Дело № 2-246/2011 19 апреля 2011 года Р Е Ш Е H И Е Именем Российской Федерации Вельский районный суд Архангельской области В составе председательствующего Латфуллина И.Г., при секретаре Звягинской И.С., с участием представителя органа опеки и попечительства Юнусовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Пономаревой Н. А. к администрации МО * о возложении обязанности предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л : Пономарева Н.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования * о возложении обязанности по предоставлению по договору социального найма жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам в черте данного муниципального образования. В обоснование заявленного требования указала, что является ребенком-сиротой и поэтому обладает гарантированным правом на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время она не имеет жилого помещения, признана нуждающейся в жилом помещении, состоит в очереди, но жилье не предоставлено. Истец Пономарева Н.А. поддержала иск в полном объеме. Представитель органа опеки и попечительства – Отдел опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. иск поддержала, указав, что истец является ребенком-сиротой, выявлена на территории МО *, требования истца основаны на законе. Представитель ответчика администрации МО * Нелюбова Е.В. иск признала в полном объеме. Суд принимает признание иска ответчиком, считая, что данное признание не противоречит закону и не нарушает прав и интересов сторон. Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы. Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, положения Федерального закона № 159 распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Истец Пономарева Н. А. родилась * года в д.* * с\с Вельского района Архангельской области. Отец истца – Пономарев А.А. умер * года, мать – Пономарева М.Н. умерла * года. Таким образом, истец Пономарева Н.А. являлась ребёнком- сиротой. За Пономаревой Н.А. в нарушении жилищного законодательства жилого помещения не закреплялось, право на внеочередное получение жилого помещения признано не было. На момент смерти матери, Пономарева Н.А. проживала совместно с ней и была зарегистрирована в д.* Вельского района, в жилом помещении принадлежавшем лицу, не являвшемуся ей и ее матери родственником. В настоящее время данное жилое помещение принадлежит иным лицам, членами семьи которых истец не является. Пономарева Н.А. до настоящего времени сохраняет регистрацию д.* Вельского района. Деревня Ивановская входит в состав муниципального образования *. Постановлением главы администрации Вельского района от *года № * Пономаревой Н.А. назначен попечитель. В связи с поступлением Пономаревой Н.А. на учебу в *, где она, как ребёнком, оставшейся без попечения родителей, находилась на полном государственном обеспечении, постановлением администрации Вельского района от * года № *, попечительство над Пономаревой Н.А. снято. По окончании обучения в *, жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в МО * предоставлено не было. На основании решения жилищной комиссии МО *, постановлением главы администрации МО * № * от * года, Пономарева Н.А. поставлена на учет в качестве нуждающиеся в жилом помещении и включена в список на очередное получение жилого помещения. В настоящее время, Пономарева Н.А. проживает на съемной квартире в д.*д.* Вельского района. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений. Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований. Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области. Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей. Истец, как ребенок-сирота, был поставлен на внеочередное получение жилья в установленном законом порядке органом местного самоуправления по месту жительства, жилых помещений за истцом в настоящее время не закреплено. На момент судебного разбирательства, жилищные права Пономаревой Н.А. как ребенка-сироты не восстановлены, жилое помещение по месту жительства в черте муниципального образования *, либо компенсация за него не предоставлены. В силу положений закона «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч-ОЗ, статусом сельского поселения наделено *. Согласно ст. 2 Устава муниципального образования *, Территория деревни * входит в состав муниципального образования *. Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения. Пономарева Н.А. не обеспечена жилой площадью по договору социального найма и ей не предоставлено жилое помещение на территории сельского поселения. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, у него возникло право требования жилого помещения на территории сельского поселения. Таким образом, администрация МО * обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Решением Совета депутатов МО * утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека. На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО * предоставить Пономаревой Н.А. на территории сельского поселения * жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд р е ш и л : исковые требования Пономаревой Н. А. к администрации МО * о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования * предоставить Пономаревой Н. А. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., в черте муниципального образования * Вельского района Архангельской области, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования *, и отвечающее санитарным и техническим требованиям. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд. Председательствующий И.Г.Латфуллин