О возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-405/2011 22 июня 2011 года

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Ткаченко И. А. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и администрации муниципального образования ** о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

у с т а н о в и л :

постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» за Ткаченко И.А. признано право на внеочередное получение жилого помещения.

Ткаченко И.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма общей площадью соответствующей социальной норме предоставления жилья. В обоснование заявленного требования указала, что является лицом из числа детей оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он не имеет жилого помещения, признан нуждающимся в жилом помещении, состоит на очереди, но жилье не предоставлено.

В судебное заседание истец Ткаченко И.А. поддержал заявленные требования по тем же основаниям.

Представитель органа опеки и попечительства – отдела опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. иск поддержала, указав, что истец имеет статус лица, оставшего без попечения родителей, выявлен на территории г. Вельска, требования истца основаны на законе.

Представитель ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия, указав, что администрация МО «Вельский муниципальный район» является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочиями по предоставлений жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований городских и сельских поселений.

Представитель ответчика - администрации МО **, привлеченный к участию в деле на основании ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение органа опеки и попечительства, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, положения Федерального закона № 159 распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В судебном заседании установлено, что истец Ткаченко И.А. родился ** года в ** ** района Архангельской области. Мать истца – Ткаченко (Федяева) Г.А. решением Шенкурского районного суда от ** года лишена родительских прав. Отец в актовой записи о рождении записан со слов матери.

Иск о лишении родительских прав Федяевой Г.А. рассмотрен по месту жительства несовершеннолетнего Ткаченко И.А., который в связи с неисполнением матерью родительских обязанностей проживал у бабушки в д.** Шенкурского района. Ранее Ткаченко И.А. с матерью проживал в г.** по ул.** д.* кв.* в семье Федяевой Э.Я., которые не являлись родственниками ей и её матери, и был зарегистрирован в установленном порядке.

Таким образом, Ткаченко И.А. имел статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Постановлением главы МО «Вельский район» от ** 2001 года №* за Ткаченко И.А. закреплена жилая площадь семьи Федяевой Э.Я. в г.Вельске по ул.* д.* кв.*. В нарушение установленного порядка за несовершеннолетним сохранено жилое помещение, на которое последний не имел право. В связи с чем постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от * 2010 года № * отменено постановление о закреплении за Ткаченко И.А. жилого помещения по ул.* в г.Вельске.

Ткаченко И.А. проживал с сестрой Ткаченко М.А. у опекуна – бабушки Ткаченко О.И. в д.** Шенкурского района до поступления на учебу, в Профессиональное училище № * в п.** Архангельской области, где находится на полном государственном обеспечении.

Решением Вельского районного суда от 12 октября 2010 года возложена обязанность на администрацию МО «Вельское» предоставить жилое помещение его сестре Ткаченко М.А.

Постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» от 19 апреля 2010 года № *, за Ткаченко И.А. закреплено право на внеочередное получение жилого помещения, этим же постановлением отменено постановление о закреплении за Ткаченко И.А. жилого помещения по ул.* в г.Вельске.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Вельское», утвержденного постановлением главы администрации МО «Вельское» № ** от ** 2010 года на основании постановления о праве Ткаченко И.А. на внеочередное получение жилого помещения, Ткаченко И.А. поставлен на учет как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, на настоящее время в общей очереди по № **, номер внеочередного учета **.

В ** 2011 года Ткаченко И.А. закончил обучение в Профессиональном училище, и вернулся в г. Вельск, до настоящего времени Ткаченко И.А. жилого помещения по договору социального найма не предоставлено.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей.

Судом установлено, что за Ткаченко И.А. признано право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с тем, что относится к лицам оставшимся без попечения родителей.

В этой связи, учитывая, что истец был поставлен на внеочередное получение жилья в установленном законом порядке органом местного самоуправления по месту жительства, истец, являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений за ним в настоящее время не закреплено.

На момент судебного разбирательства жилищные права Ткаченко И.А. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, жилое помещение по месту признания за ним права на жилое помещение в черте города Вельска, либо компенсация за него ему не предоставлены.

Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками в судебное заседание представлено не было.

Согласно ст. 8 Конвенции от 04 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» каждый имеет право на уважение его жилища. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В силу положений закона «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч-ОЗ, участниками правоотношений, возникших с участием администрации города Вельска является, в настоящее время, муниципальное образование **.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Ткаченко И.А. не обеспечен жилой площадью по договору социального найма и ему не предоставлено жилое помещение. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, поскольку, он имел право на закрепление за ним право на внеочередное получение жилого помещения.

Таким образом, администрация МО ** обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решениям администрации МО ** № ** от 09 февраля 2006 года утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека.

На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО «Вельское» предоставить Ткаченко И.А. на территории г.Вельска жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям. Одновременно суд пришел к выводу об отказе в иске к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район».

В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Ткаченко И. А. к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» и администрации муниципального образования ** о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения – удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования ** предоставить Ткаченко И. А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., в черте города Вельска Архангельской области, благоустроенное применительно к данному населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В иске к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин