О возложении обязанности по предоставлению жилого помещения



Дело № 2-402/2011 29 июня 2011 года

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

с участием прокурора Канаева А.И. и представителя органа опеки и попечительства Юнусовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Фефиловой М.Н. к администрации муниципального образования ** о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» за Фефиловой М.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения.

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и охраняемых законом интересов Фефиловой М.Н. к администрации муниципального образования ** о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам в черте данного муниципального образования. В обоснование заявленного требования указал, что Фефилова М.Н. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и поэтому обладает гарантированным правом на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время она не имеет жилого помещения, признана нуждающейся в жилом помещении, состоит в очереди, но жилье не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Канаев А.И. поддержал иск по тем же основаниям.

Истец Фефилова М.Н. поддержала заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель ответчика, глава МО **, Трапезников В.В., иск признал, указав, что у них имеются две свободные квартиры, которые они готовы предоставить истцу, ранее истец к ним по данному вопросу не обращалась.

Представитель органа опеки и попечительства – Отдел опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. иск поддержала, указав, что истец имеет статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей, выявлена на территории МО **, требования истца основаны на законе.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, положения Федерального закона № 159 распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В судебном заседании установлено, что истец Фефилова М. Н. родилась ** 1991 года в ** Вельского района Архангельской области. Мать истца – Фефилова С.В. умерла ** года. Отец в актовой записи о рождении записан со слов матери.

Таким образом, Фефилова М.Н. имела статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

После смерти матери постановлением главы Пежемской сельской администрации № ** от ** года над Фефиловой М.Н. назначен опекун – сестра Глотова И.Н., в период до * года Фефилова М.Н. проживала в семье опекуна и сестры, по адресу с.** по ул.** д.* кв.*, где в 2008 г была зарегистрирована, и сохраняет регистрацию до настоящего времени. Нанимателем данной квартиры является Глотова И.Н. Ранее истец проживала с матерью по другому адресу в этом же населенном пункте.

Постановлением главы администрации Вельского района № ** от ** года Глотова И.Н. освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетней Фефиловой М.Н.

Постановлением главы администрации Вельского района № ** от ** года опекуном Фефиловой М.Н. назначена бабушка несовершеннолетней - Глотова Л.В., с которой стала проживать Фефилова М.Н. по адресу с. ** ул. ** д. *, в ** году опека над несовершеннолетней Фефиловой М.Н. снята.

Постановлением главы администрации Вельского муниципального района от ** 2007 года № ** в связи с тем что жилое помещение в с.** по ул.** д.* кв.* признано непригодным для проживания, за Фефиловой М.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения.

Село * является административным центром * сельского поселения.

В настоящее время Фефилова М.Н. проживает в п.** в квартире принадлежащей отцу её сожителя, не имеет жилого помещения предоставленного по договору социального найма, состоит во внеочередной очереди в МО ** на получение жилого помещения.

За истцом не может быть закреплено жилое помещение в другом населенном пункте, поскольку истец как ребенок, оставшаяся без попечения родителей выявлена на территории МО **.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей.

Судом установлено, что за Фефиловой М.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с тем, что она относится к лицам оставшимся без попечения родителей.

В этой связи, истец был поставлен на внеочередное получение жилья в установленном законом порядке органом местного самоуправления по месту жительства, жилых помещений за ним в настоящее время не закреплено.

На момент судебного разбирательства жилищные Фефиловой М.Н. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, жилое помещение по месту жительства в черте муниципального образования «Пежемское», либо компенсация за него, ей не предоставлены.

Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в судебное заседание представлено не было.

В силу положений закона «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч-ОЗ, статусом сельского поселения наделено **.

Согласно ст. 2 Устава муниципального образования **, Территория деревни ** входит в состав муниципального образования **.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Фефилова М.Н. не обеспечена жилой площадью по договору социального найма и ей не предоставлено жилое помещение. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, у него возникло право требования жилого помещения на территории сельского поселения.

Таким образом, администрация МО ** обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решениям главы МО ** №** от ** 2010 года утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека.

На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО ** предоставить Фефиловой М.Н. на территории сельского поселения Пежемское жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м. применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Фефиловой М. Н. к администрации муниципального образования ** о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования ** предоставить Фефиловой М. Н. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., в черте муниципального образования ** Вельского района Архангельской области, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования **, и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин