О признании незаконным бездействия администрации МО



Дело № 2-501/2011 21 июня 2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего Стрюковой Е.С.,

при секретаре Киселеве М.Э.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Поповой О.А. и муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости,

у с т а н о в и л :

Прокурор Вельского района обратился с заявлением в интересах Поповой О.А. о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на жилой дом по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленного требования указал, что на основании ордера на жилое помещение , выданного администрацией г. Вельска, Попова О.А. приобрела право на проживание в жилом помещении по адресу г. Вельск, <адрес>. Указанная квартира находится в жилом доме, переданном администрации МО «<адрес>» в муниципальную собственность в составе жилого фонда ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты>. Законом Архангельской области от 15.03.2007 № 336-16-03 «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Вельское», «Солгинское», «Усть-Вельское» Архангельской области» жилой дом по адресу г. Вельск, <адрес> передан в муниципальную собственность МО «<данные изъяты>». Однако в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним правообладателем указанного объекта является Открытое акционерное общество <данные изъяты> «<данные изъяты>». Право собственности МО «<данные изъяты>» на жилой дом в установленном законом порядке не зарегистрировано, администрация МО «<данные изъяты>» не предпринимает никаких действий, для регистрации права собственности. Указанным бездействием администрация МО «<данные изъяты>» нарушает права законные интересы заявителя Поповой О.А., лишенной в связи с этим возможности приватизировать квартиру в сфере пользования и дальнейшего распоряжения жилым помещением, находящимся в муниципальном жилищном фонде. Кроме того, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на данный жилой дом лишает возможности выделения бюджетных денежных средств на его содержание, ремонт и обслуживание.

В судебном заседании помощник прокурора Шухтин М.П. поддержал заявленные требования в полном объеме по тем же основаниям, дополнительно указал, что на момент рассмотрения дела ситуация не изменилась.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В судебном заседании установлено, что Законом Архангельской области от 15.03.2007 № 336-16-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Вельский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Вельское», «Солгинское», «Усть-Вельское» Архангельской области» в муниципальную собственность МО «<данные изъяты>» передан жилой дом по адресу г. Вельск, <адрес>, за исключением квартир , , нежилого помещения площадью 69,9 кв.м..

Ранее указанный дом принадлежал ОАО «<данные изъяты>».

ДД.ММ.ГГГГ главой МО «<адрес>» издано распоряжение -р о начале передачи в муниципальную собственность жилого фонда, в том числе жилого фонда ОАО «<данные изъяты>» (<данные изъяты>) общей площадью 11624.1 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ заключен договор передачи жилого фонда ОП <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» в муниципальную собственность.

Передача жилого дома по адресу: г. Вельск, <адрес> подтверждается актом приемки-передачи основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, авизо от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ принят в муниципальную собственность от <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» жилой фонд общей площадью 7588,1 кв.м. и передан в оперативное управление МУП «<данные изъяты>».

Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «<данные изъяты>» прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к ОАО «<данные изъяты>».

Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правообладателем объекта – жилой дом по адресу г. Вельск, <адрес> - является Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «<данные изъяты>».

Следовательно, право собственности МО «<данные изъяты>» не зарегистрировано в установленном порядке.

Попова О.А., в интересах которой обратился с заявлением прокурор, проживает в <адрес> г. Вельска на основании заключенного договора социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Попова О.А. обратилась с заявлением о приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ подписан договор приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ Попова О.А. обратилась в прокуратуру с заявлением, в котором указала, что при выдаче пакета документов для приватизации юрисконсульт МУП «<данные изъяты>» пояснила ей, что устанавливать право собственности на данную квартиру нужно через суд, так как право собственности на дом зарегистрировано за бывшим собственником.

В период проведения проверки администрация МО «<данные изъяты>» сообщила, что с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой <адрес> г. Вельска не обращалась в связи с нехваткой денежных средств.

Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правообладателе объекта недвижимости – квартиры по адресу г. Вельск, <адрес> отсутствуют.

Статья 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При этом указано, что обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

Право собственности МО «<данные изъяты>» на многоквартирный жилой дом по адресу: г. Вельск, <адрес> возникло после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ, то есть оно подлежит обязательной государственной регистрации.

Отсутствие обращения с целью регистрации права собственности является несоответствующим закону. Какие-либо основания для неисполнения возложенной законом обязанности отсутствуют.

Указанное бездействие нарушает права Поповой О.А., в интересах которой обратился прокурор.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, а также обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях.

Одна из целей приватизации - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище.

Вместе с тем, наличие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о предыдущем правообладателе создает препятствия для реализации права на приватизацию, так как ставит под сомнение законность отчуждения жилья со стороны МО «<данные изъяты>».

Являются обоснованными также и доводы прокурора о нарушении иных прав вследствие отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности на жилой дом.

Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены полномочия по формированию, утверждению, исполнению бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета, а также полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов местного самоуправления по обеспечению надлежащего осуществления принадлежащих муниципальным образованиям правомочий владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом.

В соответствии со ст. 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности, которые не относятся к муниципальной собственности, не допускается.

Отсутствие регистрации права собственности МО «<данные изъяты>» на многоквартирный жилой дом по адресу Архангельская область, г. Вельск, <адрес> препятствует осуществлению полномочий МО «<данные изъяты>» на владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения путем выделения бюджетных средств необходимых на содержание, ремонт и обслуживание указанного дома, так как юридически он не относится к объектам муниципальной собственности.

Указанное обстоятельство нарушает не только права МО «<данные изъяты>», но и граждан, проживающих в жилом доме на условиях социального найма, так как создает дополнительные препятствия для поддержания имущества в надлежащем состоянии.

Учитывая, что обязанность по регистрации права собственности на жилой дом установлена законом, а ее невыполнение нарушает права лиц, в интересах которых обратился прокурор, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

заявление прокурора Вельского района Архангельской области в интересах Поповой О.А. и муниципального образования «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты>» в части неисполнения требований закона об обязательной государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – многоквартирный жилой дом по адресу: Архангельская область, г. Вельск, <адрес>.

Обязать администрацию МО «<данные изъяты>» зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на объект недвижимости – многоквартирный жилой дом по адресу: Архангельская область, г. Вельск, <адрес> срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Архангельский областной суд путем подачи жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий Е.С. Стрюкова