05 декабря 2011 года г. Вельск Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., при секретаре Сусловой Н.В., с участием помощника прокурора Вельского района Богдановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 05 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: прокурор Вельского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанностей по устранению в срок до хх июля 2012 года нарушений требований пожарной безопасности в государственном учреждении, расположенном по адресу: г. Вельск, ул. Д., д. xxx, а именно: в здании жилого корпуса № x: осуществить покрытие стен в поэтажных коридорах и лестничных клетках материалами с установленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками; обеспечить покрытие пола в поэтажных коридорах материалами с установленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками; обеспечить на путях эвакуационных выходов в поэтажных коридорах уплотнения в притворах; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже; в кабинете инженера охраны труда обеспечить требуемый предел огнестойкости и дымо-, газонепроницаемость в перекрытиях в местах прохождения трубопровода и канализации, путем герметизации негорючими материалами; ограждение на кровле здания привести в исправное состояние; в здании корпуса № x: осуществить покрытие стен в поэтажных коридорах и лестничных клетках материалами с установленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками; обеспечить покрытие пола в поэтажных коридорах и холлах материалами с установленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в электрощитовой материалов на 1 этаже; обеспечить на 2 этаже на лестничной клетке уплотнения в притворах; обеспечить покрытие потолка на втором этаже перед лестничной клеткой материалами с установленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Вельского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан, в результате которой были выявлены нарушения в ГУ «Вельский психоневрологический интернат», которые могут привести к возникновению пожара и гибели обеспечиваемых, работников учреждения, посетителей учреждения, то есть неопределенного круга лиц. Поскольку Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Архангельской области является учредителем ГУ «Вельский психоневрологический интернат», объекты, требующие устранения выявленных нарушений находятся в оперативном управлении учреждения, и на устранение которых требуется вложение значительных бюджетных средств, то прокурор Вельского района просит возложить обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности на ГУ «Вельский психоневрологический интернат» и Министерство здравоохранения и социальной защиты населения Архангельской области. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Богданова А.А. в связи с частичным устранением ответчиками нарушений требований пожарной безопасности, а также наличием вступившего в законную силу решения Вельского районного суда Архангельской области от хх апреля 2009 года, уточнила исковые требования, а именно: просила суд обязать ответчиков в срок до хх июля 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», расположенном по адресу: г. Вельск, ул. Д., д. xxx, а именно: в здании корпуса № x: обеспечить на путях эвакуационных выходов в поэтажных коридорах уплотнения в притворах; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже; ограждение на кровле здания привести в исправное состояние; в здании корпуса № x: обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в электрощитовой материалов на 1 этаже; обеспечить на 2 этаже на лестничной клетке уплотнения в притворах. Представитель ответчика Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат» Шелестенко С.В. в судебном заседании признала уточненные прокурором Вельского района исковые требования, пояснив, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности, не требующие вложения значительных денежных средств, частично учреждением устранены. Согласно смете учреждению для устранения нарушений требований пожарной безопасности требуется хххх,х тыс. руб. В настоящее время проводится капитальный ремонт корпуса № x учреждения, на что из областного бюджета выделено хххх,х тыс. руб., оставшиеся мероприятия также будут выполняться по мере поступления денежных средств от учредителя. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, согласно отзыву просили рассмотреть дело без их участия, указав, что частично нарушения требований пожарной безопасности устранены, в настоящее время проводятся ремонтные работы в корпусе № x учреждения, выделено хххх,х тыс. руб. По долгосрочной целевой программе «Пожарная безопасность Архангельской области на 2011-2013 годы» на 2012 и 2013 годы в ГУ «Вельский психоневрологический интернат» запланирован ремонт системы вентиляции. Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности Вельского района Архангельской области УНД ГУ МЧС России по Архангельской области Некрасов Е.Ю. уточненные прокурором Вельского района исковые требования поддержал, указав, что нарушения требований пожарной безопасности учреждением частично устранены. При этом нарушения требований пожарной безопасности в ГУ «Вельский психоневрологический интернат» имеют место на протяжении длительного времени, в адрес руководителя учреждения, систематически, начиная с 2009 года, вносятся предписания, должностные лица, а также само юридическое лицо неоднократно привлекались к административной ответственности. Несмотря на принимаемые ГУ «Вельский психоневрологический интернат» меры, нарушения в настоящее время все равно имеются, и в полном объеме не устранены. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статьёй 1 Федерального закона от хх декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закона) установлено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 2 Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. В соответствии со ст. 37 Закона организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно Закону, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от хх июня 2003 года № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированные в Минюсте РФ хх июня 2003 года № 4838 (далее Правила). В силу п. 3 Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В судебном заседании установлено, и это подтверждается письменными материалами дела, что Государственной стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат» находится по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Д., д. xxx, и располагается в нескольких корпусах. Данное учреждение создано на основании постановления Областного Совета народных депутатов от хх сентября 1969 года № 880 как интернат для престарелых и инвалидов и перепрофилировано в психоневрологический интернат на основании приказа управления социальной защиты населения администрации Архангельской области от хх февраля 1994 года № 9. Согласно Уставу учредителем ГУ «Вельский психоневрологический интернат» является Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области. Из Устава (пп. 1.8, 5.1, 5.3) следует, что имущество у ГУ «Вельский психоневрологический интернат» находится на праве оперативного управления, которым учреждение владеет, пользуется и распоряжается в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Имущество учреждения является государственной собственностью Архангельской области. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой. Расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной системой. В судебном заседании установлено, что здания корпусов Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», в том числе и строения №№ x и x, расположенные по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. Д., д. xxx, находятся у учреждения также в оперативном управлении. Согласно ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно Уставу Архангельской области владение, пользование и распоряжение имуществом Архангельской области осуществляет Правительство Архангельской области и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что собственник имущества учреждения – учредитель Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в силу закона несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а поэтому наряду с Государственным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат» также несет ответственность и за соблюдение мер пожарной безопасности на объектах учреждения. В судебном заседании установлено, что в период с 20 по хх октября 2011 года прокуратурой Вельского района совместно с ОНД Вельского района Архангельской области УНД ГУ МЧС России по Архангельской области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ГУ «Вельский психоневрологический интернат», в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях корпусов № x и № x, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. 1 Д., д. xxx, выразившиеся в следующем. Так установлено, что в здании жилого корпуса № x: покрытие стен в поэтажных коридорах и лестничных клетках выполнены материалами с неустановленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками, что является нарушением п. 3, п. 53 ППБ 01-03, п. 1.3, п. 4.3 СНиП 21-01-97**; покрытие пола в поэтажных коридорах выполнены материалами с неустановленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками, что является нарушением п. 3, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97**; на путях эвакуационных выходов в поэтажных коридорах не обеспечены уплотнения в притворах, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97**; не подтвержден документально предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже, что является нарушением п. 2.08.02-89*, п. 1.3, п. 4.3 СНиП 21-01-97**; в кабинете инженера охраны труда не обеспечен требуемый предел огнестойкости и дымо-, газонепроницаемость в перекрытиях в местах прохождения трубопровода и канализации, путем герметизации негорючими материалами, что является нарушением п. 37 ППБ 01-03; ограждение на кровле здания находится в неисправном состоянии, что является нарушением п. 41 ППБ 01-03; в здании корпуса № x: стены в поэтажных коридорах и лестничных клетках выполнены материалами с неустановленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками, что является нарушением п. 3, п. 53 ППБ 01-03, п. 1.3, п. 4.3 СНиП 21-01-97**; покрытие пола в поэтажных коридорах и холлах выполнено материалами с неустановленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками, что является нарушением п. 3, п. 51 ППБ 01-03, п. 6.25 СНиП 21-01-97**; не подтвержден документально предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п. 1.3, п. 4.3 СНиП 21-01-97**; не подтвержден документально предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в электрощитовой материалов на 1 этаже, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*, п. 1.3, п. 4.3 СНиП 21-01-97**; на 2 этаже на лестничной клетке на дверях нет уплотнений в притворах, что является нарушением п. 3 ППБ 01-03, п. 6.18 СНиП 21-01-97**; покрытие потолка на втором этаже перед лестничной клеткой выполнено материалами с неустановленными действующим законодательством пожарно-техническими характеристиками, что является нарушением п. 3, п. 53 ППБ 01-03, п. 1.3, п. 4.3 СНиП 21-01-97**. В судебном заседании установлено и это подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, представленной суду старшим инспектором ОНД Вельского района Архангельской области Некрасовым Е.Ю. информации по состоянию на хх ноября 2011 года, а также письменными материалами дела, что ГУ «Вельский психоневрологический интернат» в настоящее время выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены частично, а именно в кабинете инженера охраны труда обеспечен требуемый предел огнестойкости и дымо-, газонепроницаемость в перекрытиях в местах прохождения трубопровода и канализации, путем герметизации негорючими материалами; демонтированы обои с потолка на втором этаже перед лестничной клеткой с неподтвержденной документально пожарно-технической характеристикой. Решением Вельского районного суда Архангельской области хх апреля 2009 года, вступившим в законную силу хх мая 2009 года, по гражданскому делу № 2-215/2009 по иску прокурора Вельского района к государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», Администрации Архангельской области в лице Департамента социальной защиты населения Архангельской области о возложении обязанности устранения нарушений требований пожарной безопасности, исковые требования прокурора Вельского района были удовлетворены, в частности государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат» обязано произвести в жилом корпусе № x следующие работы: окрасить стены коридоров, лестничных клеток не горючими материалами; убрать линолеум с неподтвержденной пожарной опасностью с пола в коридорах здания на путях эвакуации; в корпусе № x – окрасить стены коридоров, лестничных клеток не горючими материалами; убрать линолеум с неподтвержденной пожарной опасностью с пола в коридорах здания на путях эвакуации. В соответствии со ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем, судом установлено, что на момент судебного заседания выявленные нарушения требований пожарной безопасности до настоящего времени в полном объеме не устранены, что связано с необходимостью значительных финансовых вложений со стороны учредителя, данные факты ответчиками не оспариваются. При этом прокурором Вельского района обоснованно уточнены исковые требования в части возложения обязанности по устранению выявленных нарушений требований пожарной безопасности с учетом их частичного устранения и вступившего в законную силу решения суда, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено. Также судом принимается во внимание и то, что в отношении ГУ «Вельский психоневрологический интернат» неоднократно проводились проверки по соблюдению требований пожарной безопасности, по результатам которых в адрес руководителя вносились предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, должностные лица и само юридическое лицо привлекались к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5, ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, ГУ «Вельский психоневрологический интернат» и Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, являясь ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, надлежащим образом возложенные на них обязанности не выполнили, в нарушение закона не обеспечили соблюдение требований закона по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара и гибели людей. Факт ненадлежащего исполнения ответчиками требований законодательства в части обеспечения пожарной безопасности на принадлежащих им объектах, нашел подтверждение в судебном заседании. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Учитывая изложенное и признание иска представителями ответчика ГУ «Вельский психоневрологический интернат», а также то, что в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратному в судебное заседание ответчиками представлено не было, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора Вельского района подлежат удовлетворению. В соответствии со статьями 88, 94, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ГУ «Вельский психоневрологический интернат» также подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная пошлина в размере ххх рублей 00 копеек, поскольку исковое заявление прокурором Вельского района подано в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины прокурор при подаче иска в суд был освобожден. В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области взысканию не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: исковое заявление прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Государственному стационарному учреждению социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности - удовлетворить. Возложить на Государственное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат» и Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области обязанность в срок до хх июля 2012 года устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в Государственном стационарном учреждении социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат», расположенном по адресу: Архангельская область, город Вельск, улица Д., дом № xxx, а именно: - в здании корпуса № x: обеспечить на путях эвакуационных выходов в поэтажных коридорах уплотнения в притворах; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже; привести в исправное состояние ограждение на кровле здания; - в здании корпуса № x: обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в кладовых горючих материалов на 1 этаже; обеспечить предел огнестойкости в 0,6 часа дверей установленных в электрощитовой материалов на 1 этаже; обеспечить на 2 этаже на лестничной клетке уплотнения в притворах. Взыскать с Государственного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения «Вельский психоневрологический интернат» в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере ххх рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Ю.А. Смоленская