13 декабря 2011 года г. Вельск Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Смоленской Ю.А., при секретаре Сусловой Н.В., с участием помощника прокурора Вельского района Серебренникова А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске хх декабря 2011 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «СОШ г. Вельска» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест, у с т а н о в и л: прокурор Вельского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ «СОШ» о возложении обязанности провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до хх апреля 2012 года, обосновывая свои требования тем, что при проверке МОУ «СОШ г. Вельска» было установлено, что в нарушение норм трудового законодательства, регулирующего охрану труда, а именно ст. 212 Трудового кодекса РФ и пункта 4 раздела 1 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России № 342н от хх апреля 2011 года, аттестация рабочих мест юридическим лицом не проведена, чем не обеспечено соответствие требованиям охраны труда условий труда на каждом рабочем месте. В судебном заседании помощник прокурора Вельского района Серебренников А.И. заявленные исковые требования уточнил, а и именно: просил обязать ответчика провести аттестацию рабочих мест по условиям труда в срок до хх апреля 2012 года в соответствии с действующим штатным расписанием. Представитель ответчика МБОУ «СОШ г. Вельска» Б. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями согласилась, указав, что аттестация рабочих мест не проведена в учреждении в связи с финансовыми затруднениями. При этом пояснила, что в настоящее время приказом МБОУ «СОШ № 1 г. Вельска» от хх ноября 2011 года № 860 создана аттестационная комиссия, у образовательного учреждения заключен договор с ООО «ТЭЧ-Сервис» по оказанию услуг по аттестации 65 рабочих мест по условиям труда, которая будет проведена в срок до хх декабря 2012 года, в связи с чем, просила суд при возложении на ответчика обязанности по проведению аттестации по условиям труда определить именно данный срок. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить исковые требования, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности. В соответствии с ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса Российской Федерации на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Таким образом, прокурор Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц вправе в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре», ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации обратиться в суд в защиту прав работников МБОУ «СОШ г. Вельска» на безопасные условия труда. В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под аттестацией рабочих мест по условиям труда понимается оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места, поскольку приоритетным является безопасность человека, достичь которую возможно лишь при условии создания безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Согласно ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. В силу ст. 22, ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществление технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья, материалов, соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Пунктом 2 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от хх апреля 2011 года № 342н (далее Порядка), введенного в действие с хх сентября 2011 года, установлено, что аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. Таким образом, целями проведения данной аттестации являются осуществление оздоровительных мероприятий, ознакомление работающих с условиями труда, подтверждение или отмена предоставления компенсаций и льгот работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда, оценка условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и другие. Согласно п. 1 Порядка его требования распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Пунктами 4 и 6 указанного Порядка предусмотрено, что аттестации подлежат все рабочие места работодателя. При этом обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя. В силу п. 9 Порядка для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации. В соответствии с п. 13 Порядка оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя: оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам; оценку травмоопасности рабочих мест; оценку обеспеченности работников СИЗ; комплексную оценку условий труда на рабочих местах. В судебном заседании установлено, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ г. Вельска» находящееся по адресу: Архангельская область, г. Вельск, является действующим юридическим лицом, что подтверждается Уставом, свидетельствами о государственной регистрации юридического лица и его постановке на учет в налоговом органе, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от хх ноября 2011 года № 641. Согласно выписке из ЕГРЮЛ и Уставу МБОУ «СОШ г. Вельска» основным видом деятельности учреждения является начальное общее образование, дополнительными: дошкольное образование, образование для взрослых и прочие виды образования, деятельность в области спорта и другие. В судебном заседании установлено, что директором МБОУ «СОШ г. Вельска» хх сентября 2011 года утверждено штатное расписание, которое до настоящего времени не изменялось. Из объяснений директора МБОУ «СОШ г. Вельска» П. от хх октября 2011 года, а также объяснений представителя ответчика Б., данных в судебном заседании следует, что аттестация рабочих мест по условиям труда в муниципальном бюджетном образовательном учреждении на день рассмотрения дела в суде не проведена, что нашло подтверждение в судебном заседании, в связи с чем, суд считает данный факт установленным. Таким образом, суд приходит к выводу, что МБОУ «СОШ г. Вельска» проявило бездействие, поскольку обязанность работодателя по проведению аттестации рабочих мест МБОУ «СОШ г. Вельска» не исполнена, тем самым ответчик не обеспечивает безопасные условия труда, нарушает требования Трудового кодекса Российской Федерации о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, что, безусловно, является нарушением конституционных и трудовых прав граждан, работающих в настоящее время либо собирающихся работать в будущем в МБОУ «СОШ г. Вельска». Вместе с тем в судебном заседании установлено, что с момента проведения проверки МБОУ «СОШ г. Вельска» были приняты меры для устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Так, приказом директора МБОУ «СОШ г. Вельска» от хх ноября 2011 года «О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда» во исполнение ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 9 Порядка создана аттестационная комиссия, которой поручено выполнить перечень мероприятий, необходимых для проведения аттестации, в том числе: составить график проведения аттестации рабочих мест, составить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации и т.д. В судебном заседании установлено, что согласно штатному расписанию, утвержденному перечню и количеству рабочих мест, в МБОУ «СОШ г. Вельска» подлежат аттестации 65 рабочих мест, в том числе: директор; заместитель директора по учебной работе; заместитель директора по учебно-воспитательной работе; заместитель директора по воспитательной работе; заместитель директора по АХР; заведующая библиотекой; главный бухгалтер; ведущий бухгалтер; заведующая столовой; воспитатель в ГПД; педагог – организатор ОБЖ, учитель ИЗО и черчения; педагог – организатор; социальный педагог; учитель – логопед; учитель биологии; учитель химии; учитель физики; учитель информатики; учитель истории и обществознания; учитель технологии (технический труд); учитель технологии (обслуживающий труд); учитель математики – 3 рабочих места; учитель географии; учитель русского языка и литературы – 3 рабочих места; учитель музыки; учитель начальных классов – 11 рабочих мест; учитель иностранного языка – 3 рабочих места; учитель физической культуры – 2 рабочих места; лаборант кабинета химии; документовед; повар – 3 рабочих места; подсобный рабочий кухни; рабочий по обслуживанию зданий и сооружений – 2 рабочих места; уборщик служебных помещений – 8 рабочих мест; старший сторож – 2 рабочих места; дворник; гардеробщик. Согласно договору № х-ххх/ххА от хх ноября 2011 года, заключенному между ответчиком и ООО «ТЭЧ – Сервис», последнее обязалось оказать услуги по аттестации 65 рабочих мест по условиям труда в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ г. Вельска» в срок до хх декабря 2012 года. МБОУ «СОШ г. Вельска» по существу не оспаривает как исковые требования прокурора Вельского района, так и то обстоятельство, что учреждением не проведена аттестация имеющихся рабочих мест в установленные п. 8 Порядка сроки, ответчиком в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы прокурора в данной части. При этом, судом учитывается, что аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, аттестация проводится по условиям труда и призвана способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Вельского района по возложению обязанности провести аттестацию рабочих мест в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «СОШ г. Вельска» основаны на законе и подлежат удовлетворению. Однако, суд считает заслуживающим внимания довод представителя ответчика Б. относительно установления для ответчика иного срока - до хх декабря 2012 года, в течение которого обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда должна быть выполнена, поскольку для данных целей в силу закона требуется изыскание значительных денежных средств сверх выделенных учреждению, необходимо подготовить большой пакет документов для аттестации и провести соответствующие мероприятия. Кроме того, аттестация в силу п. 6 Порядка подлежит проведению аттестующей организацией, аккредитованной в установленном законом порядке, в данном случае у МБОУ «СОШ г. Вельска» заключен гражданско-правовой договор с организацией ООО «ТЭЧ – Сервис», являющейся независимой по отношению к работодателю. Согласно условиям договора, срок оказания услуг аттестующей организацией определен до хх декабря 2012 года. Учитывая указанные и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также то, что МБОУ «СОШ г. Вельска» является бюджетным учреждением, у него отсутствует реальная финансовая возможность привлечь к проведению аттестации дополнительные аттестующие организации, то суд полагает возможным в соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определить для ответчика выполнение возложенной обязанности в срок до хх декабря 2012 года. В соответствии со статьями 88, 94, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика МБОУ «СОШ г. Вельска» подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» государственная пошлина в размере ххх рублей 00 копеек, поскольку исковое заявление прокурором Вельского района подано в защиту неопределенного круга лиц, от уплаты государственной пошлины прокурор при подаче иска в суд был освобожден. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса, суд р е ш и л: исковые требования прокурора Вельского района в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц – удовлетворить. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ г. Вельска» в срок до хх декабря 2012 года провести аттестацию по условиям труда следующих 65 рабочих мест, в том числе: директор; заместитель директора по учебной работе; заместитель директора по учебно-воспитательной работе; заместитель директора по воспитательной работе; заместитель директора по АХР; заведующая библиотекой; главный бухгалтер; ведущий бухгалтер; заведующая столовой; воспитатель в ГПД; педагог – организатор ОБЖ, учитель ИЗО и черчения; педагог – организатор; социальный педагог; учитель – логопед; учитель биологии; учитель химии; учитель физики; учитель информатики; учитель истории и обществознания; учитель технологии (технический труд); учитель технологии (обслуживающий труд); учитель математики – 3 рабочих места; учитель географии; учитель русского языка и литературы – 3 рабочих места; учитель музыки; учитель начальных классов – 11 рабочих мест; учитель иностранного языка – 3 рабочих места; учитель физической культуры – 2 рабочих места; лаборант кабинета химии; документовед; повар – 3 рабочих места; подсобный рабочий кухни; рабочий по обслуживанию зданий и сооружений – 2 рабочих места; уборщик служебных помещений – 8 рабочих мест; старший сторож – 2 рабочих места; дворник; гардеробщик. Взыскать с муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ г. Вельска» государственную пошлину в размере ххх рублей 00 копеек в доход бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район». Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области. Председательствующий Ю.А. Смоленская