ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Вельский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Пестерева С.А., при секретаре Белых С.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вельске 07 сентября 2011 года гражданское дело по иску Салиной В.М., Золотых Т.Н., Крюковой Е.С. к администрации муниципального образования «А**», администрации муниципального образования Вельский муниципальный район» о понуждении к выдаче утвержденной схемы расположения земельных участков, у с т а н о в и л: истцы обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «А**» о понуждении к выдаче утвержденной схемы расположения земельных участков. Обосновывают свои требования тем, что ** года они обратились в МО «Вельский муниципальный район» с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков из категории земель: земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства в пос. А**, Вельского района: Салина В.М. месторасположение, которого находится примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № * по ул. С**, Крюкова Е.С. месторасположение примерно в 136 метрах на юго-запад от жилого дома № * по ул. С** и Золотых Т.Н. месторасположение примерно в 178 метрах на юго-запад от дома № * по ул. С**. На основании соглашения полномочия по оформлению земельных участков в собственность и аренду, расположенные на территории сельского поселения администрации МО «А**» в соответствии с действующим земельным законодательством переданы названному муниципальному образованию. В удовлетворении заявления было отказано, что противоречит требованиям федерального законодательства. Данные участки не ограничены и не изъяты в обороте, не зарезервированы для государственных и муниципальных нужд, свободны от прав третьих лиц. В связи с тем, что ответчиком не выданы необходимые документы, истцы не имеют возможности продолжить процедуру оформления земельных участков. Затем истцы уточнили исковые требования и просят обязать администрацию муниципального образования «А**» выдать им утвержденные схемы расположения земельных участков в пос. А** Вельского района: Салиной В.М. месторасположение, которого находится примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № ** по ул. С** в пос.А**, Золотых Т.Н. примерно в 178 метрах на юго-запад от дома № ** по ул. С** и Крюковой Е.С. месторасположение примерно в 136 метрах на юго-запад от жилого дома № ** по ул. С**. Салина В.М., Золотых Т.С., Крюкова Е.С. на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, согласно заявлению, просят рассмотреть дело без их участия, на удовлетворении иска настаивают по тем же основаниям. Представитель МО «А**» на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, исковые требования не признают, ссылаясь на то, что муниципальное образование «А**» не имеет соответствующих полномочий на утверждение схем расположений земельных участков. Представитель третьего лица - КУМИ и РМП МО «Вельский муниципальный район» и администрации МО «Вельский муниципальный район», привлеченной судом в качестве соответчика, на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия их представителя. Суд рассматривает дело в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему. В силу п. 1,2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе на категории - земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В судебном заседании установлено, что протоколом № ** от ** года районной межведомственной комиссий по выбору земельных участков на территории МО «Вельский муниципальный район» и изменению одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования было принято решение о возможности использования для ведения личного подсобного хозяйства 25 земельных участков, расположенных в пос. Аргуновский Вельского района, кадастровый квартал **(л.д.15-18). Салина В.М., Крюкова Е.С., Золотых Т.Н. **года обратились в администрацию МО «Вельский муниципальный район» с письменными заявлениями о предоставлении им в аренду земельных участков, расположенных в пос. А** Вельского района для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлениям истцами были приложены схемы с указанием мест расположения испрашиваемых земельных участков (л.д.19-21). Глава администрации МО «А**» на заявление истцов дал им письменный ответ от** года, указав, что испрашиваемые земельные участки являются ранее учтенными и предоставлены для ведения огородничества (л.д.22-24). В соответствии с п.2.2, п. 2.5 Положения о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах территории МО «Вельский муниципальный район», утвержденного решением XIX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 13 сентября 2006 года № 301 и действовавшее на момент подачи заявления о предоставлении в аренду земельных участков, предметами ведения МО «Вельский муниципальный район» является: управление и распоряжение землями, находящимися в ведении района, в соответствии с предоставленными полномочиями; обеспечение процедуры предоставления земельных участков, городские и сельские поселения принимают участие в формировании материалов инвентаризации земель, установлении границ земель поселений, готовят проекты постановлений о предоставлении земельных участков. Разделом IV Положения определён порядок предоставления земельных участков в собственность или аренду гражданам для целей не связанных со строительством. Рассмотрение заявок производится межведомственной комиссией, рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до момента вынесения Комиссией решения о выборе земельного участка. При рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков учитываются следующие критерии: месторасположение участка, испрашиваемое целевое назначение, разрешённое использование, обеспечение участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктурами, отдалённость места проживания заявителя от испрашиваемого земельного участка. Уполномоченный орган или по его поручению соответствующая землеустроительная организация с учётом зонирования территории в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка, утверждает его путём вынесения постановления об утверждении проекта границ и выносит постановление о предоставлении этого земельного участка в собственность или аренду. Решением XХX сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 06 апреля 2011 года № 379 указанное выше решение признано утратившим силу (л.д.25). В настоящее время вступило в законную силу Положение о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», утвержденное решением XXХII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 27 июля 2011 года № 404. (далее - Положение) Действующее Положение предусматривает тот же порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», что и Положение, действующее на момент возникновения спорных правоотношений. Пункт 2.5 Положения определят, что городские и сельские поселения, в том числе согласовывают схемы расположения земельных участков на кадастровой карте территории, готовят проекты постановлений об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровой карте территории. Между МО «Вельский муниципальный район» и МО «А**» заключено соглашение от **года о совместном сотрудничестве по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и дополнительное соглашение к данному соглашению от ** года (л.д.65-67,73 ). В соответствии с указанным соглашением и дополнением к нему администрация МО «А**» готовит и утверждает проект (схемы) границ земельного участка, осуществляет подготовку проектов договоров с физическим лицами и материалов на районную межведомственную комиссию по выбору земельных участков на территории МО «Вельский муниципальный район». Разница в регламентации полномочий обусловлена в законодательной замене понятий «проект границ земельного участка» понятием «схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории». Испрашиваемые истцами земельные участки расположены в границах поселения муниципального образования «А**». Местоположение испрашиваемого Салиной В.М. земельного участка находится примерно в 96 метрах по направлению на юго-запад от жилого дома № ** по ул. С**, пос. А** Вельского района Архангельской области. Местоположение испрашиваемого Крюковой Е.С. земельного участка находится в этом же населенном пункте примерно в 136 метрах по направлению на юго-запад от дома № ** по ул. С*** и испрашиваемого Золотых Т.Н. земельного участка находится примерно в 178 метрах по направлению на юго-запад от дома № ** по ул. С**. Данные обстоятельства подтверждаются как материалами дела, так и представленными схемами расположения земельных участков. Названные земельные участки не изъяты из оборота, не зарезервированы для государственные или муниципальных нужд и свободны от прав на них третьих лиц, что сторонами не оспаривается. Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку они основаны на законе. К данному выводу суд пришел на основании следующего. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О личном подсобном хозяйстве» от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. В заявлении о предоставлении земельного участка, из земель находящихся в муниципальной собственности в аренду должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации). Поданные истцами заявления о предоставлении земельных участков в аренду, по форме составления фактически соответствуют требованиям, установленным ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации. Обязанность выдачи заявителям в месячный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с требованиями п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации и п. 4.12 указанного выше Положения от 27 июля 2011 года возложена на администрацию МО «А**». Испрашиваемые участки не ограничены и не изъяты в обороте, не зарезервированы для государственных и муниципальных нужд, свободны от прав третьих лиц. В судебное заседание ответчиком не представлено в соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ доказательств наличия обстоятельств, являющихся согласно статье 28 Земельного кодекса РФ основаниями для отказа в предоставлении истцам испрашиваемых земельных участков в соответствии с целями использования земельных участков, их размерами и местоположением. Каких-либо актов зонирования территории, и её целевого использования в месте расположения испрашиваемых истцами земельных участков администрацией МО «А**» не принималось, в опровержение этому доказательств не предоставлено. Кроме того, не представлены доказательства, подтверждающие резервирование указанных земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также невозможность использования земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в пределах поселения в соответствии с утверждённым видом разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий и их видами и составом территориальных зон жилой застройки в соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах суд считает установленным факт того, что испрашиваемые истцами земельные участки являются свободными, не обременены правами третьих лиц, а также отсутствуют иные обстоятельства, в силу которых использование указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства является невозможным. Довод ответчика МО «А**» о том, что он не уполномочен утверждать схемы расположения земельного участка является необоснованным, поскольку противоречит как ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, так и принятым положениям МО «Вельский муниципальный район» в пределах своей компетенции. Так ч. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Согласно указанной нормы орган местного самоуправления в месячный срок утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, а заявитель в свою очередь обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Следовательно, орган местного самоуправления должен предоставить заявителю согласованную и утвержденную схему расположения земельного участка, а поскольку полномочия по согласованию и утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане переданы администрации МО «А**», то на администрацию названного муниципального образования возложена обязанность по выдаче уже согласованной и утвержденной схемы расположения испрашиваемого земельного участка заявителям, то есть в данном случае истцам. Данный вывод суда согласуется с п.п. 2,5, 4.12 Положения о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории муниципального образования «Вельский муниципальный район», утвержденное решением XXХII сессии Собрания депутатов МО «Вельский муниципальный район» от 27 июля 2011 года № 404, разделом 2 «Права и обязанности Поселения» Соглашения о совместном сотрудничестве от 01 января 2008 года. Не предоставление схем расположения земельных участков на кадастровом плане не дает истцам возможности выполнения в отношении испрашиваемых земельных участков кадастровых работ и оформления государственного кадастрового учета этих земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», то есть ограничивает их права, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Таким образом, иск к администрации МО «А**» подлежит удовлетворению, а в удовлетворении иска к администрации МО «Вельский муниципальный район» надлежит отказать. В соответствии со ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом удовлетворения иска с надлежащего ответчика в пользу истцов подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная ими при подаче искового заявления в суд в размере по ** рублей каждому. р е ш и л : иск Салиной В.М., Золотых Т.Н., Крюковой Е.С. к администрации муниципального образования «А**» - удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «А**» выдать Салиной В.М. утвержденную схему расположения земельного участка, местоположение которого находится примерно в 96 метрах на юго-запад от жилого дома № ** по ул. С**, поселок А**, Вельского района Архангельской области. Обязать администрацию муниципального образования «А» выдать Крюковой Е.С. утвержденную схему расположения земельного участка, местоположение которого находится примерно в 136 метрах на юго-запад от жилого дома № ** по ул. С**, поселок А**, Вельского района Архангельской области. Обязать администрацию муниципального образования «А**» выдать Золотых Т.Н. утвержденную схему расположения земельного участка, местоположение которого находится примерно в 178 метрах на юго-запад от жилого дома № ** по ул. С**, поселок А**, Вельского района Архангельской области. В удовлетворении иска к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» - отказать. Взыскать с администрации муниципального образования «А**» в счёт возврата уплаченной государственной пошлины в пользу Салиной В.М. - ** рублей, в пользу Золотых Т.Н. - ** и в пользу Крюковой Е.С. - **рублей. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельском областном суде, путем подачи жалобы через Вельский районный суд.