» направлена заявка в ТСЖ «<данные изъяты>» на заключение договоров по вывозу твердых бытовых отходов. ДД.ММ.ГГГГ администрация МО «ФИО6» предложила ООО «<данные изъяты>» заключить договоры по вывозу бытовых отходов с жителями домов по <адрес> и сообщить о результатах до ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании представитель администрации МО «<данные изъяты>» Панюшева О.В. пояснила, что ежемесячно проводятся собрания с участием руководителей организаций, на которых обсуждается весь перечень вопросов, входящих в полномочия органов местного самоуправления. Вопрос организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора также неоднократно обсуждался. Исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что на придомовой территории жилых домов № и № по <адрес> находится несанкционированная свалка. Факт ее наличия именно на придомовой территории не отрицается никем из участников судебного заседания. Прокурор считает, что она возникла вследствие бездействия со стороны администрации МО «<данные изъяты>». Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления. В силу статьи 14 пп. 1 п. 18 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичные положения закреплены в пп.18 п. 1 статьи 14 Устава муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от 15 ноября 2005г. №25. В соответствии с положениями п.п. 1.3 Устава муниципального образования «<данные изъяты>», администрация <данные изъяты> городского поселения является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления <данные изъяты> городского поселения. В пределах своей компетенции организует и обеспечивает решение вопросов местного значения Вельского городского поселения. На территории муниципального образования действуют Правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования «<данные изъяты>», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила благоустройства). В соответствии с данными Правилами благоустройство территории муниципального образования «<данные изъяты>» обеспечивается деятельностью администрации муниципального образования «<данные изъяты>», осуществляющей организационную и контролирующую функцию, организаций, выполняющих работы по санитарной очистке и уборке территории, благоустройству города, а также собственниками объектов недвижимости, расположенными на территории МО «<данные изъяты>». Пункт 3.2. Правил благоустройства устанавливает, что содержание придомовой территории включает в себя, в том числе, содержание всей дворовой территории, контейнерных площадок. Организации, обслуживающие жилищный фонд, и домовладельцы обязаны содержать территорию в соответствии с действующими санитарными, природоохранными, экологическими, техническими нормами и правилами, а также правилами пожарной безопасности. Раздел 4 Правил благоустройства посвящен обращению с отходами. Согласно п. 4.1.3 Правил благоустройства организации, управляющие жилищным фондом, иные юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных жилых домов обязаны заключать договоры на вывоз и размещение твердых бытовых, жидких и производственных отходов со специализированными организациями, имеющими право на данный вид деятельности. В соответствии с п. 4.1.4 Правил благоустройства ответственность и контроль за сбором отходов в контейнеры и другие мусоросборники и уборкой площадок, на которых они размещены, возлагаются по многоквартирным домам на организации, управляющие и обслуживающие данный жилищный фонд, ЖСК, ЖК, ТСЖ и т.д.. В соответствии со ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов Таким образом, ответственным лицом за содержание территории, где находится несанкционированная свалка, является ТСЖ «<данные изъяты>». Именно оно должно было принять меры по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, организовать вывоз бытовых отходов. Администрация МО «<данные изъяты>» обращала внимание на необходимость заключения договоров на вывоз мусора. В Российской Федерации действует принцип свободы договора. Требовать принудительного заключения договора от ТСЖ «<данные изъяты>» на вывоз мусора либо самостоятельно обязать его ликвидировать свалку администрация МО «<данные изъяты>» не может. Ранее Закон Архангельской области от 03.06.2003 № 172-22-ОЗ «Об административных правонарушениях» предусматривал возможность привлечения к административной ответственности за нарушение требований при обращении с бытовыми и промышленными отходами, мусором, не повлекшее нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований (статья 6.9). Но данная статья была исключена Законом Архангельской области от 07.12.2009 № 107-8-ОЗ. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что незаконное бездействие по организации содержания территории вблизи домов № и № по <адрес> <адрес> Архангельской области со стороны администрации МО «<данные изъяты>» отсутствует. В связи с этим заявленные прокурором требования удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : прокурору Вельского района в удовлетворении требований признать бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» по организации содержания территории вблизи домов № и № по <адрес> <адрес> Архангельской области незаконным и обязать принять меры к соблюдению санитарных норм и правил, а также к ликвидации несанкционированной свалки в течение 01 месяца с момента вступления в силу решения Вельского районного суда Архангельской области отказать. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Вельский районный суд. Председательствующий Е.С. Стрюкова