Дело № 2-421/2011 28 июня 2011 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области в составе: председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Звягинской И.С., с участием помощника прокурора Козлова М.Ю., рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования * об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Прокурор обратился в суд с иском к администрации МО * о обязании устранить нарушения в области пожарной безопасности, выявленные в ходе проведенной проверки, путем: обеспечения пожарными переносными мотопомпами населенных пунктов МО *; реализации в полном объеме для п.Важская Запань плана мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности утвержденного постановлением главы администрации МО * №* от 04.05.2007 года; оборудования подъездов к реке Вага площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в п. Важская Запань и д.Ивановская; установки у пожарных водоемов, расположенных в д.Пайтовская и в п.Погост по ул.Новая (2 водоема), а также по направлению движения к ним соответствующих указателей, обеспечением вышеуказанных пожарных водоемов освещением в темное время суток; обеспечения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 источниками наружного противопожарного водоснабжения населенных пунктов МО **, где установлено их отсутствие; обеспечения в д.Горы, д.Луневская, д.Коллектив запасом воды для целей пожаротушения; обеспечения средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара населенных пунктов МО **; обеспечения территории МУК «Судромский центр отдыха» первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки соблюдения правил пожарной безопасности на территории МО **, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, соблюдение которых возложено на администрацию МО**. Выявленные нарушения в части обеспечения мер пожарной безопасности могут привести к возникновению пожара и гибели людей. В судебное заседание помощник прокурора Козлов М.Ю. заявленные требования поддержал по тем же основаниям, уточнив требование о реализации в полном объеме для п.Важская Запань плана мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности, требованием о реализации в полном объеме для п.Важская Запань плана мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности утвержденного постановлением главы администрации МО ** №* от 04.05.2007 года – устройство минерализованных полос вокруг объектов, расположенных в хвойных массивах для предотвращения перехода огня от лесных и торфяных пожаров. Представитель ответчика - администрации МО ** в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно представленного отзыва, не оспаривает выявленные нарушения, исковые требования не признал, указав на недостаток финансирования для выполнения полномочий по обеспечению мер пожарной безопасности. Представитель третьего лица – Отдела надзорной деятельности Вельского района Архангельской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему: В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселений относится организация обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 года «О пожарной безопасности» пожарная безопасность представляет собой состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. К первичным мерам пожарной безопасности относятся реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 10 закона «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходными обязательствами муниципального образования. В соответствии со ст. 2 Устава муниципального образования «Судромское», в состав муниципального образования входят территории деревень Горы, Ивановская, Коллектив, Луневская, Пайтовская, Прилуки и поселков Важская Запань, Иванское, Погост. Согласно ст. 7 Устава МО ** к вопросам местного значения Судромского муниципального образования отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов Судромского сельского поселения. Таким образом, администрация МО ** является ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования. В судебном заседании установлено, что на территории МО ** неоднократно проводились проверки соблюдения действующего законодательства в сфере пожарной безопасности. В ходе проверок выявлялись нарушение требований пожарной безопасности, в адрес администрации МО ** выносились предписания по устранению выявленных нарушений. Так в ходе проверки проведенной в период с * по ** 2011 года в отношении администрации МО * главным государственным инспектором Вельского района Архангельской области по пожарному надзору, выявлено, что ранее выданное предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности от ** 2009 года в установленный срок не исполнено в полном объеме, не все нарушения устранены. В связи с не устранением выявленных нарушений требований пожарной безопасности администрация МО ** в 2009 году привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 3 мая 2011 года по ч.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с исполнением предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проведенной прокуратурой Вельского района проверки исполнения администрацией МО ** действующего законодательства в сфере пожарной безопасности на территории муниципального образования установлено, что ранее выявленные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, а именно: населенные пункты: д.Горы, д.Ивановская, д.Коллектив, д.Луневская, д.Пайтовская, д.Прилуки, п.Важская Запань, п.Иванское, п.Погост не обеспечены пожарными переносными мотопомпами; для населенного пункта п.Важская Запань не реализован план мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности утвержденный постановлением главы администрации МО ** №** от 04.05.2007 года; в населенных пунктах п. Важская Запань и д.Ивановская к естественному водоему - реке Вага не оборудованы подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у пожарных водоемов, расположенных в д.Пайтовская и в п.Погост по ул.Новая (2 водоема), а также по направлению движения к ним не До настоящего времени выявленные нарушения Правила пожарной безопасности в полном объеме не устранены. В соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а - создания в целях пожаротушения условий для забора в любое время - оснащение территорий общего пользования первичными средствами - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в Постановлением главы администрации МО ** № * от ** 2007 года «О первичных мерах пожарной безопасности на территории поселения» утвержден план мероприятий по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Пунктом 7 Плана предусмотрено устройство минерализованных полос вокруг объектов, расположенных в хвойных массивах для предотвращения перехода огня от лесных и торфяных пожаров. В соответствии с п.31 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 (далее Правила пожарной безопасности), сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. Согласно п.112 Правил пожарной безопасности, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). В силу п.94 Правил пожарной безопасности, при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Из п. 90 Правил пожарной безопасности, у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Согласно п.89 Правил пожарной безопасности, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). При этом пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Согласно п.2.11. СНиПа 2.04.02-84 противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединятся с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. При этом в соответствии с п.1 примечания к вышеуказанному пункту СНиПа 2.04.02-84 допускается принимать наружное противопожарное водоснабжение из емкостей (резервуаров, водоемов) в населенных пунктах до 5 тысяч человек. В соответствии с требованиями ч.2 п.8.46 СНиПа 2.04.02-84 диаметр труб водопровода, объединенного с противопожарным, в населенных пунктах и на промышленных предприятиях должен быть не менее 100 мм, в сельских населенных пунктах — не менее 75 мм. Из п.9.29 СНиПа 2.04.02-84 следует, что количество пожарных резервуаров или водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение. Из п. 114 Правил пожарной безопасности, следует, что на территории сельских населенных пунктов должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. В соответствии с абз.4 ст.19 закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений пунктов относится оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. В судебном заседании было установлено, что на территории МО «Судромское» вышеуказанные требования закона об обеспечении первичных мер пожарной безопасности не выполняются, нашли свое подтверждение выявленные нарушения требований по обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Довод администрации МО * о том, что выявленные нарушения связаны недостатком финансирования не может являлся основанием для несоблюдения требований пожарной безопасности. Таким образом, администрация МО * в нарушение требований закона об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования не созданы условия обеспечивающие защищенность от возможности возникновения пожаров, а также условия способствующие в случае возникновения пожаров скорейшему их обнаружению, предупреждения населения о их возникновении, сознания условий по предотвращению распространению пожаров и их тушению. Выявленные нарушения в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности могут привести к возникновению пожара и гибели людей. Из-за несоблюдения администрацией МО * требований закона об обеспечении первичных мер пожарной безопасности, гражданам муниципального образования, в полном объеме не обеспечена защита их прав, гарантирующих охрану и укрепление их здоровья. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что администрация МО ** являясь ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования, указанные обязательства выполняет ненадлежащим образом, а именно не обеспечила выполнение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального образования. При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего исполнения администрацией МО ** требований законодательства в части обеспечения пожарной безопасности в границах муниципального образования **. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, р е ш и л : исковое заявление Прокурора Вельского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ** об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности удовлетворить. Возложить на администрацию муниципального образования ** обязанность устранить выявленные нарушения в области пожарной безопасности путем: - обеспечить населенные пункты: д.Горы, д.Ивановская, д.Коллектив, д.Луневская, д.Пайтовская, д.Прилуки, п.Важская - реализации в полном объеме плана мероприятий по организации - оборудования подъездов к естественному водоему - реке Ваге в - установки у пожарных водоемов, расположенных в д.Пайтовская и - обеспечения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 - обеспечения в д.Горы, д.Луневская, д.Коллектив запаса воды для целей пожаротушения; - обеспечения населенных пунктов: д.Горы, д.Ивановская, д.Коллектив, д.Луневская, д.Пайтовская, д.Прилуки, п.Важская Запань, п.Иванское и п.Погост средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара; - обеспечения территории МУК «Судромский центр отдыха» первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд. Председательствующий И.Г.Латфуллин
установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или
плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), сами
вышеуказанные пожарные водоемы не освещаются в темное время суток; не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями СНиП 2.04.02-84 населенные пункты: п.Погост (установлены водопроводные трубы диаметром 65 мм.), д.Пайтовская (имеется 1 пожарный водоем), д.Ивановская, д.Прилуки, п.Иванское, п.Важская Запань (отсутствуют гидранты либо водоемы, резервуары); в д.Горы, д.Луневская д.Коллектив отсутствует запас воды для целей пожаротушения; населенные пункты: д.Горы, д.Ивановская, д.Коллектив, д.Луневская, д.Пайтовская, д.Прилуки, п.Важская Запань, п.Иванское и п.Погост не обеспечены средствами звуковой сигнализации на случай возникновения пожара; место проведения массовых, общественных мероприятий - территория МУК «Судромский центр отдыха» не обеспечена первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, не разрабатываются и не выполняются мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения.
также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной
безопасности в иных формах;
года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в
сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских
округов.
Запань, п.Иванское, п.Погост пожарными переносными мотопомпами;
обеспечения первичных мер пожарной безопасности утвержденного постановлением главы администрации МО ** № * от ** 2007 года для населенного пункта пос. Важская Запань – устройство минерализованных полос вокруг объектов, расположенных в хвойных массивах для предотвращения перехода огня от лесных и торфяных пожаров;
населенных пунктах п.Важская Запань и д. Ивановская площадками
(пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для
установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
в п.Погост по ул.Новая (2 водоема), а также по направлению движения к
ним соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских,
выполненных с использованием светоотражающих покрытий), обеспечением
вышеуказанных пожарных водоемов освещением в темное время суток;
источниками наружного противопожарного водоснабжения населенные
пункты: п.Погост, д.Пайтовская, д.Ивановская, д.Прилуки, п.Иванское, п.Важская Запань (гидрантами либо водоемами, резервуарами);