01 декабря 2011 года г. Вельск Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., при секретаре Сусловой Н.В., с участием помощника прокурора Вельского района Канаева А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 01 декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Государственному комплексному учреждению Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л: прокурор Вельского района в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Государственному комплексному учреждению Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанностей по устранению в срок до 01 января 2012 года нарушений требований пожарной безопасности в государственном учреждении, расположенном по адресу: г. Вельск, ул. 1 Мая, д. xx, а именно: в здании лечебного корпуса № x (строение № x): покрыть стены и перекрытие в тамбуре у запасного выхода с 1 этажа здания (путь эвакуации) материалами, соответствующими п. 1.14 примечания 2 таблицы 1 СНиП 2.xx.02.89; дверь в лестничной клетке на 1 этаже здания (путь эвакуации) оборудовать устройством самозакрывания и уплотнением в притворе в соответствии с п. 6.18 СНиП 21.01-97; 1 и 2 этажи различных классов функциональной пожарной опасности в здании разделить между собой противопожарными преградами; в здании лечебного корпуса № x: устранить нарушения, связанные с окраской масляной краской стен в центральной лестничной клетке и на лестничных маршах в лестничной клетке между 1 и 2 этажами в левом крыле; организовать проверку качества огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли в чердачном помещении. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Вельского района проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в учреждениях с круглосуточным пребыванием граждан, в результате которой были выявлены нарушения в ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям», которые могут привести к возникновению пожара и гибели обеспечиваемых, работников учреждения, посетителей учреждения, то есть неопределенного круга лиц. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Канаев А.И. в связи с частичным устранением ответчиками нарушений требований пожарной безопасности уточнил исковые требования, а именно: просил суд обязать ответчиков в срок до хх сентября 2012 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям», расположенном по адресу: г. Вельск, ул. 1 Мая, д. xx, а именно: в здании лечебного корпуса № x (строение № ч): 1 и 2 этажи различных классов функциональной пожарной опасности в здании разделить между собой противопожарными преградами (перегородками из негорючих материалов с дверными проемами), разделяющие коридоры (основные пути эвакуации) на две части; обеспечить соединение (сообщение) помещений (палат) дверными проемами, для обеспечения более быстрой эвакуации. Представители ответчика ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» Горбунова Е.А. и Макарова О.С. в судебном заседании признали уточненные прокурором Вельского района исковые требования, пояснив, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности частично учреждением устранены, а именно: в здании корпуса № x: стены центральной лестничной клетки, лестничные марши в лестничной клетке между 1 и 2 этажами в левом крыле окрашены водно-дисперсионной краской, для окраски лестничных маршей произведен заказ краски соответствующей требованиям Федерального закона от хх июля 2008 года № 123; двери, установленные в лестничной клетке в левом крыле здания (путь эвакуации) оборудованы устройствами самозакрывания и уплотнения в притворах; проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций кровли в чердачном помещении; в здании корпуса № 2: дверь, установленная в лестничной клетке на 1 этаже задания (путь эвакуации) оборудована устройствами самозакрывания и уплотнения в притворах; заключен договор об оказании услуг в области аудита и пожарной безопасности; стены тамбура (запасной выход) выполнены гипсокартоном, окрашены негорючей краской. При этом устранение оставшегося нарушения требований пожарной безопасности требует вложения значительных денежных средств, поэтому оно будет устранено в срок до хх сентября 2012 года. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно отзыву просили рассмотреть дело без их участия, указав, что частично нарушения требований пожарной безопасности устранены. Требование о разделении между собой противопожарными преградами 1 и 2 этажей различных классов функциональной пожарной опасности в здании будет выполнено в соответствии с рекомендациями, выданными ООО «Пожтех-Гарант» в результате оценки противопожарных рисков учреждения. Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности Вельского района Архангельской области УНД ГУ МЧС России по Архангельской области Некрасов Е.Ю. уточненные прокурором Вельского района исковые требования поддержал, указав, что нарушения требований пожарной безопасности учреждением частично устранены. Учитывая, что учреждение в дальнейшем планирует использовать здание корпуса № 2 в тех же целях, то 1 и 2 этажи здания, относящиеся к различным классам функциональной пожарной опасности необходимо разделить между собой противопожарными преградами, что позволит снизить величину пожарного риска. Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Статьёй 1 Федерального закона от хх декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закона) установлено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Согласно ст. 2 Закона законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. В соответствии со ст. 37 Закона организации, их руководители, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Согласно Закону, приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от хх июня 2003 года № 313, утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), зарегистрированные в Минюсте РФ хх июня 2003 года № 4838 (далее Правила). В силу п. 3 Правил наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В судебном заседании установлено, и это подтверждается письменными материалами дела, что Государственное комплексное учреждение Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям» находится по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. 1 Мая, д. xx и располагается в нескольких корпусах (строениях). Данное учреждение создано распоряжением Правительства Архангельской области от хх июля 2010 года № 344-рп «О создании государственного комплексного учреждения Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям». Согласно Уставу учредителем ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» является Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области. Из Устава (пп. 1.8, 5.1, 5.3) следует, что имущество у ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» находится на праве оперативного управления, которым учреждение владеет, пользуется и распоряжается в пределах, установленных федеральными законами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Имущество учреждения является государственной собственностью Архангельской области. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств бюджета Архангельской области в соответствии с утвержденной в установленном порядке бюджетной сметой. Расходование бюджетных средств осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной системой. В судебном заседании установлено, что здания корпусов ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям», в том числе и строения №№ x и x, расположенные по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. 1 Мая, д. xx, находятся у учреждения также в оперативном управлении, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от хх октября 2011 года, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от хх ноября 2011 года. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. В соответствии со ст. 38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Согласно Уставу Архангельской области владение, пользование и распоряжение имуществом Архангельской области осуществляет Правительство Архангельской области и иные исполнительные органы государственной власти Архангельской области. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что собственник имущества учреждения – учредитель Архангельская область в лице Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области в силу закона несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а поэтому наряду с ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» также несет ответственность и за соблюдение мер пожарной безопасности на объектах учреждения. В судебном заседании установлено, что в период с 20 по хх октября 2011 года прокуратурой Вельского района совместно с ОНД Вельского района Архангельской области УНД ГУ МЧС России по Архангельской области проводилась проверка соблюдения требований пожарной безопасности ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям», в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях корпусов № x и № x, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Вельск, ул. 1 Мая, д. xx, выразившиеся в следующем. Так установлено, что здание лечебного корпуса № x на 45 коек (строение № 2) деревянное, 2-х этажное, на момент проверки используется: 1 этаж – для занятий детей дошкольного и школьного возраста с педагогами в дневное время, максимальное количество детей 6 человек, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1; 2 этаж – помещения администрации учреждения класс функциональной пожарной опасности Ф 4.3. При этом 1 и 2 этажи различных классов функциональной пожарной опасности в здании не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости или противопожарными преградами, что является нарушениями ст. 88 Федерального закона от 22июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пп. 5.1.3, 5.1.4 СП 4.13130.2009. Также в нарушение п. 3 ППБ 01-03, п. 1.14* примечание 2, таблицы 1 СНиП 2.08.02-89*, п. 6.18 СНиП 21-01-97** стены и перекрытие в тамбуре у запасного выхода с 1 этажа здания (путь эвакуации) не оштукатурены или покрыты огнезащитными красками или лаками, дверь установленная в лестничной клетке на 1 этаже здания (путь эвакуации) не оборудована устройством самозакрывания и уплотнением в притворе. При проверке лечебного корпуса № x на 100 мест (строение № 9) было установлено, что оно выполнено в кирпичном исполнении, 2-х этажное, на момент проверки используются 1 и 2 этажи для круглосуточного пребывания детей школьного возраста, максимальное количество детей в дневное время 40 детей, в ночное время 10 детей, класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1. В нарушение пп. 36, 53 ППБ 01-03 в здании стены в центральной лестничной клетке между 1 и 2 этажами (путь эвакуации), лестничные марши в лестничной клетке между 1 и 2 этажами в левом крыле здания (путь эвакуации) окрашены масляной краской, а также не проверено качество огнезащитной обработки сгораемых конструкций кровли в чердачном помещении не реже 2 раз в год. В судебном заседании установлено и это подтверждается объяснениями лиц, участвующих в деле, представленной суду старшим инспектором ОНД Вельского района Архангельской области Некрасовым Е.Ю. информации по состоянию на хх ноября 2011 года, а также письменными материалами дела, что ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» в настоящее время выявленные нарушения требований пожарной безопасности устранены частично, за исключением требований по разделению между собой 1 и 2 этажей здания корпуса № x, относящегося к различным классам функциональной пожарной опасности, ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости или противопожарными преградами. Из заключения экспертной организации ООО «xxx» № 25-12 от хх декабря 2011 года «О независимой оценке пожарного риска для здания» следует, что здание лечебного корпуса № x (строение № x) ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» не соответствует требованиям надлежащей защиты. В связи с чем, для увеличения времени блокирования эвакуационных путей и выходов, снижения величины пожарного риска необходимо проведение следующих мероприятий: монтирование противопожарных преград (перегородок из негорючих материалов с дверными проемами) на первом и втором этажах, разделяющих коридоры (основные пути эвакуации) на две части; соединение (сообщение) помещений (палат) дверными проемам, для обеспечения более быстрой эвакуации. Судом установлено, что на момент судебного заседания данные мероприятия ответчиками не выполнены, и что ими не оспаривается. Таким образом, ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» и Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области, являясь ответственными за соблюдение требований пожарной безопасности, надлежащим образом возложенные на них обязанности не выполнили, в нарушение закона не обеспечили соблюдение требований закона по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что может привести к возникновению пожара и гибели людей. Факт ненадлежащего исполнения ответчиками требований законодательства в части обеспечения пожарной безопасности на принадлежащих им объектах, нашел подтверждение в судебном заседании. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Учитывая изложенное и признание иска представителями ответчика ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям», а также то, что в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств обратному в судебное заседание ответчиками представлено не было, суд считает, что уточненные исковые требования прокурора Вельского района подлежат удовлетворению. В соответствии со статьями 88, 94, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика ГКУ АО «Вельский центр социальной помощи семье и детям» также подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная пошлина в размере ххх рублей 00 копеек, поскольку исковое заявление прокурором Вельского района подано в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины прокурор при подаче иска в суд был освобожден. В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина с Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области взысканию не подлежит. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л: исковое заявление прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к Государственному комплексному учреждению Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям», Министерству здравоохранения и социального развития Архангельской области о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности - удовлетворить. Возложить на Государственное комплексное учреждение Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям» и Министерство здравоохранения и социального развития Архангельской области обязанность в срок до хх сентября 2012 года устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в здании лечебного корпуса № x (строение № x), расположенного по адресу: г. Вельск, ул. 1 Мая, д. xx, путем выполнения следующих мероприятий: - 1 и 2 этажи различных классов функциональной пожарной опасности в здании разделить между собой противопожарными преградами (перегородками из негорючих материалов с дверными проемами), разделяющие коридоры (основные пути эвакуации) на две части; - обеспечить соединение (сообщение) помещений (палат) дверными проемами, для обеспечения более быстрой эвакуации. Взыскать с Государственного комплексного учреждения Архангельской области общего типа «Вельский центр социальной помощи семье и детям» в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственную пошлину в размере ххх рублей 00 копеек. Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий подпись Ю.А. Смоленская