О возложении обязанности предоставить жилое помещение



Дело № 2-241/2011 13 апреля 2011 года

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

с участием прокурора Канаева А.И. и представителя органа опеки и попечительства Юнусовой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав и охраняемых законом интересов Самсонова Е. Н. к администрации муниципального образования * о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

у с т а н о в и л :

постановлением главы администрации муниципального образования «Вельский район» за Самсоновым Е.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения.

Прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и охраняемых законом интересов Самсонова Е.Н. к администрации муниципального образования * о возложении обязанности по предоставлению вне очереди по договору социального найма жилого помещения, соответствующего санитарным и техническим нормам в черте города Вельска. В обоснование заявленного требования указал, что Самсонов Е.Н. является лицом, из числа детей оставшихся без попечения родителей и поэтому обладает гарантированным правом на внеочередное предоставление жилья. В настоящее время он не имеет жилого помещения, признан нуждающимся в жилом помещении, состоит в очереди, но жилье не предоставлено.

В судебном заседании помощник прокурора Канаев А.И. поддержал иск по тем же основаниям, при этом уточнил требования, просив, предоставить истцу жилое помещение за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Истец Самсонов Е.Н. поддержал иск в полном объеме и по тем же основаниям.

Представитель ответчика администрации МО *, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель органа опеки и попечительства – Отдел опеки и попечительства администрации МО «Вельский муниципальный район» Юнусова Т.Ю. иск поддержала, указав, что истец имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, выявлен на территории г.Вельска, требования истца основаны на законе.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из ст. 1, положения Федерального закона № 159 распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

В судебном заседании установлено, что истец Самсонов Е. Н.родился * года в г.*Архангельской области.

Мать истца – Самсонова Л.И. решением Вельского районного суда от * года лишена родительских прав. Отец в актовой записи о рождении записан со слов матери.

Таким образом, истец Самсонов Е.Н. имел статус ребёнка, оставшегося без попечения родителей.

Постановлением главы администрации Вельского района *года № *за Самсоновым Е.Н. закреплено жилое помещение по адресу: г.Вельск, ул.*, д.* кв.*.

После лишения матери родительских Самсонов Е.Н. находился в школе-интернате, а после в период обучения в профессиональном училище проживал в общежитии.

На основании акта обследования межведомственной комиссии МО * от * года дом № * по ул.*в г.Вельске признан требующим капитального ремонта, ветхим, а заключением межведомственной комиссии МО * № 1/09 от * года дом № * по ул.* в г.Вельске признан ветхим. Таким образом, в соответствии с данным заключение жилой дом признан непригодными для проживания.

Постановлением администрации МО «Вельский район» № * от * года за Самсоновым Е.Н. в связи с признанием жилого помещения по адресу: г.Вельск, ул.* д.* кв.* ветхим, признано право на внеочередное получение жилого помещения.

Самсонов Е.Н. состоит во внеочередной очереди под № * на получение жилого помещения.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Вельское», утвержденного постановлением главы администрации МО «Вельское» № * от * года на основании постановления о праве Самсонова Е.Н. на внеочередное получение жилого помещения, Самсонову Е.Н. предоставлено жилое помещение в маневренном фонде.

С Самсоновым Е.Н. * года заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда № *, согласно которого Самсонову Е.Н. на срок до *года предоставлено жилое помещение по адресу: г.Вельск ул.* д.*, кв.*.

В соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания.

Договор найма жилого помещения в маневренном фонде от * года истек.

До настоящего времени Самсонову Е.Н. не предоставлено жилого помещения по договору социального найма. Самсонов Е.Н. вынужден проживать у знакомых.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Областного закона № 49-7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по защите жилищных прав детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области» органы местного самоуправления областным законом могут быть наделены государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений.

Законом Архангельской области № 84-5-ОЗ «О порядке наделения органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и муниципальных образований Ненецкого автономного округа отдельными государственными полномочиями Архангельской области» полномочиями по предоставлению жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей наделены органы местного самоуправления муниципальных образований.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6.1 Областного закона № 79-5-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма» учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществляется по месту их рождения или первичного выявления органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области. Жилое помещение детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа предоставляется по месту их учета на территории соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области.

Таким образом, указанными правовыми актами установлено, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, возложено на органы местного самоуправления по месту жительства таких детей.

Судом установлено, что за Самсоновым Е.Н. признано право на внеочередное получение жилого помещения, в связи с тем, что он относится к лицам оставшимся без попечения родителей.

В этой связи, истец был поставлен на внеочередное получение жилья в установленном законом порядке органом местного самоуправления по месту жительства, жилых помещений за истцом в настоящее время не закреплено.

На момент судебного разбирательства жилищные права Самсонова Е.Н. как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не восстановлены, жилое помещение по месту жительства в черте города Вельска, либо компенсация за него не предоставлены.

Доказательств обратному, в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком в судебное заседание представлено не было.

В силу положений закона «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч-ОЗ, участниками правоотношений, возникших с участием администрации города Вельска является в настоящее время, муниципальное образование «Вельское».

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна быть реализована только после предоставления жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Самсонов Е.Н. не обеспечен жилой площадью по договору социального найма и ему не предоставлено жилое помещение. С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец не лишен возможности воспользоваться гарантированным и нереализованным правом на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, у него возникло право требования жилого помещения.

Таким образом, администрация МО «Вельское» обязана исполнить обязательство по предоставлению истцу жилого помещения.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решениям администрации МО «Вельское» № * от * года утверждена норма предоставления жилого помещения по договорам социального найма 10 кв.м. общей площади на одного человека.

На основании изложенного, руководствуясь принципом восстановления права истца, суд считает необходимым обязать администрацию МО * предоставить Самсонову Е.Н. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., применительно к данному муниципальному образованию, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В соответствии со статьей 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования Прокурора Вельского района в защиту Самсонова Е. Н. к администрации муниципального образования * о возложении обязанности предоставить жилое помещение удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования * предоставить Самсонову Е. Н. жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 10 кв.м., в черте муниципального образования * Вельского района Архангельской области, благоустроенное применительно к условиям муниципального образования *, и отвечающее санитарным и техническим требованиям, за счет средств бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин