О признании бездействия администрации МО незаконным



Дело № 2-843/2011 12 сентября 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Латфуллина И.Г.,

при секретаре Звягинской И.С.,

с участием помощника прокурора Богдановой А.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению Прокурора Вельского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы муниципального образования ** по организации подготовки к отопительному периоду и возложении на главу муниципального образования ** обязанности по подготовке к отопительному периоду,

у с т а н о в и л :

прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия главы муниципального образования ** по организации в границах п.Тегро-озеро электро-, тепло, газо, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г., и возложении на главу муниципального образования «Тегринское» обязанности по принятию всех необходимых мер для организации в границах п.Тегро-озеро электро-, тепло, газо, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г., в обоснование, указав, что в ходе проведенной проверки установлено, что муниципальное образование не подготовлено к отопительному периоду, не приняты необходимые меры по подготовке к отопительному периоду.

В дальнейшем прокурор Вельского района изменил заявленные требования, исключив требования в части признания незаконным бездействия главы муниципального образования ** по организации в границах п.Тегро-озеро электро-, газо, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г., и возложении на главу муниципального образования ** обязанности по принятию всех необходимых мер для организации в границах п.Тегро-озеро электро-, газо, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г.

В судебном заседании помощник прокурора Богданова А.А. измененные требования поддержала по тем же основаниям.

Глава МО ** Зенькович Е.А., признавая обязанность по организации подготовки к отопительному периоду, заявленное требование не признал, указав, что объекты теплоснабжения принадлежат другим лицам, подготовка к отопительному периоду частично проводилась, но документы об этом отсутствуют, полномочия по теплоснабжению с 15 сентября 2011 года переданы муниципальному району.

Представитель администрация МО «Вельский муниципальный район» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Суд рассматривает дело в отсутствие данных лиц в порядке ст. 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему:

В соответствии с положениями п.4 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 27июля2010года №190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Статьей 7 Устава муниципального образования «Тегринское» организация в границах Тегринского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к полномочиям муниципального образования «Вельское».

Таким образом, к полномочиям по организации в границах Тегринского сельского поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом является обязанностью муниципального образования «Тегринское».

В силу статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязанность по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом на территории МО «Тегринское» лежит именно на главе муниципального образования, как на высшем должностном лице муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что муниципальное унитарное предприятие «Тегринское» решением арбитражного суда Архангельской области от 25 декабря 2009 года признано несостоятельным (банкротом), введено конкурсное производство.

В ходе конкурсного производства в отношении МУП ** основная часть коммунальной инфраструктуры, в том числе тепловые сети, сети водопровода и канализации необходимые для предоставления коммунальных услуг на территории МО ** проданы.

В настоящее время в собственности администрации МО ** объектов жилищно-коммунального хозяйства способных обеспечить надлежащие предоставление услуг по теплоснабжению Тегринского сельского поселения не имеется, что подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.

В связи с банкротством МУП **, для предоставления на территории МО ** создано МУП «Тегра ЖКХ», между тем, договор на поставку топлива МУП «Тегра ЖКХ» с ресурсоснабжающей организацией не заключен, нормативный запас топлива для поселка не подготовлен.

Пунктом 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003г. № 170, установлено, что сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Соответственно в Вельском районе датой окончания подготовки к зиме является 1 сентября.

Пункт 2.6.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определяет, что подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.

Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.

Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.

Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.

Пункт 2.6.10 Правил предусматривает наличие документов подтверждающих готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях, а именно: паспорта готовности дома к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода; запаса песка для посыпки тротуаров - из расчета не менее 3 - 4 кб.м. на 1 тыс. кв.м. уборочной площади; актов о готовности к зиме с оценкой качества подготовки зданий и квартир к зиме и акта по каждому объекту, а также актов на испытания, промывку, наладку систем холодного, горячего водоснабжения и отопления, при этом данные документы должны быть утверждены и сданы до 15 сентября.

В судебное заседание не были представлены вышеназванные документы, подтверждающие готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства по теплоснабжению к началу отопительного сезона, что подтверждает не подготовленность пос.Тегро-озеро Вельского района Архангельской области к началу отопительного сезона 2011-2012 г.г., об их отсутствии прямо указано главой администрации МО «Тегринское».

В настоящее время в п.Тегро-озеро имеется недельный запас топлива, в то время как в соответствии с Правилами до начала отопительного сезона на котельных должен быть сделан запас твердого топлива не менее 70% потребности отопительного сезона.

Пунктом 2.6.13 Правил определены работы, которые должны быть проведены в летний период.

Доказательств в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации МО ** о проведении данных работ в границах пос.Тегро-озеро не предоставлены, что подтверждается материалами дела.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что в границах пос.Тегро-озеро работы по подготовке теплоснабжения к отопительному сезону в срок до 1 сентября 2011 года не проведены.

В соответствии со ст.15 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», между МО ** и МО «Вельский муниципальный район» с 15 сентября 2011 года заключено соглашение о передаче МО «Вельский муниципальный район» полномочий по организации теплоснабжения в границах МО **.

Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, а также иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования, являясь высшим должностным лицом муниципального образования и наделенный соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и по организации теплоснабжения на территории МО **, должен организовать подготовку муниципального образования к отопительному сезону 2011-2012 г.г. таким образом, чтобы в срок до 1 сентября 2011 года были проведены все необходимые работы по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к зиме для бесперебойного снабжение населения муниципального образования тепловой энергией.

Между тем, глава муниципального образования **, имея соответствующие полномочия, не принял достаточные и эффективные меры по организации теплоснабжения к началу отопительного сезона 2011-2012 г.г. в границах пос.Тегро-озеро Вельского района Архангельской области.

Бездействие главы муниципального образования ** нарушает права и законные интересы населения пос.Тегро-озеро МО «Тегринское».

В материалах дела отсутствуют доказательства в опровержение вывода о бездействии со стороны главы муниципального образования. Довод главы муниципального образования о не проведение части работ и не оформление документов по проведенным работам связано с банкротством МУП «Тегринское» и довод о принадлежности объектов теплоснабжения другим лицам, не может являться причиной ненадлежащего выполнения обязанности по подготовке МО ** к отопительному сезону, что не влияет на объем полномочий главы муниципального образования по организации подготовки муниципального образования к началу отопительного сезона.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку в судебном заседании нашел свое подтверждение факт ненадлежащего выполнения главой МО ** вопросов местного значения – по организации теплоснабжения при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г. в границах пос.Тегро-озеро.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

заявление Прокурора Вельского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия главы муниципального образования ** по организации подготовки к отопительному периоду и возложении на главу муниципального образования ** обязанности по подготовке к отопительному периоду удовлетворить.

Признать незаконным бездействия главы муниципального образования ** по организации теплоснабжения при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г. в границах пос.Тегро-озеро Вельского района Архангельской области.

Возложить на главу муниципального образования ** обязанность по организации теплоснабжения при подготовке к отопительному периоду 2011-2012 г.г. в границах пос. Тегро-озеро Вельского района Архангельской области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде путем подачи жалобы через Вельский районный суд.

Председательствующий И.Г.Латфуллин