О признании незаконным решения администрации муниципального образования



Дело № 2-279/2011 20 июня 2011 года

Р Е Ш Е H И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области

В составе председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

с участием помощника прокурора Шухтина М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по иску Прокурора Вельского района в защиту прав и интересов Блинова И. В. о признании незаконным решения администрации муниципального образования ** от ** 2010 года и обязании признать Блинова И.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года,

у с т а н о в и л :

Прокурор Вельского района обратился в суд в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в защиту прав и охраняемых законом интересов Блинова И.В. с иском к ответчику о признании незаконным решения от ** 2010 года об отказе в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и обязании признать Блинова И.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года.

В обоснование заявленных требований указал, что Блинов И.В. относится к категории граждан уволенных с военной службы, согласно справки Военного комиссариата, выслуга лет Блинова И.В. составила ** лет, в ** году поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий и до настоящего состоит на учете, дом, принадлежащий Блинову И.В., является аварийным, о чем имеется соответствующие постановление, иного недвижимого имущества Блинов И.В. не имеет. Блинов И.В. имеет право на участие в подпрограмме, согласно п.п. «г» пункта 5 Правил.

Позднее прокурор уточнил заявленные требования, указав, что Блинов И.В. в соответствии со ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» имеет еще одно основание для удовлетворения заявления, поскольку продолжительность военной службы составила более 20 лет.

В судебном заседании помощник прокурора Шухтин М.П. поддержал иск по тем же основаниям.

Истец Блинов И.В. и его представитель Махотин А.М. поддержали иск в полном объеме и по тем же основаниям. Других требований и оснований не заявили.

Представитель администрации МО ** Куровская И.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно представленного отзыва, заявленные требования не признала.

Суд рассматривает дело в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 18, 40 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации к основным началам жилищного законодательства относится реализация гражданами права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В условиях рыночной экономики граждане обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим и иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 6.ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.

Согласно ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения.

В соответствии с п.2.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Статьей 48 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» и ст. 49 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащего, имеющего звание прапорщик, устанавливается предельный возраст пребывания на военной службе 45 лет.

Статьями 48 и 49 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 № 4338-1 «О статусе военнослужащих» предусмотрены увольнение с военной службы и досрочное увольнение граждан с военной службы и ст.51 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» основания увольнения с военной службы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675, утверждена Федеральная целевая подпрограмм «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение, которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы.

Пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, перечислены категории граждан имеющих право на участие в подпрограмме.

В судебном заседании установлено, что заявитель Блинов И.В., в возрасте 43 года, в звании прапорщик, приказом от 3 марта 1993 года уволен с действительной военной службы в запас по статье 46 пункт «а» (по выслуге установленного срока действительной военной службы).

При увольнении со службы в собственности жилья не имел, проживал в общежитии, предоставленное на период службы жилое помещение было сдано.

В настоящее время в собственности Блинова И.В. на основании договора купли-продажи от ** года в городе Вельске по ул.** д. ** имеется жилой дом.

Постановлением главы администрации МО ** № ** от ** 1998 года Блинов И.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В настоящее время номер очереди **.

Постановлением главы администрации города Вельске от ** 2000 года дом № ** по ул.** в городе Вельске признан непригодным для постоянного проживания.

Решением рабочей группы от ** 2010 года по реализации на территории Вельского района подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы отказано Блинову И.В. в постановке в качестве участника подпрограммы. О решении рабочей группы Блинову И.В. письмом от ** 2010 года сообщил глава МО **, что и явилось основанием для обращения в суд.

Согласно п.5 п.п.«г» абз. 2 Правил правом по на участие в подпрограмме имеют: граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе; граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья; граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, при этом общая продолжительность службы указанных граждан составляет 10 лет и более.

Как было установлено выше, Блинов И.В. уволен с действительной военной службы в запас по статье ** пункт «а» (по выслуге установленного срока действительной военной службы).

В соответствии со статьей ** пунктом «а» Положением о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Вил СССР утвержденных постановлением № 934 Совета Министров СССР от 2 октября 1985 года, прапорщики и мичманы увольняются с действительной военной службы по выслуге установленного срока действительной военной службы – если не изъявят желания продолжать службу.

Пункты «б», «в», «г», «д» статьи ** Положения о прохождении воинской службы прапорщиками и мичманами Вооруженных Вил СССР предусматривают увольнение: по возрасту – достижение предельного возраста состояния на действительной военной службе; по сокращению штатов – при невозможности использования на действительной военной службе в связи с сокращением штатов или организационными мероприятиями; по болезни и по ограниченному состоянию здоровья.

То есть, при увольнении с военной службы по указанным пунктам у лица возникает право на участие в подпрограмме в соответствии с п.5 п.п.«г» абз. 2 Правил.

Таким образом, Блинов И.В. не является тем лицом которое в соответствии с п.5 п.п.«г» абз. 2 Правил входит в круг лиц имеющих право на участие в подпрограмме, поскольку не является уволенным с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, не является уволенным с военной службы по состоянию здоровья и не является уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея при этом общую продолжительность службы 10 лет и более, не смотря на то, что состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Довод прокурора о том, что Блинов И.В. на основании ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих» имеет право на предоставление жилого помещения, в связи с чем Блинов И.В. должен быть признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., является несостоятельным по следующим основаниям.

Действительно, в соответствии со ст.15 Закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение.

В соответствии с указанной статьей Блинов И.В. может иметь право на предоставление жилого помещения, так как признан нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, продолжительность военной службы составила более 20 лет.

Между тем, в соответствии со ст.15 Закона «О статусе военнослужащих», лицам признанным нуждающимися в жилых помещениях и имеющих продолжительность военной службы более 20 лет, жилые помещения предоставляются, находящиеся в федеральной собственности, по выбору гражданина в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства.

Закон «О статусе военнослужащих» не содержит основания для обеспечения граждан, уволенных с военной службы жилыми помещениями в форме участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г.

Основания для участия в подпрограмме определены в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в соответствии с которыми как было установлено выше, Блинов И.В. не входит в круг лиц имеющих право на участие в подпрограмме.

Соответствие Блинова И.В. требованиям Закона «О статусе военнослужащих» для обеспечения жилыми помещениями не является основанием для удовлетворения заявленного иска, является самостоятельным правом Блинова И.В. для предоставления жилого помещения в одной из трех форм установленных Законом «О статусе военнослужащих».

На основании изложенного суд приходит выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении иска Прокурору Вельского района в защиту прав и интересов Блинова И. В. о признании незаконным решения администрации муниципального образования ** от ** 2010 года и обязании признать Блинова И.В. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010г., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин